В то же время, учитывая влияние качества освещения дороги в темное время суток на безопасность, уверенность и комфортность ночной езды, именно эффективный свет - основополагающее требование, предъявляемое к фарам, которыми тот или иной автомобиль комплектуется еще на заводском конвейере.

Тогда почему многие водители не только недовольны тем, как светят фары, но и нередко заменяют штатные галогенные лампы другими, с так называемой увеличенной светоотдачей, либо вовсе устанавливают ксеноновые лампы, невзирая на то что во избежание ослепления встречных водителей помимо самих ламп обязательными атрибутами ксенонового света являются автоматический корректор и омыватель фар?

Причин, по которым водители предъявляют претензии к картинке, наблюдаемой через лобовое стекло в ходе ночной поездки, несколько. Например, лобовое стекло в этом тоже может быть повинно. Когда оно снаружи испещрено следами от ударов песчинок и затерто щетками "дворников", а изнутри давно не мылось, свет встречных машин будет рассеиваться на трещинах, царапинах, потертостях и пленке грязи, создавая перед глазами водителя пелену, ухудшающую видимость. Однако лобовое стекло - тема для отдельного разговора. Если вернуться к фарам, то повлиять на качество создаваемого ими света способно состояние самих фар, а также их лампочек.

В технической литературе есть информация, что загрязнение поверхности рассеивателя может привести к 3-4-кратному ухудшению освещенности перед автомобилем. Дело не только в том, что грязь затрудняет светопропускание через стекло фары. Она еще и рассеивает пучок света, формируемый отражателем, направляя его часть не на дорогу, а куда угодно, в том числе и в глаза водителей встречных автомобилей. Это, кстати, объясняет, почему ксеноновые фары, вырабатывающие коротковолновый газоразрядный свет, который по закону Рэлея сильнее рассеивается, и создающие в 2-2,5 раза более мощный световой поток, чем излучают нити накаливания "галогенок", должны быть оснащены омывателем.

Подобный эффект наблюдается, когда рассеиватель фары, как и лобовое стекло, посечен частицами пыли, витающей в воздухе. От абразивного износа стекла фар мутнеют, свет становится тусклым и рассеянным.

Срок службы ламп накаливания в фарах отнюдь не беспределен и нередко заканчивается еще до того, как в лампе перегорит нить. Показанием для замены лампы служит потемнение колбы из-за налета, образовавшегося в результате испарения вольфрама с нити накаливания. Это тоже одна из причин ухудшения света фар.

Кроме того, на качество освещения может повлиять величина тока, который доходит до лампы. Светоотдача лампы снижается, если напряжение, вырабатываемое генератором, меньше 13,8-14,2 В, что свидетельствует о неисправности генераторной установки, и когда из-за окисления и нарушения контактов часть тока теряется по пути к лампе.

Наконец, на качество освещения влияет состояние ходовой части автомобиля. Во время эксплуатации проседают пружины или торсионы подвески, изнашивается протектор шин, иногда давление воздуха в них не соответствует норме. В результате лучи от фар уходят в небо и освещают не путь, а слепят встречных водителей либо упираются в дорогу прямо перед автомобилем, что сказывается на дальности освещения. 

Похожая ситуация со светом может быть следствием ДТП и кузовного ремонта, когда изменилось положение монтажных мест для фар.

Силу и направление световых пучков фар проверяют при государственном техосмотре, но обычные легковые автомобили проходят его не чаще раза в год, а если машина за это время проехала не меньше 40-50 тыс. км, может статься, что качество освещения перестало устраивать сидящего за рулем только потому, что фарам нужна регулировка.

Можно проверить самостоятельно, правильно ли светят фары. В некоторых инструкциях по ремонту имеются описания процедуры такой проверки. Для нее понадобится ровная горизонтальная площадка, на которую ставят машину, и вертикальная стенка, отстоящая минимум на 5 метров от наружной поверхности фар. На стенке должна быть нанесена разметка, помогающая по расположению светотеневых границ и центров световых пятен оценить, как отрегулированы фары. Поскольку соблюсти все условия непросто, а для многих водителей это и вовсе не представляется возможным, для проверки лучше обратиться на СТО, оказывающие услуги по регулировке света фар. 

На СТО применяются такие же приборы, какие используются при проведении техосмотра. Прибор располагают не далее чем в полуметре от фары, ориентируют относительно автомобиля с помощью визира и далее по картинке на экране и показаниям, выводимым на дисплей, определяют, требуется ли фаре регулировка.

Для настройки фары предназначены регулировочные винты, при вращении которых изменяют направление светового пучка в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Перечень основных причин, оказывающих влияние на свет фар, показывает, что в случае его ухудшения начинать надо все-таки не с замены штатных ламп на лампы с увеличенной светоотдачей, а с оценки состояния рассеивателя фары и правильности ее регулировки.

Не исключено, что ситуация с освещенностью дороги улучшится, если рассеиватель отполировать, а фару отрегулировать. Не будет лишним также периодически проверять величину напряжения, подаваемого генератором в бортовую сеть автомобиля, ибо неисправность генераторной установки не только сказывается на качестве освещения, но и отражается на полноте зарядки аккумулятора, влияющей на его срок службы.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY