- Начинаю копать, домкратить, сооружать "гать".
- А если воспользоваться сэнд-траками?

- Да кто ж постоянно в багажнике возит две "доски" по метру…

Логично: возить обычные сэнд-траки обычному автомобилисту не с руки. А если они будут складными? Тогда - вариант! Правда, для начала нужно выяснить, помогают ли складные сэнд-траки, или это очередная разрекламированная безделушка…

В жизни почти каждого автомобилиста рано или поздно наступает момент, который можно назвать "все, приехали": колеса буксуют, мотор ревет, машина закапывается все глубже… Те, кто часто эксплуатирует автомобиль вне дорог общего пользования, с данной ситуацией сталкиваются в разы чаще - иногда для этого достаточно просто неудачно выбрать место для разворота или не проверить глубину форсируемой лужи. Впрочем, даже если вы никогда не покидаете город, в межсезонье и особенно зимой "встрять" можно буквально везде, хоть на парковке возле дома. Особенно в этом плане уязвимы владельцы "недоприводов" всех мастей, а еще водители заднеприводной коммерческой техники, которая без загрузки задней оси может застрять в самом безобидном месте. И сэнд-траки в таких ситуациях могут здорово выручить, что охотно подтвердит вам любой хоть раз участвовавший во внедорожных "покатушках" или трофи-рейде.

 

Сами по себе сэнд-траки очень разные: стальные, алюминиевые, пластиковые, композитные… Есть самодельные, сбитые из досок или стальные, сваренные в виде лесенки. Профи используют дорогущие модели из экзотических сплавов, которые практически ничего не весят, но хорошо держат нагрузку и быстро восстанавливают форму после деформации. Есть пластиковые, тоже очень легкие, но хрупкие на морозе. Есть дешевые - стальные полотна, используемые на военных аэродромах, но весят они просто неимоверно. Главный недостаток всех этих сэнд-траков - они очень громоздкие, от метра и больше в длину. А кто согласится возить это в багажнике легковушки или кроссовера? Именно поэтому производители и стали придумывать различные складывающиеся модели, чтобы предложить их массовому потребителю. 

Складные сэнд-траки бывают двух типов: либо сплошная "гусеница", скатываемая в рулон, либо "стыкуемая" конструкция. Именно последняя попала к нам на тест. В сложенном виде это герметичная сумка размером 200 х 170 х 250 мм. Что внутри? Расстегиваем молнию - находим мусорный пакет и перчатки. Мелочь, а приятно! Ведь после использования сэнд-траки наверняка будут грязными, так что перчатки точно пригодятся, да и пакет не будет лишним, чтобы не пачкать саму сумку. 

Следующая находка - пакетик с саморезами… Зачем? Оказывается, таким образом производитель предлагает в случае необходимости "тюнинговать" его изделие при использовании на льду. Что же, тоже мелочь, а приятно - надо будет потом обязательно попробовать, сработает ли такой способ на скользком покрытии. Ну а вот, собственно говоря, и сами сэнд-траки!

В разложенном виде они представляют собой шесть идентичных друг другу пластиковых "платформ" с развитым пластиковым "оребрением". Из этих пластин можно собрать траки, либо два по три пластины, либо один, но из шести пластин. В последнем случае длина трака 1340 мм! Что же, сейчас проверим. "Усаживаем" подопытный Citroёn Xsara Picasso в первой же канавке в поле, заставляя его слегка "покопаться", чтобы точно убедиться, что машина не выедет сама. Ну что, самое время опробовать сэнд-траки. 

Поскольку левое переднее колесо оказалось в небольшой канаве, весь крутящий момент передался на правое переднее - оно стало буксовать. Подкладываем к нему сэнд-трак сзади - есть контакт! Появился характерный звук скребущей по пластику покрышки, однако выехать это не помогает - колесо скребет, но не цепляется. Очевидно, что нужно подсунуть трак чуть глубже под колесо. Водитель выходит и ногой забивает его туда. И при попытке сдвинуться назад Citroёn тут же слегка откатывается, однако в этот момент пробуксовывать начинает уже левое колесо. Не проблема - подкладываем под него второй трак - машина легко выкатывается назад. Отлично, работает!

Пробуем то же самое в других "ракурсах" - результат примерно идентичен: если удастся хорошо подсунуть трак под колесо, машина легко выезжает. Вопрос лишь в том, что это не всегда реально, - когда машина уже "на брюхе", сделать это будет сложно. Хотя в принципе реально: можно слегка вывернуть колеса и, подложив траки "по диагонали", то есть под левое колесо спереди, а под правое - сзади, дать возможность автомобилю "раскачаться" и выехать из колеи. 

С легковушками понятно: в случае легкого "упс!" водитель может без посторонней помощи освободить автомобиль из ловушки. Важно лишь правильно и достаточно глубоко подсунуть трак под колесо, чтобы оно могло за него зацепиться. Впрочем, еще важнее вовремя понять, что пора перестать "газовать", и достать сэнд-траки. 

А помогут ли сэнд-траки незагруженному заднеприводному микроавтобусу? Ведь давно известно, что данный тип ТС "садится" по поводу и без, ибо ведущая ось не загружена, при возникновении малейшего сопротивления движению колеса просто буксуют, но не в силах сдвинуть автомобиль. Для эксперимента "садим" порожний DAF 400 примерно в такой же ситуации: одно колесо попало в неглубокую траншею и из-за пробуксовки моментально "отполировало" все вокруг. И теперь оно просто шлифует, но не цепляется за покрытие, "раскачка" не помогает. 

Подкидываем трак - ситуация с Citroёn повторяется: тут же вместо левого колеса начинает буксовать правое. Подкладываем трак туда - машина выскакивает из ловушки. И тут же "садится": дорога идет на подъем, да и на неровностях передние колеса постоянно во что-то упираются, отчего DAF снова "садится" буквально на ровном месте. Переставляем траки - машина выезжает. Что же, факт: в условиях некритичного бездорожья, пока машина еще не "на брюхе", складные пластиковые сэнд-траки работают!

Интереса ради решаем усложнить задачу: смогут ли сэнд-траки стать "переправой" через ту самую траншею, чтобы Citroen Xsara Picasso не оторвал себе бампер и не застрял в ней? Легко! Слегка "играя" сцеплением, водитель перекатил через канаву, даже не ощутив никаких сложностей. А вот траки их ощутили в полной мере… 

У двух "платформ" оторвало соединяющие "уши"! Что это - халтурное качество, непродуманность конструкции? Нет, всего лишь безалаберность владельцев - для последнего испытания такие траки абсолютно не предназначены. Если бы это были обычные, а не составные сэнд-траки, такое испытание не стало бы для них последним - они прогибаются под весом машины, но затем восстанавливают форму. А здесь весь вес авто работал "на излом", слабым местом стали соединительные элементы. Впрочем, на то и испытания, чтобы знать, чего не стоит делать! И специально для того, чтобы сэнд-траки не ломались, на упаковке крупными буквами написано: "Перепад высот на пути 1 метр не более 20 см". То есть данное изделие должно работать как "гусеница", расстилаясь по земле, не нужно требовать от него чего-то большего, как от обычного сэнд-трака.

Самое время сделать выводы. Первый - если бы мы стали испытывать траки "на излом", они остались бы целыми, поэтому претензий к качеству изделия у нас нет. Второй - с задачей помочь водителю застрявшего авто выехать без посторонней помощи складные пластиковые сэнд-траки справляются, причем это относится как к легковушкам, так и к коммерческой технике. И это не является нарушением условий эксплуатации, так как траки рассчитаны на вес автомобиля до 4500 кг и могут работать в диапазоне температур от -60°С до +60°С на снегу, льду, песке, глине, болотистой почве. Отсюда третий вывод - учитывая небольшую цену и высокую эффективность, складные пластиковые сэнд-траки могут стать неплохим помощником в той самой ситуации, которая рано или поздно случается практически со всеми водителями. Но для профессионального использования все же рекомендуются традиционные модели. 

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
Видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

P.S. В ближайшее время при условии изменения погодных условий мы проверим эффективность складных пластиковых сэнд-траков и в глубоком снегу, и на льду, и в грязи.