Действительно, почему бы не съездить? О том, что Браслав находится в пределах не более чем четырехчасовой автомобильной доступности от белорусской столицы, неопровержимо свидетельствует специальный знак на стене местного почтамта.
Правда, в Минске навигатор заверил, что до места назначения нам предстоит преодолеть 251 км, но и стартовали мы не со столичной Октябрьской площади, где расположен белорусский "нулевой километр". А отправил нас навигатор прочь из столицы по трассе М3 до Бегомля, где предложил повернуть на Докшицы и далее по Р3, уже никуда не сворачивая, через Глубокое и Шарковщину довел до Браслава.
Р3, как, впрочем, и другие дороги на Браславщине, более-менее. Двухполосные, не сказать, что ровные… Но разбитый асфальт по пути не встретился, влететь в яму шансов нет, попутных и встречных машин тоже почти нет, так что поезжай себе и крути головой во все стороны, размышляя, что в автопутешествии интереснее, сам процесс или его конечная цель.
Что касается цели - она практически ровесник Минска. Два года разницы в старшинстве Браслава не в счет, учитывая историческую погрешность. Первое упоминание о городе встречается в "Хронике Быховца" и связано, как у нас водится, с кровопролитием. Но если родословная Минска начинается с междоусобицы полоцкого князя Всеслава Чародея со своими же киевскими дядьями, то под Браслав, где "багата шкоды учынiлi - землi спустошылi i людзей мноства у палон павялi", явились чужестранцы.
А названием Браслав, в те времена именовавшийся Брячиславлем, обязан полоцкому князю Брячиславу, между прочим, папаше Чародея. Это он, воспользовавшись наличием высокого холма на узком перешейке между озерами Дривяты и Новято, построил или, может быть, просто модернизировал в пограничную крепость уже имевшееся здесь поселение. Позже название трансформировалось в Браслав. Есть и другое - легендарное - объяснение названия, но о нем не сейчас.
Диорама в местном краеведческом музее утверждает, что крепость могла выглядеть так.
Музей, безусловно, надо посетить. Расположен он на ул. Энгельса, упирающейся как раз в подошву Замковой горы, на которой стоял древний Браслав. Экспозиция музея размещается не на двух, как можно подумать, глядя на домик снаружи, а на трех уровнях. Первый уровень в подвале или, вернее, под землей, где и полагается находиться разным доисторическим артефактам, найденным в браславских землях.
В городище же, на остатках его земляных оборонительных валов, откуда выкопаны некоторые музейные экспонаты, сейчас находится могила Станислава Нарбута - городского врача, открывшего в 1906 году в городе одну из лучших на то время больниц. Здание больницы сохранилось, это тоже одна из местных достопримечательностей.
Но насколько дорога память о Нарбуте и делах давно минувших дней нынешним жителям Браслава, если в 100 метрах от могилы на древнем городище разместилась летняя эстрада, уверяющая, что Браслав летом - это не только купание и рыбная ловля? Если честно, разобрал бы я эту эстраду, а высвободившиеся строительные материалы пустил бы на постройку лестницы, ведущей с горы, взамен полусгнившей теперешней.
Вот смотрите: слева - озеро Новято, справа - Дривяты, а на перешейке между ними костел постройки 1824 года и церковь 1897 года. Чересчур поспешное желание ознакомиться с этими сооружениями вблизи, для чего надо сойти с Замковой горы, может запросто обернуться повреждением копчика на проломившихся ступеньках теперешнего спуска.
Похоже, костел здесь главный. Он и появился раньше, и стоит повыше, и внутри краше.
И еще, как выяснилось, за костелом кто-то соорудил грандиозный ковчег - а как иначе можно идентифицировать постройку, напоминающую выброшенный на берег корабль? Смущает только Иисус - вот в чем проблема. Если, конечно, это он. Все-таки история с Ноем приключилась намного раньше, распяли Спасителя на Голгофе, а не на крыше ковчега, да и поза распятого вроде непохожа на каноническую.
Церковь скромнее: стоит в низинке, внутри расписана проще. И нет возле нее этих не совсем понятных затей с ковчегом.
Отдельного упоминания достоин исторический герб Браслава. Нельзя сказать, что в городе он встречается на каждом углу, зато его можно найти на оборотной стороне каждой однодолларовой американской купюры. Между тем герб был пожалован городу еще в XVIII веке, а купюра с его изображением появилась в США в XX.
Кстати о деньгах - самое время вспомнить и о них. Отмахав 250 км до Браслава, вряд ли захочется проделать обратную дорогу в тот же день, даже если уже упомянутые достопримечательности будут осмотрены в темпе вальса. Ну а если еще и с погодой не случится загвоздки, тогда и вовсе есть смысл задержаться. Бюджет же любой не однодневной поездки помимо расходов на топливо, а их легко прикинуть по пробегу, состоит еще из двух основных пунктов. Первый - питание. С этим все просто: в городе одно реально функционирующее с утра до вечера заведение, в котором на втором этаже расположен ресторан, а на первом - кафе по интерьеру, столовая самообслуживания по способу получения еды и расчета за нее.
Но способ получения еды не главное. Главное, что кормят в кафе неплохо и недорого - плотный обед из трех блюд с тортиком на десерт обойдется примерно в 60-70 тысяч рублей. В качестве бонуса бесплатный Wi-Fi. Найти кафе нетрудно. Находится оно на ул. Советской, параллельной берегу озера Дривяты и прибрежному шоссе, по которому вы непременно приедете из Минска. Нужно только перед пляжем повернуть направо и доехать до первого и, похоже, единственного на весь город перекрестка со светофорным регулированием. Это метров сто.
Имеются ли в Браславе другие пункты питания, сказать трудно. Во всяком случае, завернув в кафе, расположенное еще ближе к пляжу у этого же поворота в город, мы не только не увидели ни одного клиента, но и не обнаружили обслуживающий персонал. Зато через дверь рассмотрели бильярдные столы - может, мы слишком рано прибыли?
Пункт второй - проживание. Центральная гостиница находится на той же Советской, в двух шагах от ресторана и пляжа. На этом ее достоинства заканчиваются, но если вы ностальгируете о советских временах и желали бы хоть на денек в них вернуться или не успели их застать и хотели бы почувствовать, как там оно все было на самом деле, - очень рекомендую. Особенно советую взять трехместный номер без так называемых удобств. Их вы найдете через гостиничный коридор и там узнаете, как стучит сорванный водопроводный кран и что такое отправиться в туалет, не захватив с собой туалетную бумагу. Стоят эти удовольствия 50 тысяч рублей в сутки за одно место. Двухместный номер с персональным унитазом и рукомойником, но с душем за отдельную плату и опять же через коридор обойдется в 162 тысячи в сутки. Есть в этой гостинице и более комфортные номера, но не факт, что они окажутся незанятыми или незабронированными.
Однако на центральной гостинице свет клином не сошелся. Выбор есть, и это главное. Тем не менее, если надумаете ехать в Браслав с ночевкой, лучше заранее бронировать места. Координаты и цены тамошних "постоялых дворов" найдутся в Интернете, а изображенная на фото гостиница примечательна тем, что сблокирована она с еще одним браславским музеем - традиционной культуры.
И если гостиница - новострой, то здание музея появилось около 100 лет назад. Первоначально это была паровая мельница.
Рыба кормила Браславский край испокон века, поэтому самая традиционная из местных культур - рыбная ловля. Ее всевозможным способам и применяемой при ловле оснастке целиком посвящен первый этаж экспозиции.
Причем, как выяснилась, рыба не только кормила, но и наряду с прибрежным камышом одевала браславцев. Я и не подозревал, что выражение "шуба на рыбьем меху" было придумано не для красного словца, а имеет под собой реальную подоплеку.
На других двух этажах представлены остальные ремесла, культивируемые местными жителями.
А вот соломенный макет костела в Видзах. Почему я акцентирую внимание именно на нем? Домой возвращаться лучше не через Шарковщину, а через Видзы - вопреки навигатору, уверяющему, что первая дорога кратчайшая. Путь через Видзы длиннее, но он обещает быть более интересным, а почему - скоро узнаете. Следите за сайтом!
Сергей БОЯРСКИХ ABW.BY
Фото автора
Путевые заметки
Любимцы браславской публики - автомобили Volkswagen любых моделей и годов выпуска. Их холят и лелеют, а натешившись, передают из рук в руки
Любовь к Volkswagen иногда просто не знает меры
Если есть машины, значит, есть и места, где их ремонтируют
При таком графике работы СТО ехать в Браслав в выходные лучше на полностью исправном автомобиле
Магазин автозапчастей владельцу иномарки не помощник. Ассортимент почему-то рассчитан только на "жигули" и "москвичи", хотя они в явном меньшинстве по сравнению с Volkswagen, Audi, Opel, Renault и другими иномарками
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт