Водитель вынужден отвлекаться

Последнее время автомобили получили множество электронных помощников, которые требуют настройки. Естественно, что управление этими системами проще всего реализовать через сенсорный дисплей. Это позволяет сделать настройку наглядной и интуитивно понятной и минимизирует количество клавиш на центральной консоли или центральном тоннеле. Когда через тачскрин настраиваются второстепенные функции, управление которыми производится во время стоянки автомобиля, – вопросов к такому подходу не возникает.

Но производители пошли на поводу у моды – в итоге даже управление основным функционалом авто, необходимым в движении, переносится на тачскрин и сенсорные кнопки. Регулировка "климата", управление звуком, светом, подогревом сидений, стеклоочистителями – все эти действия должны производиться не глядя. Реализация их через сенсоры лишает водителя такой возможности.

Судите сами: для переключения трека или радиостанции вы вынуждены оторвать взгляд от дороги и посмотреть, куда нужно нажать. При сенсорном управлении "климатом" аналогично приходится поступить для изменения температуры или направления потоков – вам нужно увидеть кнопки, чтобы понять, куда нажимать, вместо того чтобы вслепую повернуть ручку или нажать клавишу. Отдельные автопроизводители сделали сенсорным управление головным светом. Вы серьезно? Такой подход и отсутствие тактильной связи приводит к тому, что на каждое действие водитель вынужден отвлекаться от дороги, так как не может выполнить его вслепую, что несет прямую угрозу безопасности дорожного движения.

Обратная сторона медали: вы приходите морозным утром к автомобилю, заводите его и хотите сразу же включить обдув, обогрев лобового стекла, подогрев сидений – подождите! В прямом смысле подождите, пока загрузится система и вы сможете выполнить необходимые действия. А если управление этими действиями распихано по разным пунктам настроек – вы потратите минуту времени на то, что могли сделать двумя нажатиями физических клавиш. Прогресс!

Появление интерфейсов зеркалирования смартфонов Apple CarPlay и Android Auto, призванных облегчить взаимодействие водителей с их гаджетами, также заставляет отвлекаться от дороги. По данным исследования организации IAM RoadSmart, время реакции водителя на нештатные ситуации при использовании интерфейса Apple CarPlay увеличивается на 57%, а в случае с Android Auto – на 53%. Также ученые отмечают, что, отвлекаясь на сенсорный экран, водитель может терять контроль над дорогой на время до 16 секунд. Это, согласитесь, очень много.

Более того, небольшое исследование, проведенное в 2018 году, показало, что водители переводят взгляд на дисплей автомобиля, даже если у них нет необходимости в этом. Само наличие экрана заставляет отвлекаться.

От сенсорных экранов не уйти

Однако производители не откажутся от сенсорных дисплеев по многим причинам. Во-первых, навигация, камеры заднего вида и системы кругового обзора требуют наличия экрана для своего функционирования, во-вторых, как уже говорилось выше, у современных автомобилей настраиваемых опций стало столько, что все управление ими невозможно "повесить" на физические клавиши.

Но главное в том, что наличие запроса на тачскрины позволяет автопроизводителям зарабатывать дополнительные деньги, которые покупатели готовы платить, ведь многие сегодня даже не рассматривают к покупке комплектации без продвинутой сенсорной медиасистемы с интерфейсами зеркалирования смартфона. О том, что в повседневной эксплуатации автомобили с сенсорными экранами и управлением оказываются неудобными и даже опасными, они задумываются позже. Зато перед соседями не стыдно за дешевую комплектацию.

Также подозреваю, что внедрение тачскринов в качестве замены всевозможных аналоговых блоков управления дает возможность автомобильным концернам экономить. Сегодня сенсорные дисплеи стали настолько дешевыми, что наверняка каждый из них стоит меньше, чем отдельные блок управления "климатом", магнитола и т.д. Та же ситуация, вероятно, и с сенсорными клавишами: поставил одну панель – и нет необходимости во множестве аналоговых кнопок. Следствием использования тачскрина является экономия на разработке дизайна и пользовательского интерфейса центральной консоли, которую заменяет большой экран. Правда, возникает необходимость тратиться на разработку качественного программного обеспечения...

Вердикт

Если вы хотите приобрести автомобиль в комплектации, где управление основополагающими функциями реализовано через тачскрин и сенсорные кнопки, – задумайтесь, так ли оно вам надо. Особенно если это платная опция.

Сегодня автоиндустрия уже не может уйти от сенсорных экранов, но одно дело использовать их для вывода карт навигации, второстепенной информации и редкого изменения каких-то настроек, которые вы не будете трогать в движении, другое – когда на экран или сенсорные кнопки завязаны основополагающие функции, для управления которыми приходится постоянно отвлекаться от дороги. И если в дорогих автомобилях, оборудованных активными системами безопасности вроде адаптивного "круиза", автоторможения и контроля полосы движения, последствия отвлечения водителя может исправить сама машина, то в более дешевых авто такое отвлечение сулит серьезные проблемы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Стой и смотри. Дисплеи в базе объявлений Автобизнеса