В этот город "Метелицу" отправили на испытания – трамвай должен был продемонстрировать потенциал и технический уровень компании Stadler, у которой в прошлом году возник интерес к строительству нового завода в Украине. Харьковские власти предложили швейцарцам разместить предприятие на их территории, благо найти свободные производственные площадки в городе не проблема. Кроме того, сам Харьков остро нуждается в замене изношенного трамвайного парка – тут вам, пожалуйста, и рынок сбыта на несколько лет. 

Фото Бюро промышленного дизайна D3 

В июле минувшего года горсовет Харькова и Stadler, по сообщениям местных СМИ, подписали меморандум о сотрудничестве, а в начале сентября "Метелицу" доставили из Фаниполя (трамвай находился на заводе) в Салтовское трамвайное депо. Перед отправкой в Украину "Метелица" прошла необходимую подготовку и ребрендинг – получила новую презентационную ливрею, разработкой которой занималась белорусская компания "Бюро промышленного дизайна D3".

Фото Бюро промышленного дизайна D3 

Эксплуатационные испытания "Метелицы" в Харькове проходили под наблюдением представителей КП "Горэлектротранссервис" и ЗАО "Штадлер Минск". Было два этапа: после сборки и наладки трамвай в течение двух недель курсировал по городу без пассажиров, а с 7 по 31 октября возил пассажиров по трем маршрутам.

На прошлой неделе стали известны официальные итоги испытаний – для издания vgorode.ua их озвучил заместитель харьковского городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов: "Трамвай прошел полный комплекс испытаний и получил украинский сертификат соответствия. Он прекрасно показал себя в испытаниях".

Издание suspilne.media опубликовало вот такой ответ на свой запрос директора департамента инфраструктуры Харьковского горсовета Сергея Дульфана: "Испытания определили улучшенные динамические характеристики трамвайного вагона Stadler B85300M по сравнению с подвижным составом, эксплуатируемым в настоящее время в Харькове, при прохождении кривых участков пути разных радиусов (от 18 м), а также уклонов, отнесенных к тяжелому профилю пути (от 30%). Замечаний к техническим, конструктивным и эксплуатационным элементам вагона не обнаружено".

Фото Бюро промышленного дизайна D3 

Правда, "Метелица" оказалась тяжеловатой (в ответе указано, что полная масса почти 50 тонн "значительно превышает массу действующего подвижного состава") и слишком "умной" ("современное электронное оборудование, критическое к режимам движения, техническому состоянию и профилю трамвайных путей, что предусматривает повышенные требования к путевому хозяйству").

В общем, трамвай данной модели хорош, но его использование возможно с оговорками. Очевидно, Харькову придется заказывать для себя особую модификацию "Метелицы". При этом денег в городском бюджете на обновление трамвайного парка нет и не предвидится – харьковские власти рассчитывают получить кредит от Европейского банка реконструкции и развития.

Отметим, что Харьков стал первым городом Украины, где компания Stadler представила свой трамвай в рамках презентационной программы. Швейцарцы очень рассчитывают на продолжение, поэтому "Метелица" не отправилась обратно на завод в Беларусь, а была оставлена в трамвайном депо Харькова на хранение.

Однако вести дела в Украине очень непросто. И в Stadler это, похоже, начинают понимать. Дело в том, что помимо Харькова швейцарская компания рассчитывала закрепиться и в Днепре (бывший Днепропетровск): 18 января должен был состояться тендер на поставку в этот город 18 трехсекционных вагонов со 100-процентно низким уровнем пола. Но заявка швейцарской компании (как и заявка ООО "БКМ-Украина", кстати) совершенно неожиданно была отклонена якобы из-за несоответствия тендерной документации. Stadler обжаловала решение тендерной комиссии – по этой причине проведение торгов пока отсрочено. Чем все закончится, трудно сказать. Особенно с учетом того, в тендере участвует компания "Татар-Юг", производственные площади которой находятся как раз в самом Днепре (на ГП "ПО ЮМЗ им. Макарова").

Фото "Штадлер Минск"

Напомним, что, кроме "Метелицы" завод "Штадлер Минск" за все время работы изготовил еще 23 трехсекционных трамвая модели B85600M для Санкт-Петербурга (трамвайная сеть "Чижик") и 12 трамваем B85601M для Кочабамбы (Cochabamba Metropolitan Train в Боливии).

Эх, "Метелица"! Минчане о подобных трамваях пока даже мечтать не могут. Белорусская столица отказалась от закупки 30 трехсекционных трамваев по тендеру 2020 года. Поставила крест и на проекте скоростного трамвая из Сухарево в центр. Остались о "Метелице" одни воспоминания…