Серийное производство трамваев нового поколения со стопроцентно низким уровнем пола «БКМ Холдинг» начал в конце 2022 года, когда были изготовлены первые вагоны Т811 «МиНиН» для Нижнего Новгорода (в настоящее время выпуск этой модели ведется совместным российско-белорусским предприятием «Нижэкотранс» в Ворсме).

Затем были поставки трамваев в Самару и Барнаул (на фото вверху). И вот только теперь новейшие трамвайные вагоны «БКМ Холдинга» стали поступать в Беларусь – в Мозырь прибыли экземпляры с заводскими номерами 31 и 32.

Мозырский трамвай по-своему уникален. Это трамвай одного маршрута и одного предприятия. Система находится на балансе ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Эксплуатирующая организация – Трамвайное управление, являющееся подразделением предприятия.

С момента запуска в 1988 году действует только одна трамвайная линия, соединяющая город с промышленной зоной, в которой расположен Мозырский НПЗ. Главные пассажиры – работники завода, которые ездят на трамваях на работу и с работы. От конечной до конечной поездка занимает около 40 минут, протяженность маршрута – 20,3 км. В городской черте трамвай делает 8 остановок, в пригородной и промышленной зонах – по 6. Часть рейсов в часы пик сделаны экспрессными – без остановок в пригородной зоне. Интенсивность движения согласуется с началом и окончанием рабочих смен.

Заглянув на сайт Трамвайного управления, мы узнали, что билет на одну поездку в городской черте на сегодняшний день стоит 80 копеек, на поездку в пригородную зону – 1 рубль, в промышленную зону – 2,20 рубля. Месячный проездной для промзоны – 92,40 руб.

С момента начала работы и до прибытия новеньких БКМ единственной пассажирской моделью Мозырского трамвая была 71-605 (КТМ-5М3) – производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М.Кирова (СССР, Россия). В 1987 году в город поступили первые четыре вагона. В 1988 году – еще 43. Все 47 трамваев до сих пор в строю (при этом выглядят ухоженными и аккуратными). Из них только 3 трудятся «одиночками». Остальные объединены в 22 пары и работают по системе многих единиц (СМЕ). На маршрут каждый день выходят в общей сложности около 36 вагонов. Кроме пассажирских, в парке имеется 9 единиц служебного подвижного состава.

Новые трамваи БКМ-Т811 в Мозыре также будут работать по системе многих единиц, рассказали ABW.BY в пресс-службе «БКМ Холдинга». И первые два уже объединены в поезд.

В каждом вагоне – 47 мест для сидения (в КТМ было 35). Причем сдвоенные сиденья установлены и в центральной части напротив дверей, где обычно в городских трамваях организована накопительная площадка. А вот между второй и третьей дверью сиденья не предусмотрены. Еще одна примета мозырских трамваев – шторки на окнах, как в пригородных автобусах. Это сделано по требованию заказчика в дополнение к тонированным стеклам. В комплектацию трамваев также входят кондиционеры салона и водительской кабины, форточки в окнах, «теплые» кнопки в дверях, USB-порты для подзарядки гаджетов, кнопки связи с водителем (особенно актуально для прицепного вагона).

Планируется, что новый трамвайный поезд выйдет на линию еще до конца июля. А всего в этом году «БКМ Холдинг» поставит в Мозырь 10 новых трамваев Т811 с функцией СМЕ.

Такие же трамваи до конца нынешнего года начнет получать и Минск.