- Три года назад мне повезло: я купил Ford Taunus 1973 года выпуска за 3000 долларов, - рассказывает Евгений. -  Очень долго уговаривал прежнего владельца машины. Этот дедушка владел машиной с 1993 года и десять лет назад ее очень некачественно покрасил. Но берёг - ездил только в выходные к родственникам в соседний город. А в последние годы из-за проблем со зрением вообще перестал ездить. Я за ним два года ходил, умолял продать. Машина стояла на стоянке, и я все это время ходил к ней и смотрел, как она увядает. Все-таки удалось уговорить - и за 3000 долларов машина стала моей.

Почему Taunus? Евгений говорит, что у него в детстве в соседнем дворе стояла такая же машина, только четырехдверная:

- С детства к этой модели прикипел. Есть в ней что-то особенное. Был у меня еще оранжевый Opel Kadett 1977 года выпуска. Он, кстати, как-то попадал на страницы "Автобизнеса"

Вот так выглядел Ford Taunus сразу после покупки. Работы предстояло много, хотя кузов для своих лет относительно неплохо сохранился. Да, были дырки в днище, цвет не "родной", но в целом для такого старого автомобиля все очень прилично. 

- Начался процесс восстановления. Занял он у меня чуть меньше трех лет. Почему так долго? Очень сложно найти специалистов, не все готовы взяться за такую машину. Но мне повезло: и кузовщик хороший, и мастер, который механикой занимался, отличный. Со всеми сложились дружеские отношения. Но кузовщику нужно было вдохновение, к тому же у него было много других машин в работе. Долго пришлось ждать, однако в итоге все было сделано великолепно. Разумеется, кузов был обработан антикоррозийным составом. 

По словам Евгения, кузов был очень плохо покрашен в другой цвет. Он нашел информацию о "родной" краске, и только из компонентов фирмы R-M удалось ее получить. Поэтому цвет машины на 100% оригинальный. 

Были заказаны в Германии бамперы, оптика, боковые зеркала, некоторые из эмблем. По словам Евгения, проблем с запчастями практически не было, сейчас все можно заказать в Германии:

- Немцы быстро доставили, отлично упаковали. Никаких проблем. Единственное - треснуло лобовое стекло. Искал - не нашел. Пришлось изготавливать новое в Беларуси, обошлось мне это в 350 долларов. 

Что касается экстерьера, то владельцу удалось купить комплект фордовских дисков тех лет. 

- "Родные" колеса лежат в гараже. Поэтому, если нужно будет участвовать в какой-нибудь выставке, оригинальные диски с колпаками легко можно поставить обратно. 

Днище было не без дырок, пришлось заваривать. Но Евгений хочет, чтобы все было идеально:

- Единственное, когда все это делали, не было у меня нового железа по днищу. Лонжероны, элементы пола - все это заказал из Германии, только недавно эти детали приехали. Поэтому скоро придется заново разбирать салон и варить днище. Вообще здорово, что есть возможность заказать новые кузовные элементы на такой автомобиль.

- Работы по салону тоже проведены неплохо. Натянули новый потолок, перестелили пол, перетянули все сиденья и дверные карты. Как ездить на такой машине без музыки? В старом Kadett современную магнитолу прятал в бардачке. Здесь купил аудиосистему в стиле ретро. Осталось только подключить - отличный блюзмобиль получится.

Приборы просты и незамысловаты: спидометр, одометр, указатель уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. А вот о пробеге что-либо сложно сказать: у этого Ford каждые 100.000 км одометр начинает отсчет заново.  

Кнопка слева от педали сцепления - переключатель ближнего и дальнего света фар. Очень удобно, руками ничего не нужно делать. 

Под капотом все очень красиво. Все аккуратно покрашено, собрано, заново проложена проводка. Двухлитровый фордовский двигатель дефектовался, но капитальный ремонт не потребовался, только регулировочные работы и замена прокладок. А вот карбюратор пока неоригинальный Solex, владелец планирует его заменить на "родную" деталь.

- Здесь стоял 1,6-литровый мотор, но предыдущий владелец его поменял на двухлитровый. Мотор такой же, что и стоял в этой модели, поэтому ничего зазорного здесь не вижу. Мощность мотора - 90 лошадиных сил. Коробка передач механическая пятиступенчатая, - добавляет Евгений. 

Новый владелец очень бережно относится к своему автомобилю: зимой хранит в сухом гараже, летом - в многоуровневом паркинге. Пару раз наша с ним встреча срывалась из-за… дождя. Евгений очень не хотел выгонять машину в мокрую погоду на улицу. Так что жить еще этому Ford и жить.

- Вот такой красивый автомобиль получился. Есть моменты, над которыми еще нужно поработать. Но мы уже значительно продвинулись в восстановлении этого интересного экземпляра. Надо будет обязательно ваши фотографии старому владельцу показать. Пусть порадуется.

А что скажет механик, который проводил работы по механической и электрической части, осуществлял сборку и разборку автомобиля?

Александр: "С этим автомобилем я знаком еще с 2007 года, когда впервые увидел его во дворе одного из домов-башен, "смотрящих" на железнодорожный вокзал, со стороны улицы Свердлова. Тогда машина представляла собой вполне "подъемный" в реставрационном плане аппарат с минимумом неоригинальных деталей по кузову, вполне комплектный. Как потом оказалось, владелец автомобиля, дедушка, привез машину из Финляндии в самом начале 90-х годов и ездил на ней, как говорят, "в церковь". Машину он берег.

При всех моих и не только моих попытках выкупить эту машину владелец загибал космические ценники вроде 15.000 долларов. Но постепенно цена снижалась. У него стало плохо со зрением, и Ford стал на вечную стоянку сначала на вокзале, а потом на ближайшей большой парковке в районе института культуры. Но как бы визуально все хорошо ни выглядело, на деле получилось все очень печально. Кузов, от души замазанный шпаклевкой, слои которой достигали двух сантиметров, порядком сгнил, и без того вареные полы зияли свежими дырами. Как раз три года назад этот красивый и редкий аппарат был выкуплен моим другом Женей, таким же, как я, "больным" на тему олдтаймеров. Ford был на ходу, и первым делом, как только он попал в мои руки, я на нем пересыпал всю порядком "уставшую" переднюю подвеску. Что удивительно, большая часть деталей в машине была "родная", несмотря на 30-летний возраст и "некислый" пробег. Затем Taunus полностью был разобран.

Кузов, конечно, был очень плохо покрашен. Два слоя краски, положенные дрожащей рукой при помощи "переполюсованого" пылесоса, а также жирно кистью вручную, битум вперемешку с отработкой в дверях и газетой "Минский курьер" на полу - собраны практически все "каноны" кузовного ремонта машин первых лет независимой Беларуси. Со всем этим пришлось разбираться двум людям - моему хорошему другу и его сыну. Ни много ни мало, но полгода заняла подготовка машины к покраске. Варили и красили тоже прилично по времени.

В общем, по кузову нелегкая была работа. Затем сборка, переборка деталей ходовой части и силового агрегата, регулировочные работы и много всего по мелочам. Хотя с мотором повезло - капиталить не пришлось, в хорошем состоянии оказался. Выхлопную систему заново сварили в одной конторе. Вот радиатор стоит от "москвича", "родного" не нашли. Карбюратор тоже в планах поставить "родной". Кое-что еще в процессе, но до идеального состояния уже не так далеко. И сейчас это просто восхитительно красивый автомобиль". 

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY


Историческая справка

В 1970 году появился принципиально новый модельный ряд Ford Taunus. Автомобиль получил название без привычного для предшествующих моделей цифрового индекса, связанного с рабочим объемом двигателя. Для отличия от прежних автомобилей к заводскому названию прибавляли TC, что обозначает Taunus-Cortina, так как одновременно в Англии начали производить аналогичную модель под названием Cortina. Тaunus TC задумывался как "мировой" автомобиль. Его дизайн объединял художественные школы Старого и Нового Света.

На машину начали устанавливать современные 4-цилиндровые двигатели с верхним распределительным валом, приводимым зубчатым ремнем. В то время зубчатый ремень не был распространен в мировом автомобилестроении.

Было несколько вариантов исполнения модели. Наибольший интерес представляла модификация GT. Такие автомобили кроме усиленной подвески и стабилизатора поперечной устойчивости на задней оси имели характерный приборный щиток, дополнительные приборы были размещены на консоли. Консоль переходила в ящичек, расположенный между сиденьями, над рукояткой стояночного тормоза. В салоне автомобиля устанавливались сиденья, подголовники которых были выполнены как одно целое со спинкой.

Модели купе отличались не только характерным скосом задней части крыши, но и тем, что она была ниже, чем на других Taunus. Дорогу освещали две прямоугольные и две круглые дополнительные фары. Всего существовало 35 вариантов исполнения разных комплектаций с разными двигателями.

Использование в дизайне автомобиля гнутых боковых стекол без форточек стало возможно благодаря применению эффективной системы вентиляции и отопления. Радиатор отопителя располагался в подкапотном пространстве. Из-за такого расположения регулировка температуры в салоне осуществлялась только интенсивностью воздушных потоков.

В 1973 году Taunus подвергся рестайлингу: изменилась панель приборов, начали устанавливать квадратные фары под галогенные лампы. В первые годы выпуска данная модель имела большой успех, однако к середине 70-х годов существенно изменились требования к автомобилю, и в январе 1976-го появилось новое поколение Taunus, существенно переработанное как по дизайну, так и по ряду технических решений.