Журналистам показали производство, продемонстрировали новинки техники, познакомили с музейным комплексом, отвезли на полигон «Утес», где «Волаты» козырнули своими способностями передвигаться по бездорожью и пересеченной местности. У некогда «самого секретного» автозавода Беларуси сегодня нет секретов. Ну, или почти нет…

Они были первыми

История предприятия началась 23 июля 1954 года, когда приказом директора Минского автозавода было создано Специальное конструкторское бюро №1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.

Впрочем, решение об организации СКБ-1 на самом деле принималось на самом высоком государственном уровне – перед бюро ставилась задача разработки уникальной тяжелой и сверхтяжелой техники в интересах Министерства обороны. И директор МАЗа действовал во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года №1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР №21сс и №25сс.

Возглавил это секретное подразделение, называвшееся п/я Р-6131, легендарный советский конструктор Борис Львович Шапошник (1902–1985). Кстати, уроженец Пинска. К этому моменту за плечами у Шапошника был опыт работы главным конструктором московского ЗИС, ульяновского УльЗИС (ныне УАЗ) и строившегося автозавода в Новосибирске. С 1949 года он работал главным конструктором на МАЗе и руководил созданием первого в СССР карьерного самосвала – 25-тонного МАЗ-525.

Вслед за Шапошником в СКБ-1 были переведены и многие конструкторы из ОГК автозавода, участвовавшие в разработке этого уникального по тем временам автомобиля. СКБ-1 получило отремонтированное помещение для своей работы. Штат был укомплектован лучшими специалистами (в том числе переведенными в Минск с других предприятий) и выпускниками вузов и техникумов. Так на Минском автозаводе стало формироваться Производство специальных колесных тягачей.

Первым проектом СКБ-1 стал колесный тягач МАЗ-528 с колесной формулой 4х4, оснащенный 165-сильным двигателем ЯАЗ-206, механической 5-ступенчатой коробкой передач, раздаточной коробкой с межосевым дифференциалом и кабиной от МАЗ-200 – в 1955 году были собраны два опытных образца этой машины. Дальнейшим развитием темы стали лесовозный тягач МАЗ-532 и инженерный тягач МАЗ-538.

Первой серийной машиной СКБ-1 оказался одноосный тягач МАЗ-529В с форсированным до 180 л.с. двигателем ЯАЗ-206. При снаряженной массе 9 тонн он мог буксировать прицепы массой до 25 тонн. Первый опытный образец одноосника появился в 1956 году. В 1958 году на Могилевском автомобильном заводе (МоАЗ) стартовало массовое производство этой машины.

Скреперы, землевозы, цементовозы, катки, работавшие в паре с тягачом МАЗ-529В, стали незаменимыми в дорожном, гидротехническом, ирригационном и промышленном строительстве – без них не обходилась ни одна крупная стройка в Советском Союзе 1960–1970 гг.

Кроме того, МАЗ-529В оказался техникой двойного назначения – этот одноосный тягач нашел применение в составе установщиков ракетных комплексов на стационарных позициях. Также для МАЗ-529В были разработаны топливозаправщики ракетного топлива и специальные армейские автокраны.

В 1957 году появился тягач МАЗ-535 с колесной формулой 8х8 – первый четырехосный автомобиль, разработанный в СКБ-1. Это была по-настоящему уникальная машина, вобравшая в себя целый ряд конструкторских решений, которые в отечественном автомобилестроении применялись впервые.

Тягач оснащался 375-сильным двигателем Д-12-А-375 (транспортная модификация известного танкового дизеля В2 обеспечивала высокую удельную мощность) и оригинальной гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности.

В трансмиссии использовались полная дифференциальная схема привода всех колес и двухступенчатый приводов мостов (в том числе с колесной планетарной передачей). Мосты размещались по тележечной (2+2) схеме, два передних моста – с управляемыми колесами. Подвеска всех колес была сделана независимой – с применением торсионов и гидроамортизаторов, которые обеспечивали большой ход при минимальных ускорениях (в том числе вертикальных). Шины – низкого давления с центральной системой накачки. Тормоза – пневмогидравлические. Все это обеспечивало тягачу МАЗ-535 исключительно высокие проходимость и тягово-динамические характеристики.

Изначально автомобиль предназначался для транспортировки артиллерийских систем массой до 10 тонн, но затем нашел более широкое применение, в том числе в ракетных войсках для транспортировки различных ракетных систем. Кроме того, в 1959–1960 гг. в СКБ-1 было создано специальное шасси МАЗ-535Б под монтаж пусковой установки ракетного комплекса «Ладога».

На Минском автозаводе выпускались также балластный тягач МАЗ-535А и седельный МАЗ-535В, использовавшийся для транспортировки бронетехники и тяжеловесного оборудования. В 1961 году производство 535-й серии было перенесено в Курган на завод «Уралсельмаш» (будущий Курганский завод колесных тягачей – КЗКТ).

Знаменитый тягач МАЗ-537 появился как дальнейшее развитие 535-го семейства. Автомобиль получил увеличенную колесную базу, усиленную раму и самый мощный на то время 525-сильный двигатель Д-12-А-525. С ним МАЗ-537 мог транспортировать полуприцепы общей массой 65 тонн со скоростью 55 км/ч. В 1959–!1965 гг. автомобили этого семейства выпускал Минский автозавод, с 1963-го по 1989 год – КЗКТ.

В музейной экспозиции МЗКТ на открытой площадке можно увидеть седельный тягач МАЗ-537Г с увеличенной до 27 тонн нагрузкой на опорно-сцепное устройство.

Легенда №543

История появления еще одного легендарного автомобиля – четырехосного МАЗ-543 – связана с созданием первой советской управляемой твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп» с дальностью полета 600 км. К ее разработке в СССР приступили летом 1959 года. Изначально запуск ракеты планировался со стартовой площадки, размещенной на полуприцепе автомобиля МАЗ-535В. Однако технические возможности такой системы не смогли удовлетворить военных, и в результате в качестве базы под «Темп» коллективу СКБ-1 пришлось создать полностью новый автомобиль-вездеход – первые опытные образцы МАЗ-543 появились в 1962 году.

В 1963 году на заводе началась подготовка к серийному производству 543-го семейства. В 1965 году МАЗ-543 полностью вытеснил МАЗ-537 из производственной программы. «Четырехосник» второго поколения получил широкое распространение, причем не только в военной сфере (база под РК «Эльбрус», РСЗО «Смерч», ЗРК С-300, комплексы «Рубеж» и «Берег» и т.д.), но и на «гражданке» (вспомните знаменитые «Ураганы» МАЗ-543П/МАЗ-7310, покорявшие сибирские просторы).

Стоит отметить, что конструкция МАЗ-543 оказалась настолько удачной, что автомобили этого семейства до сих пор (!) серийно выпускаются в Минске в разных модификациях (543А, 543М), но уже под брендом МЗКТ (в 1991 году производство специальной колесной техники Минского автозавода было выделено в самостоятельное предприятие – Минский завод колесных тягачей).

Новенькие шасси МАЗ-543А мы видели в этот четверг на площадке готовой продукции. А седельный тягач МЗКТ-741060 (он также входит в семейство 543) мы застали в цехе сборки и испытания автомобилей. Тягач оснащается 510-сильным дизелем V12 и автоматической трансмиссией собственного производства. Нагрузка на ССУ составляет 17 900 кг, полная масса автомобиля – 39 900 кг.

А на музейной площадке мы обнаружили вот такой самосвал времен СССР – МАЗ-7516. Его грузоподъемность – 19 тонн. Мощность – стандартные 525 «лошадок». Максимальная скорость – 60 км/ч.

Сегодня на главном конвейере

Удалось увидеть собственными глазами сборку еще одного уникального автомобиля – шасси МЗКТ-79221, которое имеет колесную формулу 16х16. Обратите внимание на исполинскую раму на стапелях на фото внизу – это основа будущего автомобиля-гиганта.

МЗКТ-79221 – самое многоосное серийное шасси в линейке Минского завода колесных тягачей на сегодняшний день. Его длина – 19 650 мм. Автомобиль оснащается 800-сильным двигателем V12 российского производства. Максимальная скорость – 40 км/ч. Запас хода по контрольному расходу топлива – 500 км.

Напомним, колесное шасси МАЗ-79221 (16х16), разработка которого началась еще в 1992 году, изначально предназначалось для размещения изделия, систем и специального оборудования автономной пусковой установки ракетного комплекса «Тополь-М» и его транспортно-разгрузочного агрегата (первые 3 пусковые установки заступили на боевое дежурство РВСН РФ в 2006 году). В настоящее время это шасси служит базой для другой российской МБР – твердотопливной ракеты пятого поколения «Ярс» (РС-24). Ее тактико-технические характеристики не раскрываются.

Оказался в сборочном цехе в день нашего посещения и другой знаковый для завода автомобиль – шасси семейства МЗКТ-7930 «Астролог», разработка которого также началась в 1992 году. Это представитель уже четвертого поколения минских «колесников» (третье – это четырехосный МАЗ-7911 семейства «Оплот» и некоторые другие машины, о которых в одном материале рассказать просто невозможно).

Шасси МЗКТ-7930 имеет колесную формулу 8х8 и оснащается 500-сильным дизельным двигателем V8, механической или автоматической коробкой передач.

Семейство МЗКТ-7930 – лидер российского рынка военных шасси в классе грузоподъемности от 17,8 до 24 тонн. На базе этого автомобиля размещаются такие известные комплексы вооружений, как ОТРК «Искандер», БРК «Бал-Э» и «Бастион», антенные посты ЗРК С-400 и множество других систем и машины обеспечения. Ну и напомним, что МЗКТ-7930 послужил базой для белорусского РСЗО «Полонез» (на фото вверху).

Здесь же, рядом с большими «Волатами», собирают и шасси для автобусов «Неман» нового поколения. Шасси, напомним, разработали специалисты МЗКТ, так что им не угрожают никакие санкции. После сборки шасси перевозят в Лиду, где по-прежнему выпускают вот такие красивые автобусы среднего класса.

Однако о новых «Неманах», а также о всех последних новинках Минского завода колесных тягачей мы расскажем во второй части нашего репортажа.

Кстати, у вас есть уникальная возможность вместе с работниками МЗКТ принять участие в праздновании 70-летнего юбилея предприятия: сегодня, 27 июля, на заводе проходит день открытых дверей. Двери для гостей открыты с 10 до 16 часов. Не забудьте взять с собой документ, удостоверяющий личность.