– Профессия дальнобойщика – моя детская мечта. Мне всегда хотелось сесть за руль фуры и отправиться колесить по разным странам. Это казалось такой романтикой. У меня отец был дальнобойщиком еще во времена Советского Союза. Но он же меня в молодости и отговаривал от этой работы. «Не торопись, – говорил, – зачем тебе рисковать, будь дома». Вот я и не рисковал. То ли не был готов, то ли боялся выходить из зоны комфорта…

«Сел в машину – и не чувствую ее»

Я много лет работал водителем на грузовых машинах. Сначала на госпредприятии, потом у частника. Многое не устраивало: и их правила, и отношение к работникам. Но главное, конечно, зарплата. Я получал 1200 р. Разве это деньги в наших реалиях? А у меня семья, дом тогда начали строить.

И вот два года назад я решил все поменять. Один мой друг работал дальнобойщиком на крупной литовской логистической фирме – предложил попробовать устроиться туда. Они постоянно набирали водителей. Профессия очень востребованная. И если когда-то для такой работы необходим был опыт международных перевозок, то сейчас можно было идти фактически с нуля. Ну как с нуля… Все-таки схожий опыт у меня был. Поэтому когда я позвонил менеджеру и рассказал о себе, меня сразу пригласили на работу.

У меня было все необходимое (права всех категорий, чип), кроме документов для работы за границей и кода 95 – это код на международные перевозки грузов. Менеджер сразу записала меня на ВНЖ и на двухнедельные курсы на фуре.

Потом был тест-драйв – чтобы определить мой уровень вождения. Я, конечно, взял до этого пару часов на фуре на всякий случай в ЦАУКЕ, но когда сел и поехал – был в шоке. Я-то думал, после КАМАЗа и тягача-десятитонника мне легко дастся любой «Мерседес». Но нет! Оказалось, что это совсем другая машина, другие габариты, другой стиль вождения. Это 20 метров! Фуру надо чувствовать. А я сел в нее – и не чувствую! Там даже руль надо крутить в другую сторону, когда едешь задом. Я, кстати, после каденции, когда сажусь в свою машину дома, долго еще отвыкаю от этого. До сих пор не знаю, как я этот тест сдал. Но сдал.

Меня взяли на суперские для меня тогда условия. Устраивало все. Предстояло лишь двухнедельное обучение, потом недельная стажировка уже в Европе и – первая каденция.

Обучение, конечно, многое дало. Работодатель выкладывается на совесть. Никто не экономит на бензине, с 9 до 17 ты ездишь, ездишь, ездишь… Круги, парковки – отрабатываются все элементы. И вот после этих двух недель уже, как мне казалось, я начал чувствовать машину.

Оказалось – показалось. Стажироваться я попросился на «реф» (так называют грузовые автомобили с рефрижераторами). Потому что на них платят больше. И хотя без опыта туда не берут, я как-то смог «проскочить». Стажировка была в Германии. И вроде водитель был опытный, и я не такой уж новичок, но что-то мне не зашло. Было сложно. Скорее всего, потому, что на «рефе» ездят в основном ночью. А мне ночная езда дается тяжело, не для меня она. Поэтому после стажировки позвонил менеджеру и попросился на «штору» (фура с тентом).

«Руль, куда тебя крутить?»

Началась моя первая каденция. (Каденцией дальнобойщики называют период, за который необходимо в течение одного или нескольких рейсов выполнить свои обязательства перед работодателем.ABW.BY.)

К слову, добраться до места ее «старта» – тоже тот еще квест. Во-первых, нынешние очереди на границах… Вот сейчас, например, я добирался до Литвы почти 45 часов. А ведь это всего 300 км. Обычно еду туда на своей машине, оставляю ее на парковке возле офиса компании. Оттуда нас, 7–8 человек водителей, сажают в бус и развозят по Европе – каждого к своему месту работы. Иногда дорога занимает несколько часов, а иногда до 3000 км приходится проезжать. И это очень сложный путь.

Первая каденция была во Францию. Когда приехал к машине, был в шоке. Машина оказалась расцепленной: голова стоит в гараже, прицеп – на улице. Нужно было самому как-то сцепить их. Было сложно и стремно. А подсказать некому. Но как-то справился и поехал на свою первую загрузку.

А там опять проблемка: не могу подъехать к рампе. Сижу в кабине, смотрю на руль и говорю: «Слушай, куда тебя крутить?» Благо помог француз чернокожий. Понял, что я без опыта. Посмотрел, улыбнулся – подъехал на погрузчике и убрал поддоны. Только так я смог подъехать и загрузиться. Я был очень ему благодарен. Это очень важно, когда есть какая-то поддержка, помощь, человечность. Потому что в каденции ты очень одинок. И обратиться не к кому. Менеджеру каждый раз звонить не будешь, с местными сложно говорить в силу незнания языка. Поэтому я всегда радуюсь, когда люди просто улыбаются и без лишних слов помогают тебе.

Только со временем появилось много приятелей в этой сфере, но среди них только один настоящий друг – Вовка. Мы познакомились когда я только осваивал это ремесло. И вот как-то сразу, как в «Маугли», почувствовали, что мы с ним одной крови. И хотя видимся редко, я всегда знаю, что в любой ситуации могу позвонить Вовке и попросить совета. Он опытный дальнобой и всегда поможет и подскажет. Это ему я звонил, когда первое время были мысли все бросить. Говорил: «Вов, я с рулем разговариваю… Вот зачем оно мне надо». Он успокаивал, находил нужные слова. Мол, я тоже с рулем беседую, это нормально. А еще всегда говорил: «Работай так, как работал бы на себя». Я всегда эти слова вспоминаю в трудных ситуациях.

«Не машины, а произведения искусства»

Первая моя каденция длилась семь недель, она была самой короткой. Самая длинная – 4 месяца. Это долгий срок, его сложно пережить и морально, и физически. Поэтому спасаюсь как могу – стараюсь сделать свою жизнь максимально комфортной.

В основном я езжу на «Мерседесах», реже на DAF. Конечно, во времена моего отца фуры у дальнобойщиков были совсем другие. Сейчас, как я говорю, у нас не машины, а произведения искусства. В них можно жить месяцами – настолько там все продуманно и комфортно. И температура в кабине, и большое спальное место, и куча полочек – хватит на все, что тебе нужно разместить.

И раз уж для меня создали такое прекрасное рабочее место, в моих руках сделать его под себя, создать там уют. Я вожу с собой все, что делает мою жизнь хоть немного комфортнее и уютнее. Ну а как иначе – ведь кабина этой фуры на несколько месяцев действительно превращается в мой дом. Например, недавно специально для каденции мне на заказ сшили постельное белье за 300 рублей: как дома, из сатина, под цвет машины – ягодное.

Вентилятор у меня есть хороший. Увлажнитель воздуха насмотрел у какого-то дальнобойщик в ТikTоk – прикольный такой, в виде камина. Решил, что и мне такой обязательно нужен. Заказал и себе, и Вовке сразу в подарок. Еще в планах купить капсульную кофеварку. Люблю иногда с чашечкой хорошего кофе в руке ехать по автобану. Особенно ночью.

В кабине стараюсь поддерживать чистоту. Когда останавливаемся на выходные, по воскресеньям всегда организовываю уборку. Прибраться, постирать. Раньше стирал прямо в умывальнике в душевой на паркинге, теперь вот жена купила мне классный гаджет – «ведро с мотором». Но это если надо что маленькое постирать – белье, носки. Крупные вещи сдаю в платную стирку.

Моемся тоже на паркингах, в душевых. В некоторых местах это бесплатно, в некоторых 3 евро за 20 минут. Если не получается заехать на паркинг и приходится съезжать в промзону – есть портативный душ. Тоже отличный гаджет, кстати, который очень спасает.

За четыре месяца запросто можно посадить желудок, поэтому я постарался наладить нормальное, насколько это возможно в таких условиях, питание. У меня с собой всегда есть мультиварка, в которой можно приготовить практически что угодно, и горелка, чтобы поджарить утром яичницу, например, или разогреть приготовленную накануне кашу. Мультиварка работает от прикуривателя, 24 вольта. Для горелки вожу с собой газовый баллон.

Не могу сказать, что я очень люблю готовить, но и и питаться фаст-фудом и сухими перекусами я не готов. К тому же готовить самому просто дешевле.

У меня с собой всегда хороший запас продуктов: две канистры воды, тушенок банок 20, крупы, «бич-пакеты», разные приправы. Никогда же не знаешь, где придется остановиться. Меня выкинь где-нибудь в пустыне или в лесу, так я еще месяца два там спокойно проживу со своими запасами.

«Мы привыкли впахивать»

Мы, славяне, всегда выгодно выделяемся на фоне европейцев. И работодатели это ценят. Потому что мы работаем лучше всех. Больше всех. Нет, не перерабатываем – это нарушение, за которое дают серьезные штрафы – а просто работаем всегда по максимуму. Европеец отработал 9–10 часов – все, он уже едет отдыхать. Он свой график делает удобным для себя. Мы же выезжаем максимальные 13–15 часов. Не только потому, что мы в чужой стране и приехали сюда зарабатывать. Хотя, конечно, это главное. Но и потому, что мы реально привыкли впахивать.

По европейским правилам, дальнобойщики не могут работать более 56 часов в неделю. Время в дороге не должно превышать 9 часов в сутки, иногда 10. На отдых нужно оставлять не менее 9 часов до трех раз в неделю, остальные дни – 11 часов. В выходные в большинстве стран водители работать не могут. Особенно жесткие запреты в летнее время. Регулярный еженедельный отдых должен быть не менее 45 часов.

Выполнение норм контролируется тахографом, он фиксирует скорость, все перемещения и остановки машины. И нарушения видны в распечатках. Если остановит полиция, штраф можно получить очень большой. Суммы колеблются от 20 до пары тысяч евро. Правда, если не попадешься в течение 28 дней – нарушения «сгорают».

Все штрафы – исключительно ответственность водителя. Работодателя они не волнуют. Ему важно, чтобы ты выполнил свою задачу и выработал свое время.

Но я в любом случае стараюсь не нарушать. Разве что вынужденно иногда получается. Когда, например, не успел до 17:00 заехать на паркинг, все занято – и ты колесишь в поисках места. Бывает, что из-за этого «перерабатываешь». Один раз я как раз на этом попался: превысил время езды минут на 40. Но, правда, смог объяснить полицейским ситуацию – поняли и простили. Везде есть человеческий фактор.

«Свадьбы» и Париж

У дальнобойщиков принято на выходных делать «свадьбы» на паркингах. Это когда водители после рабочей недели накрывают столы, собираются своими «группировками» и расслабляются. Кто чем. Но алкоголь, конечно, присутствует почти всегда. И иногда его бывает очень много… Я такие мероприятия не люблю. Не то чтобы я такой белый и пушистый, но в каденции спиртное для меня табу. Максимум баночка пива, и то редко. Я просто не для этого еду сюда. Если я хочу зарабатывать, мне нужно всегда иметь светлую голову и контролировать ситуацию 24/7.

Мне гораздо интереснее потратить свое свободное время на то, чтобы посмотреть места, в которых мы останавливаемся. И я всегда стараюсь воспользоваться такой возможностью. Да, в основном паркинги находятся не в туристических городах, а в каких-то небольших поселках, но посмотреть всегда есть что. Однажды мне очень повезло: удалось целых два дня погулять по Парижу.

У меня выгрузка была в понедельник утром в Париже, но я приехал раньше, в пятницу вечером. Понимал, что ехать в город бесполезно: я просто не найду паркинг в это время. И сам Париж очень сложный: узкие загруженные транспортом улицы – для фур просто ужас. Но я решил рискнуть и поехал. Останавливался чуть ли не каждой улице, выходил отодвигал электросамокаты… Но доехал до места выгрузки. И сразу к боссу. Сходу говорю ему: «Я никогда не был в Париже. Помоги! Поставь меня куда-нибудь на выходные». Он посмотрел на меня, улыбнулся – и поставил. Так я два дня наслаждался Парижем.

Конечно, Париж, Канны, Ницца, Испания, хамон, Италия, просекко, горы – все это случается в жизни дальнобойщика. Но обратная сторона медали гораздо больше и темнее.

Как мы «рубим бабки»

Уже после первой каденции, когда я получил зарплату, все недостатки, с которыми пришлось столкнуться, забылись. Я не скрываю, что деньги – основная моя мотивация в профессии дальнобойщика.

В среднем наши водители в Европе зарабатывают €2500 в месяц. Повторюсь: в среднем. Кто-то больше, кто-то меньше. Ну и многое, конечно, зависит от того, сколько ты при этом тратишь. Я стараюсь экономить, но в пределах разумного – расходов выходит от €300 до €500. Сюда входят плата за паркинги, продукты, те же душ и стирка. С курением вот сейчас пытаюсь бороться. Уж очень дорого покупать сигареты в Европе. Надеюсь, моя жена этого не прочитает: иногда приходится покупать пачку за €15. Но даже с этим, я считаю, расходы вполне адекватные.

А недавно разговаривал с коллегой, так он за 5 месяцев каденции потратил €6000. Я не знаю, чем он там питался и по каким ресторанам ходил, но мне сложно такое понять.

Но несмотря на нормальный заработок, эта профессия очень сложная, ответственная, тяжелая. А некоторые ж нас чуть ли не бездельниками-олигархами считают. Мол, катаются себе по Европе по красивым дорогам вдоль пляжей и «рубят бабки». Хотя гораздо чаще, чем красивые дороги, случаются долгие тяжелые трассы, загрузки на каких-то грязных складах, утомительный физический труд. Да, иногда самому приходится разгружать-загружать, закреплять груз. Это выматывает сильно.

Ну и главное – одиночество. Это то, что лично на меня давит больше всего. Месяцами ты совсем один, без родных и близких. Без домашнего тепла и уюта. Благо хоть мобильная связь сейчас есть. Отцу в этом плане было в разы сложнее.

Профессия без возраста

Когда я приезжаю домой, первым делом жарю шашлыки. Приглашаю друзей, накрываю на стол. Делаю себе праздник. И получаю от этого огромное удовольствие.

Чтобы нормально отдохнуть, дальнобойщику нужен месяц-полтора. Так обычно и получается – домой я еду в среднем на пять недель. И все чаще ловлю себя на мысли, что к концу отпуска меня уже тянет в дорогу. Как бы там ни было тяжело, я все равно люблю эту работу. Потому что она очень мужская. Потому что чувствую себя востребованным. И понимаю, что с этой профессией я не пропаду. У дальнобойщиков же нет возраста – пока я смогу, буду работать.