Поскольку в вопросе упоминается факт наличия "транзитов", можно сделать вывод, что речь идет не о новом автомобиле.

Вы пишете, что "друг купил авто в России на "транзитах". Приобретенный в России белорусским гражданином автомобиль для следования домой действительно должен иметь транзитные номера, но определенного образца!

Правильный алгоритм выглядит так:

1. Нужный автомобиль должен стоять на российском учете, то есть иметь российские "номера" и свидетельство о регистрации транспортного средства.

2. С продавцом необходимо составить договор купли-продажи (ДКП).

3. В паспорт транспортного средства (ПТС) вносятся данные о новом собственнике.

4. После подписания договора купли-продажи, переоформления ПТС и расчета с продавцом право собственности на машину переходит покупателю.

5. Новый хозяин автомобиля обращается в ближайшее специальное отделение ГИБДД по переоформлению автомобилей (называется МОТОТРЭР) и снимает автомобиль с учета с формулировкой "снятие с учета для вывоза автомобиля за пределы РФ". В итоге он получает свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) с отметкой "для вывоза за пределы РФ" и транзитные регистрационные "номера", данные о которых будут занесены в СТС. При этом номер ПТС заносится в СТС, а сам ПТС изымается и остается на хранение в МОТОТРЭР. Срок вывоза автомобиля ограничен и прописан в отметке в СТС.

Если ваш друг уже купил автомобиль, снятый с учета, то сразу можно однозначно сказать, что с постановкой такого ТС на учет в Беларуси будут проблемы. Поэтому ситуацию необходимо урегулировать на месте. И вы, не собственник, без доверенности никакие административные процедуры совершить не сможете.

Вариантов решения может быть несколько, но смысл у них один: машина должна быть снова поставлена на учет в России, а потом снята с учета с нужной формулировкой и транзитными "номерами" для убытия за пределы РФ. Поставить машину снова на учет может как бывший владелец, так и знакомый или родственник в России. Как вариант - покупатель оформляет себе временную регистрацию в России на срок не менее шести месяцев. Тогда всю вышеописанную процедуру белорусский гражданин сможет проделать самостоятельно.

- Здесь возможна еще одна непростая ситуация, - рассказал abw.by постоянный читатель Александр. - 15 октября 2013 года отменена необходимость снимать автомобиль с учета и получать транзитные "номера" для сделок внутри России. 

Рассмотрим такой вариант. Российская машина снята с учета еще до этих изменений и стоит на желтых "номерах" - на "транзитах". Ее покупает белорус. Как правило, на такие машины на руках имеется только бумажный ПТС (СТС сдан в МОТОТРЭР ГИБДД). План действий такой. Белоруса вписывают в этот ПТС, он берет ПТС, договор купли-продажи и едет в ГИБДД, где ему выдадут СТС, а заберут ПТС. Это регламентировано пунктом 43 Приказа МВД РФ №1001 от 24.11.2008: "При снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с их вывозом за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание отметки о снятии транспортных средств с регистрационного учета делаются в свидетельствах о регистрации транспортных средств, а при отсутствии указанных свидетельств выдаются НОВЫЕ, в которых делаются отметки о снятии транспортных средств с регистрационного учета. Паспорта транспортных средств (при их наличии), а также регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение, взамен которых выдаются регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" соответствующих типов, установленных государственными стандартами Российской Федерации. О выдаче регистрационных знаков "ТРАНЗИТ" производятся отметки в свидетельствах о регистрации транспортных средств".

6. Наконец, необходимо оформить транзитную страховку для перегона машины до границы РБ, а при въезде в Беларусь заключить обязательный договор внутреннего страхования.

Запрета не собственнику управлять автомобилем с транзитными "номерами" на территории России нет. Но важно знать, что водитель должен быть вписан в страховой полис, действующий на территории Российской Федерации (кстати, оформлять его следует после посещения МОТОТРЭР и получения СТС). 

Кроме того, правила заключения белорусских договоров страхования требуют, чтобы свою подпись ставил владелец транспортного средства или его законный представитель. Поэтому, если вы хотите оставаться в рамках закона, то придется оформить доверенность.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY