В классификатор API, подразделяющий все моторные масла на классы в соответствии с их эксплуатационно-техническими свойствами, класс, маркируемый SN, был введен в октябре 2010 года. На настоящий момент продукты, соответствующие классу SN, считаются отвечающими наиболее строгим требованиям к моторным маслам, которые используются в бензиновых двигателях. Собственно необходимость учесть требования, предъявляемые новейшими двигателями к смазке, и была причиной появления в стандарте API класса SN.

Отличительной особенностью класса SN в сравнении с классом SM является более жесткое ограничение по содержанию в масле фосфора, что необходимо для обеспечения долговечной работы систем нейтрализации выхлопных газов. Кроме того, сертификация масла, выпущенного тем или иным производителем масел, на предмет соответствия классу SN подразумевает проверку на совместимость с прокладками, сальниками и другими резинотехническими изделиями в двигателях. Сертификация масел как раз и является одной из основных задач American Petroleum Institute, которым разработана классификация API. Без сертификации масло не может быть допущено в продажу.

Однако подход читателя, задавшего вопрос, к подбору масла только с позиции класса по API не может не вызывать определенного недоумения. Дело в том, что классификатор API представляет собой свод пусть и единых, но лишь минимальных базовых требований, которые не охватывают конструктивные особенности каждой отдельно взятой модели двигателей разных марок, а также специфику условий их эксплуатации. Например, в качестве тестового мотора, на котором проверяется соответствие характеристик того или иного масла требованиям класса SN, в American Petroleum Institute используется двигатель V6 объемом 3,6 л производства General Motors. Он, по мнению специалистов API , является типичным американским мотором. Маловероятно, что наш читатель подбирает масло для двигателя со схожими характеристиками.

Точнее американского стандарта учитывает рабочие объемы, мощности, степень форсирования европейских двигателей и своеобразие условий их эксплуатации европейский классификатор АСЕА (от французского названия Европейской ассоциации производителей автомобилей - Association des Constructeurs Europeens de Automobile). На соответствие требованиям АСЕА моторные масла также сертифицируются, принадлежность к определенному классу по АСЕА наряду с API тоже указывается на наклейках емкостей с маслом. Тем не менее и в отношении стандарта АСЕА справедливо будет сказать, что это набор минимальных базовых требований к моторным маслам, которые позволяли бы покупателям оценивать качество того или иного продукта, представленного в продаже. 

Чем в таком случае руководствоваться? Инструкция по эксплуатации конкретного автомобиля - вот документ, который должен быть основным при подборе масла. Может статься, что производитель автомобиля помимо соответствия классам по API и АСЕА предъявляет к маслу дополнительные требования, не предусмотренные указанными стандартами, несмотря на их международный статус, или ужесточает требования относительно предусмотренных в стандартах.

Опять-таки не исключены ситуации, когда вновь разработанный двигатель предъявляет к маслу более высокие требования, чем оговорены в классификациях API и АСЕА. Взять тот же класс SN по API. Учитывая, что с момента его появления минуло больше четырех лет, а автомобилестроение в этот период на месте не стояло, нетрудно сделать вывод, что SN успел устареть. Производитель автомобиля не может и не должен дожидаться, когда разработчики стандартов отреагируют и внесут в документы нужные изменения. Требования производителя автомобиля к маслу излагаются в заводских спецификациях. 

Если в инструкции к автомобилю заводская спецификация отсутствует, а есть указание лишь на соответствие масла классам по API и АСЕА - при покупке обращаем внимание только на то, чтобы масло не оказалось классом ниже. Но когда инструкция предусматривает соответствие характеристик масла заводской спецификации (например, MB 229.1, BMW Longlife-04, VW 500.00 и тому подобное), покупка и заливка масла, на этикетке которого ссылка на заводскую спецификацию отсутствует, не является правильной.

Другое дело, что это необязательно может оказаться ошибкой, ведь в отличие от сертификации по международным стандартам, которая нужна для допуска масла в продажу, ничто не обязывает производителей масел подтверждать соответствие своих продуктов спецификациям производителей автомобилей. Но это проблема производителей масел, ибо подтверждение требований спецификаций автопроизводителей и получение права размещать их номера на ярлыках упаковок стоит немалых денег. А задача владельца - подстраховаться от любых возможных нюансов. 

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы - результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом