Затем было почти 5 лет нервных поисков запчастей, кропотливого восстановления и не поддающегося подсчетам количества потраченных денег. Но благодаря этому машинка, которая уже давно могла превратиться в чугунные сковородки, в следующем году отпразднует свой юбилей в прекрасном состоянии.

Первая любовь

– Мое увлечение маркой ЗАЗ началось лет в 17, когда нам с ребятами захотелось покрутить гайки. Мы купили 968-й и издевались над ним как хотели. Но со временем пришло понимание, что хочется иметь что-то свое в оригинале или хотя бы приближенное к заводскому состоянию. И в тот момент в нашем гаражном кооперативе стоял ЗАЗ-966В. Долго уговаривать хозяина не пришлось. Я приобрел его себе, занялся реставрацией, но когда разобрал – увидел, что кузов сварен из двух частей. Конечно, автомобиль не подлежал восстановлению, поэтому я его продал.

История этого экземпляра была печальной. Его купил один минский реставратор в качестве "донора". Из автомобиля достали все необходимое, включая мотор, и сказали выбрасывать в чермет. Машину спасли, восстановили документы, после чего я ее приобрел за символическую сумму.

Автомобиль 1972 года выпуска, его первоначальный заводской цвет табачный, но первым хозяином он была перекрашен едва ли не пылесосом в красный. В таком неприглядном виде, некомплектным, без мотора, с ужасным салоном и дисками, "запорожец" мне и достался.

После покупки я стал неспешно комплектовать его запчастями, которые пришлось искать по всему СНГ. Цинковались все метизы, перекрашивался кузов, перешивался салон, перебиралась подвеска, был найден новый двигатель. На все работы по восстановлению ушло где-то четыре года. Естественно, потрачены энная сумма денег, которую, к сожалению или к счастью, не подсчитаешь, куча нервов, сил и души. Этот автомобиль для меня как первая любовь, которая навсегда останется со мной и никогда не продастся.

Четыре года реставрации

Имея рядом Украину, найти детали было не очень сложно, но некоторые пришлось забирать в Москве, а переднюю решетку я нашел в Польше в состоянии новой. ЗАЗ-движение в СНГ и даже в Европе развито, я знаю многих людей, все друг другу помогают с поиском запчастей.

Двигатель в моей машине установлен не "родной", объемом 1,2 литра и мощностью 40 лошадиных сил. Оригинальный литровый 30-сильный мотор тяжело найти, тяжело обслуживать и искать запчасти, зато подвернулась "40-ка", которая встает сюда безо всяких изменений, сверлений отверстий в кузове и т.п. При желании можно легко вернуться в стоковое состояние. Буква "В" в индексе модели означала "временный", то есть кузов был уже новым, а мотор ставили еще старый 30-сильный. Соответственно сцепление также было еще тросовым, а не гидравлическим, поэтому его, как и коробку передач, тоже пришлось менять, прокладывая новые трубки, но все отверстия под них были предусмотрены.

Кстати, с коробкой передач связана интересная история. Первую КПП я купил в Минске, проверить ее не было возможности, но когда поставил на машину и поездил, выяснилось, что у нее проблемы с синхронизаторами. Следующая была найдена в Киеве, а ограничение по весу на провоз через границу неделимой вещи – 35 килограммов. Пришлось слезно просить продавца ее взвесить – получилось 34,5. Товарищ согласился помочь с доставкой коробки. На границе, как полагается, заставили ее выгрузить и положить на весы. Убедились, что по весу все ОК, и покрутили пальцем у виска по поводу того, что он везет никому не нужный старый агрегат.

Мотор я никак не переделывал. Для нормальной работы на 92-м бензине достаточно немного поменять угол зажигания. Некоторые владельцы заморачиваются, "подгрызают" "головы", что позволяет использовать даже 95-й бензин. С моим подходом могут быть проблемы, если захочется поехать в Европу, но там для ретроавтомобилей есть присадки, понижающие октановое число. Расход топлива по трассе – около восьми литров, по городу – десять.

Особенностью ЗАЗ-966В являются одноконтурные тормоза, потеря любой трубки критична. Поэтому вся тормозная система перебрана, промыта, установлены новые трубки, залита жидкость БСК на касторовом масле. Можно залить и современную DOT-4, но для этого придется менять все советские резинотехнические изделия, которые от современной "тормозухи", очень вероятно, потекут.

Печка здесь работает на бензине. С помощью бензонасоса в моторном отсеке топливо по трубке подается из общего бака к печке, где в тепловой камере происходит его горение. Соответственно под багажником есть отдельный выхлоп. При правильном обслуживании и своевременной чистке никаких проблем с ней не возникает.

В отличие от более поздних моделей, где бензобак располагался вертикально за задними сиденьями, здесь он еще "лежачий", благодаря чему сзади есть довольно вместительная ниша для багажа.

Кузов машины был в хорошем состоянии, не варился, но плоскости, безусловно, выравнивались. Цвет выбирал рандомно по личному восприятию.

Салон стилизован под экспортный вариант, расцветка похожа, но сделан он из новой ткани.

Хром на машине весь заводской, найден в таком состоянии. Ничего не хромировалось, иначе пришлось бы потратить совсем другие деньги.

Сегодня эта машина близка к оригиналу примерно на 80 процентов, но восстанавливать в сток цели не было. Та же двухцветная окраска появилась в журнале "За рулем" в 1982 или 1984 году, откуда и пошла мода на нее, но в такой расцветке машины никогда не шли с завода.

Из неоригинального здесь вайтволлы на дисках и козырьки на фарах, вместо пепельницы установлен аутентичный советский приборчик, который показывает напряжение, угол опережения зажигания и обороты двигателя.

Новая жизнь "запорожца"

Восстановление машины было закончено в 2015 году ближе к зиме, а в 2016-м в Запорожье проходил большой слет любителей марки ЗАЗ, посвященный 50-летию с начала выпуска 966-й модели. Но на "запорожце" я тогда ехать не рискнул, вез его на лафете. В этом году, если откроют границу, планируем посетить Киев своим ходом. 

В ноябре прошлого года ездили на ЗАЗ в Брянск. От старых советских сидений в длинной дороге устает спина, но с несколькими остановками вполне комфортно.

С момента реставрации я проехал 10 тысяч километров, никаких критичных проблем не было. Постоянно участвуем в различных мероприятиях: "Олдтаймер Ралли", "Ретро Минск", Sunday. Машина получает кучу внимания, восторженные взгляды, призы и награды. Сворачивают голову на нее и на дорогах.

Среди ближайших задумок – установить фаркоп, который я уже приобрел. Также куплен туристический прицеп "Скиф", который хочу покрасить в такую же расцветку. После этого можно будет путешествовать по стране.

"Запорожец" в современном мире

Особенности машины накладывают свой отпечаток на эксплуатацию в современных реалиях. На ней нет боковых зеркал – приходится ориентироваться только по салонному, но особых проблем это не доставляет. Массивных стоек у кузова нет, поэтому обзор по сторонам хороший.

Нет на этой машине и фонарей заднего хода. Ночью ездить задним ходом приходится аккуратно.

Стоит научиться ездить на этом автомобиле – и в городе не ощущаешь особых проблем в потоке. На трассе комфортная скорость – 80. Летом "родного" воздушного охлаждения двигателю вполне хватает. Даже когда стоишь в пробках, он не перегревается. Но для этого мотор должен быть чистым, не в масле, и правильно настроенным.

Возраст машины сказывается на безопасности. Здесь нет ремней безопасности, которые стали устанавливать только в 1974 году. Но под задними сиденьями есть кронштейны, к которым я наловчился привязывать детское кресло. В целом, конечно, защиты абсолютно никакой. Приходится быть начеку и предвидеть все возможные ситуации, тормозя заранее.

Наполеоновская романтика

"Запорожец" – воспоминание из детства. Всегда привлекали его харизма и необычная конструкция. Это своя романтика, которую трудно объяснить. Сыну купил советскую педальную машинку – прививаю ему любовь к ретро. У самого планы как у Наполеона: хочется купить 21-ю "Волгу". Для кого-то она уже банальщина, для меня – нет. Или раннюю 24-ю первых серий, а может быть, и "москвич" – в них тоже есть свой шарм...

Ждут добрые руки. ЗАЗ в базе объявлений Автобизнеса