Проект по созданию трактора с гибридной силовой установкой стартовал более 15 лет назад совместно с российской компанией «Русэлпром». Принципиальная схема работы была такой: дизельный двигатель приводит в действие электрогенератор переменного тока, который через силовой преобразователь питает тяговый электромотор, а тот через механическую часть трансмиссии передает крутящий момент на все ведущие колеса. На выставке Agritechnica-2009 в Ганновере (Германия) Минский тракторный завод за разработку перспективного трактора был удостоен серебряной медали.

Первые прототипы трактора оснащались 6-цилиндровым турбодизельным двигателем Deutz мощностью 303 лошадиные силы. На фотографиях вверху можно увидеть промежуточные варианты этой машины образца 2017 и 2021 годов.

Минувшим летом на выставке «Белагро-2024» Минский тракторный завод представил модернизированный вариант модели «Беларус-3023». Трактор нового поколения оснащен 359-сильным дизелем КАМАЗ-689 экологического класса Stage II (это локализованный в России бывший Cummins) и усовершенствованными электрическими узлами от «Русэлпром». Обновился и дизайн машины в стиле флагманского «Беларус-3522», который производится с гидромеханической трансмиссией.

Пресс-служба ОАО «МТЗ» записала небольшой видеоролик с испытаний инновационного трактора, в котором рассказывается о его преимуществах. Электромеханическая трансмиссия позволяет переключать передачи во всех диапазонах без разрыва потока мощности. Это, во-первых, упрощает управление трактором и делает его более комфортным. Во-вторых, исключает ударные нагрузки на двигатель, что увеличивает срок его службы. Кроме того, отсутствие жесткой механической связи с ведущими колесами позволяет дизельному двигателю работать в самом экономичном режиме, что снижает расход топлива и уменьшает вредные выбросы в выхлопных газах.

При всех плюсах у новинки есть и минус: по оценкам экспертов, трактор с электромеханической трансмиссией будет стоить примерно на 20% дороже аналога с гидромеханической трансмиссией. И тут уже придется считать…