Вчера прочла: "Важна не скорость пули, а направление ее движения". Вот это точно про меня! Точнее, про мой автомобиль, который назвать пулей, конечно, сложно. Это Renault Megane Classic 1998 года выпуска, седан, 1.4 бензин. Максимально развитая на нем скорость - 130 км/ч, после чего машину стало кидать в стороны. Но направление верное! Ровное, прямое! 

Серебряной "пулей" ее назвал сосед, который помогал мне в подготовке моей предыдущей машины к продаже и одним из первых протестировал мой новый автомобиль. Подозреваю, что после его Mercedes CLS 350 имелась в виду пуля-дура, но имя прижилось. Появилась она у меня в июле прошлого года после благополучного расставания с моим первым Renault 19 1990 года выпуска, которого я звала "голубем". И о котором у меня до сих пор остались самые теплые воспоминания, несмотря на его суровый нрав и нежелание подчиняться. Хотя нового хозяина из Жодино он слушается безропотно, исколесил уже пол-России по командировкам, не ломаясь и не доставляя хлопот. Если оценить выпитую "голубем" за 2,5 года мою кровь в деньгах, то она с лихвой перекроет стоимость пули. Но приобретенный опыт ни за какие деньги не купишь. Очень смешно и горько становится от воспоминаний своего поведения на СТО, когда механик говорит с тобой на абсолютно непонятном тебе языке. Когда заказываешь в интернет-магазине запчасть, и, кроме названия этой самой запчасти, ничего не знаешь, ни на один дополнительный вопрос продавца ответить не можешь. Сейчас мне в этом плане намного легче. А от одного очень заслуженного специалиста я даже услышала, что для женщины неплохо разбираюсь в вопросе. Так что не все можно измерить деньгами. И выпитую "голубем" кровь я отнесу на счет килобайтов развития интеллекта.

В первые дни после покупки я никак не могла понять, нравится мне машина или нет. Технически Megane от Renault 19, по-моему, вообще не отличается, только если более сложным устройством тормозов: вакуумный усилитель, ABS. Внешне это, конечно, совершенно другая машина. В ней другое все: от более низко расположенной передней панели и из-за этого замечательного переднего обзора до ниши в багажнике для "запаски" и всяких автомелочей. Не говоря уже о плавности форм и улучшенной шумоизоляции. Поначалу, стоя на светофоре, даже не могла определить, работает двигатель или я уже заглохла. И вроде бы все в машине нравится, но не отпускало предчувствие каких-то неприятностей, каких-то поломок. Именно выпитая ранее кровь не давала мне просто ездить и наслаждаться вождением только что приобретенного другого автомобиля. Я его постоянно слушала. Любой посторонний звук, писк, скрежет (пусть это даже проезд по гравию) воспринимался как предвестник бури. После стольких бед с "голубем" невозможно было поверить в то, что автомобиль может просто ездить. Что поломки могут быть предсказуемыми, прогнозируемыми и оттого заранее исправляемыми. Еще не покидало чувство, что "нельзя быть красивой такой…". Что не могла я за 4000 американских рублей купить автомобиль, который не требует вложений, вложений, вложений…

Но оказалось, что не перевелись еще хозяева не земле белорусской. И предыдущий владелец "пули" был очень хорошим человеком и за машиной ухаживал добросовестно. И мне на самом деле повезло с покупкой. Хотя без вложений, конечно, не обошлось. Достаточно большую сумму пришлось заплатить сразу при покупке. Имеется в виду само оформление, страховка, техосмотр и госпошлина. Обидно было, что хозяин машины прошел техосмотр в мае, я купила у него машину в июле, и мне опять пришлось проходить ТО. И, естественно, платить пошлину. Дуристика какая-то. Получается, что ТО проходит не машина, а хозяин. Ну да ладно. Страховку сразу заплатила всего за полгода, даже не знаю почему. Может, был подсознательный страх, что больше полугода она не проездит? Не знаю. Еще пришлось купить всякую мелочь вроде домкрата и троса, потому как свою я отдала вместе с "голубем". Из дополнительных трат - только осмотр механиком при покупке и "сбивании" цены плюс коврики и литр моторного масла, чтобы подлить до плановой замены. На все это ушло около $290.

При первой диагностике мне было сказано срочно заменить тормозные колодки с дисками, потом со временем - сайлент-блоки передних рычагов и гофру глушителя. Потом можно было бы отрегулировать клапаны и разобраться, почему не хватало масла в двигателе при осмотре. Хотя при проверке свечей, осмотре двигателя, выхлопа и еще каких-то колдовских манипуляций прозвучало предположение, что, возможно, предстоит замена маслосъемных колпачков. Еще было сказано, что за эти деньги эту машину нужно хватать, пока хозяин не передумал, - она в идеальном состоянии. В тот же день я ее и "схватила".

Через 8 дней машина успешно прошла техосмотр, еще через неделю - первое плановое ТО, во время которого выяснилось, что двигатель у меня не 1.6, как было заявлено при покупке, а 1.4. Не подошел воздушный фильтр от 1.6. Он цилиндрический, а в моей машине, как и в Renault 19, овальный. Стали думать-гадать, что бы это могло быть, и предположили, что объем не тот. Поставили от 1.4 и посоветовали уточнить параметры. Что я и сделала, окончательно убедившись, что в этом вопросе меня все-таки надули. Хотя сейчас я больше склоняюсь к мысли, что предыдущий владелец сам не знал объем двигателя своего автомобиля. Но именно в тот момент и появилась некая червоточинка, которая не давала уснуть и постоянно зудела о том, что "не все так гладко в Датском королевстве". Что-то должно еще произойти с этой машиной!

Во время первого ТО я заменила масло, воздушный, масляный и топливный фильтры, тормозные диски с колодками и свечи зажигания. Запчасти заказывала самостоятельно в Интернете и, еще не зная правильный объем двигателя, естественно, брала все для объема 1600 куб. см. И если диски подошли без проблем, то с колодками возникла накладка. Машина уже висит на подъемнике, а купленные мною колодки не подходят. Пришлось в срочном порядке покупать другие, в данном случае не самые лучшие. В итоге пищат они так, что пешеходы на переходах разбегаются задолго до моего подъезда. После выезда из гаража после ТО, еще на территории СТО, тормоза издали какой-то страшный хрюкающий звук, загорелась лампочка ABS. Пришлось возвращаться на подъемник. При повторном осмотре выяснилось, что полностью проржавело левое кольцо ABS и выпало на землю при прикосновении к нему. Правое кольцо было практически новым. Пришлось ехать за этим кольцом на авторынок и менять еще и его. Итого первое ТО вместе с работой обошлось в 206$. 

Через три недели после ТО я, уже подсознательно ожидавшая больших неприятностей, получила их сполна. И хотя в итоге они оказались совсем даже не неприятностями, а так, легкой неудачей, нервов попортили достаточно. И после борьбы с ними я наконец-то успокоилась и поверила, что машина нормальная. Дело в том, что "пуля" вдруг начала дергаться ни с того ни с сего на холостых оборотах. Не имея с "голубем" проблем с двигателем, я абсолютно не была готова к такому повороту сюжета и даже приблизительно не знала, как это "лечится". И вообще, что это такое? На второй день дерганье переросло в дрожание руля, начала ходуном ходить ручка переключения передач. Полетела на СТО, показала проблему. Сказали искать спеца по двигателям, но не назвали причину. Что такое "троит" двигатель" я тогда не имела понятия, потому что никогда не сталкивалась. Знакомый спец почему-то на звонок не ответил и не перезвонил, поэтому поехали к человеку, который смотрел машину при покупке. Машина, как назло, к моменту осмотра дергаться перестала и выглядела абсолютно здоровой. По моим описаниям тот ничего не понял, предложит все-таки отрегулировать клапаны. После регулировки он вынул две новые свечи, поставленные накануне, и поменял их местами. Сказал, что какая-то фигня творится в третьем цилиндре, нужно выяснить какая: либо свеча бракованная, либо какой-то косяк в цилиндре. Приехать сказал через километров 150. Приехала. Достал свечи - одна в масле. Сказал, что купила плохие свечи, нужно взять другие, и временно вместо двух выкрученных новых поставил мне б/у платиновые с пожеланием поменять, как только появятся деньги. Но так как машина перестала дергаться, я благополучно забыла про них и отъездила 500 км. 

За это время заменила гофру глушителя, потому что машина заревела. Помимо гофры мне еще вырезали кусок трубы глушителя и поставили металлический переходник (они его называли хомут). Периодически, а точнее чуть ли не каждый день проверяла уровень масла в двигателе и довольно часто его по чуть-чуть доливала. В один из дней заметила, что понизился уровень антифриза. Долила до метки, стала следить и за этим показателем и убедилась, что антифриз уходит тоже. К этому моменту я обзавелась координатами очень хорошей конторы по ремонту именно Renault, съездила к ним на диагностику подвески, заодно попросила посмотреть, откуда уходит антифриз. Оказалось, что подтекает сам радиатор. Это была первая незапланированная неприятность. Но решила, что варить-паять не буду, лучше один раз отмучиться и забыть. В итоге купила новый радиатор и поменяла у них же. Правда, заячья душонка, подстраховалась, съездила еще на одну СТО и там тоже попросила проверить, куда уходит антифриз. Они мне сказали то же самое, и я успокоилась.

Кстати, при диагностике подвески мне также указали на сайлент-блоки передних рычагов со втулками стабилизатора, добавили к ним опорные подшипники и опоры под двигатель. Это я решила менять постепенно. Потому как дыра в кармане на тот момент превышала максимальный размер. Через пару недель после регулировки клапанов и замены свечей машина вдруг начала "троить" опять и очень неожиданно на кольцевой выкинула фортель с падением оборотов и практически остановилась. Я, уже вроде как успокоившаяся, запаниковала опять и быстренько полетела на ту самую СТО, где только Renault. Компьютерная диагностика ничего плохого не показала, а вот выкрученная свеча была в страшном пепельном нагаре. На мои истошные вопли: "Лелик, Лелик, что же делать?!" - был дан совет продавать. Машина у меня три месяца, я уже с ней сроднилась, она мне нравится и… продавайте? Нет, голубчики, будем бороться. "Голубя" же "вылечила" - и "пулю" "вылечу". Цена вопроса на этой СТО - около 500$ без снятия двигателя, около 1000 - если придется снимать. Беру сгоревшую свечу и еду к другому мастеру. Он, посмотрев на страшный огарок, выдал тот же диагноз и те же цифры. Но сказал, что можно не заморачиваться, спокойно подливать масло, купить запасную свечу, ключ на 16 и периодически, когда двигатель начинает "троить", менять свечи местами. И продать, когда все станет совсем плохо. Меня такой вариант не устроил. Полезла в Интернет, посмотрела фото свечей с описанием диагнозов и поняла, что у меня речь идет о замене в лучшем случае поршневых колец, в худшем - даже страшно подумать. Охватила такая паника и истерика, что страшно представить! Такая злость на себя, на бывшего хозяина, который избавился от машины, когда начались проблемы с двигателем. И главная мысль - я же знала, что так и будет! Поделом!

Если бы была не в декретном отпуске и на руках были деньги - на самом деле пошла бы на "капиталку" двигателя. Спасло только то, что денег не было, ну то есть совсем. Впереди маячила продажа зимней резины, оставшейся от "голубя", его новому хозяину. И это были все деньги, на которые я могла рассчитывать. Поэтому с этой дурацкой свечой поехала к еще одному специалисту, которого рекомендовали как гуру диагностики. Он не ограничился осмотром только свечи. Во-первых, заставил рассказать все, что знаю: как началось, как дергалась, сколько масла "ест" и так далее. Тут и вспомнилось, что свеча-то "бэушная". И неизвестно, в каком состоянии она была до того, как ее почистили. Расход масла на тот момент составлял 300 граммов на тысячу. И после его почти часового "колдования" над мотором с проверкой компрессии и еще чего-то там диагноз был вынесен - требуется замена маслосъемных колпачков, крышки распределителя и бегунка. И все. Что и было проделано буквально на следующий день. И вы знаете, сработало! Колпачки были практически деревянные, в третьем цилиндре он вообще был треснут, поэтому свечу заливало маслом. От этого и "троил" двигатель. По ходу мне еще проверили ремень ГРМ, чуть подтянули его, но состояние его отличное, видно, что меняли совсем недавно. Тут бывший хозяин не соврал.

В принципе из неприятностей это, пожалуй, все. Были еще мелкие вроде непонятного запаха в салоне. В процессе поиска причины выяснилось, что в машине нет салонного фильтра - не предусмотрено. А запах в конце концов оказался запахом выхлопа из глушителя. Рева не было, но где-то секло. После герметизации стыка глушителя запах исчез. Еще я умудрилась потерять запасные ключи от машины - восстановление дубликата вместе с брелоком сигнализации обошлось в 70$. В один из дней абсолютно нечаянно обнаружила, что у меня в закрытой машине совершенно спокойно открывается багажник, а машина при этом не издает ни звука. Пришлось "лечить" и это. Потом поменяла несколько лампочек. В день сильных морозов умудрилась практически отломать лючок бензобака. Заправиться нужно было срочно, а люк не открывался. Пришлось отъехать на стоянку, облить дверцу всеми имеющими средствами и после этого повторить попытку. Попытка закончилась тем, что дверца открылась, но не закрылась. Кое-как забив ее обратно, поехала на "Автопривоз" за новой, но не нашла. А когда сошли морозы, лючок самым наглым образом просто стал на место и больше не беспокоил.

Сейчас я просто езжу. Без паники, почти без страха. Но все-таки подумываю купить запасные тросики "газа" и сцепления и возить их с собой в машине на всякий случай. Где-то глубоко в подсознании все-таки сидит мысль, что машина что-то выкинет. Но уже не так явно. "Аппетит" у "пули" неплохой, особенно зимой. Летом расход бензина был где-то семь с половиной литров, зимой не замеряла, но явно не меньше 10. Лью 95-й, потому что на 92-м она не едет. Плетется еле-еле, скорость не набрать. Хотя, как оказалось, я не любитель быстрой езды, моя максимальная скорость на трассе - 110. Кому-то, наверное, смешно, но в таком режиме я хорошо чувствую машину, она очень послушна и предсказуема. 

Установила детское автокресло, немецкий Romer King Plus. Ребенку нравится очень, и для меня удобно - посадил и поехал.

Перед зимой зарядила аккумулятор - машина заводится без проблем. Печка работает на ура, так же идеально работает обогрев заднего стекла. Вот чего мне реально не хватает в этой машине, так это заднего стеклоочистителя. Я понимаю, конечно, что это седан, но ездить с постоянно грязным задним стеклом по зимней слякоти очень неприятно. Тем более что я при маневрировании машинально смотрю сначала в зеркало заднего вида, а уже потом в боковые. Нужно переучиваться. Еще напрягают передние стойки. На повороте из-за них нужно буквально выглядывать, чтобы не проворонить пешехода. Я понимаю, что безопасность превыше всего, но они реально очень широкие.

На зимнюю резину тратиться не пришлось, потому что машина изначально была на "зиме", несмотря на покупку в июле. Летом я "переобуваться" не стала, хотя ездить на зимних шинах было очень некомфортно. На сегодняшний день вложила в ремонт машины чуть больше 1000$. Сюда не входит кресло, восстановление ключей и траты при покупке. Общие вложения - 1600$. С ужасом думаю, сколько пришлось бы потратить, если бы поддалась порыву и купила машину, которая запала в душу по фотографии в объявлении. Где не работала ни печка отопителя, ни кондиционер, рулевую рейку нужно было менять и еще много чего. Тогда казалось: мелочь, в тысячу уложусь. А тут в практически идеальную машину столько ушло. Запчасти стоят недорого, замена - почти в два раза дороже. Умела бы сама - было бы дешевле. Не умею. Хотя словила себя на мысли, что, увидев пятнышко ржавчины на днище, пока машина была на подъемнике, пожалела, что нет гаража. Очень хотелось быстренько самостоятельно его зачистить. И еще, оказывается, регулировка клапанов за 400.000 рублей - это вполне нормально, а вот новая юбка за эти деньги - непростительно дорого. Может, я становлюсь рабом своей машины?

Ну а если подытожить, то я очень довольна покупкой. Все, что с ней пережила, - от недостатка опыта и собственной дурости. Самое основное, что приобрела, - комфорт в собственных чувствах. Несмотря на мою большую любовь к "голубю", в нем я себя чувствовала "бабой на корче". И видела, что окружающие думают так же. И половина моих ошибок была не столько из-за незнания чего-то, сколько от чувства стыда и неуклюжести от этого. С "пулей" все по-другому. Машина замечательная, "тупить" на ней сложно. Никакого стыда нет и в помине. Нисколько не жалею, что взяла опять "француза". По большому счету я поняла, что другую марку не хочу. Мне нравится весь модельный ряд Renault, и в дальнейшем, когда буду менять машину, остановлюсь опять на них же. Если я когда-то и изменю ей, то только с Toyota. Это единственная марка, на которую я все еще смотрю с придыханием. Все остальные машины мне почему-то безразличны. 

Скоро предстоит второе ТО, потому как пройдено практически 10.000 км. Из трат - пока только бензин, мойка, стеклоочиститель. Пользуясь случаем, хочу высказать свое "фе" "незамерзайке" Megazone. При не очень сильном морозе (примерно минус 12) на скорости 90 на кольцевой при включении подачи воды стекло моментально покрылось коркой льда, абсолютно утратив прозрачность и, естественно, обзор. Кое-как удалось по боковым зеркалам съехать за обочину и оттаивать там. Поэтому как брала Sonax, так и продолжаю его брать. 

Когда-то я писала, что не верю словам из кинофильма: "Если за машиной правильно ухаживать - сто лет может сохраниться". Сейчас все изменилось. Может сохраниться! Нужно только следить, любить и, не побоюсь этого слова, уважать свою машину. Да, это, конечно, всего-навсего средство передвижения, но я верю, что все механизмы имеют свою механическую душу. И если с ней по-хорошему - она отплатит тебе тем же.

Любите своих "железных коней"! И тех людей, которые будут на них ездить после вас! Не нужно "убивать" машину в хлам! По-моему, если не запускать, то всегда можно обойтись малой кровью. И всегда приятно думать, что новый хозяин вспоминает вас с чувством благодарности, а не с проклятиями. Мы и так в основной своей массе вынуждены ездить не на том, на чем хотелось бы. Так давайте побережем "рысаков". И будем ждать перемен.

Людмила ЛЫСЮК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
Специально для ABW.BY