История покупки

– У моего деда самой первой машиной с начала 1960-х годов был ГАЗ-21Р. На нем он проехал около 250 тысяч километров и решил поменять на более современный автомобиль. Продал за хорошие по тем временам деньги "Волгу" и купил этот "москвич" с рук у преподавателя политеха, так как приобрести новую машину тогда не было возможности. Если я правильно помню, был 1980 год. И с того времени машина у нас в семье.

Машину хотели купить латыши. Почему-то в Латвии "москвичи" были популярны. Когда они уже приехали, там же оказался мой дедушка, и продавец решил, что будет лучше, если автомобиль останется в Беларуси.

Первый хозяин "москвича" не делал с ним ничего. Каким он был – в таком виде его и продал. "Ручник" не держал, омыватели стекол не работали, салон был пошарпанный, приборную панель зачем-то ковыряли ножом, пытаясь достать спидометр. Из-за этого мне пришлось ее заменить. Дедушка начал устранять те моменты, которые первый владелец не замечал.

Судя по обилию хрома, которого нет в таком количестве на других "москвичах", и надписи на багажнике латиницей, машина должна была идти на экспорт. Но говорят, что при контроле качества был найден какой-то дефект, поэтому ее оставили в Советском Союзе.

Автомобиль выпущен в апреле 1973-го еще на АЗЛК, позже производство было полностью перенесено в Ижевск. Через два года машина отпразднует юбилей.

Она служила для поездок по делам и на дачу до 1993 года, пока дедушка не купил Ford Granada. На этом "москвиче" училась водить моя мама, дважды ездили на нем к родственникам в Латвию, в Крым всей семьей – это было еще до моего рождения.

После покупки Granada "москвич" остался в семье второй машиной. В середине 1990-х его зачем-то покрасили в черный цвет. Не знаю почему, может, другой краски не было в магазине. В результате машина стала выглядеть маленькой "Чайкой". Ее постоянно останавливала милиция, в итоге заставили перекрасить обратно, потому что по техпаспорту машина все равно была синей.

Естественно, сделано это было не очень качественно, с тех пор "москвич" частично красился еще много раз.

В 2001 году он попал в ДТП, но отработал хорошо. Ему "прилетело" в правую сторону, пришлось поменять переднее крыло и брызговик. Геометрия не ушла, поэтому восстановилось все без проблем. Остальные кузовные элементы "родные".

Машина ни разу серьезно не варена благодаря тому, что дед в свое время обильно обработал ее пушечным салом. Изнутри проливались двери, пороги. Везде, куда дотягивалась кисточка, все промазывалось.

Автомобиль до сих пор на черных "номерах". Он оформлен на бабушку, дедушка тоже любит на нем прокатиться, но в силу возраста – под моим контролем.

История восстановления

С 14 лет я учился на этой машине водить. На даче по деревне небольшими кругами. В 18 лет получил "права" и первые полтора года катался на нем в институт.

Автомобиль был полностью перебран мною, еще когда я учился в институте. Заменены подвеска, мотор, коробка передач. В свое время дедушка установил дефорсированный двигатель, работавший на 76-м бензине. Во время поездок на первых курсах я его добил, но у него уже и пробег был какой-то страшный.

Новый мотор был куплен за 300 долларов с хранения, он просто стоял у мужика в гараже на поддоне. Спустя минимальное время после того, как я его поставил, позвонили товарищи и говорят: "У нас тут в гараже валяется движок от "москвича". Если ты не заберешь, мы его сдадим на металл". Приезжаю – двигатель весь в паутине, открываю клапанную крышку – он почти новый. В итоге у меня есть запасной мотор, но вряд ли он понадобится. Пробеги сейчас маленькие, фактически "москвич" – это машина выходного дня. Но все, кто содержит такие старые машины, имеют запчасти про запас, я не исключение.

Коробку передач я покупал новой за 50 долларов. В задний мост был установлен новый редуктор, полуоси, сальники, чтобы ничего не капало. "Москвич", из которого не течет, – большая редкость.

Снизу потребовался минимум сварочных работ, чтобы избавиться от небольших дырочек. После этого я, насколько мог, зачищал днище "болгаркой" до металла, протравливал преобразователем ржавчины, счищал и покрывал свинцовым суриком. Это такой порошок, который разбавляется в растворителе и приобретает свойства краски. Его использовали в основном для покраски корпусов кораблей, чтобы защитить их от коррозии. После сурика – грунт и пушечное сало. Поэтому все днище в хорошем антикоре. Если очень хочется, то можно ездить зимой. Но я такое не практикую, зимует машина в большом сухом гараже, построенном на даче.

Планы на будущее

Студентом я активно занимался машиной, мне это было интересно, хотя, по сути, что я тогда умел? В этом возрасте только "болгарку" учишься держать в руках. Тем не менее по мере возможностей поддерживал "москвич" в хорошем состоянии. Главное, что я нашел новые двигатель и КПП, перебрал подвеску, автомобиль не требует сварки.

Не стал его продавать, так как для меня это семейная реликвия, она давно в пользовании. Машина в хорошем состоянии, но за нее не возьмешь больших денег, поэтому смысла в ее продаже я не вижу. Она дорога в первую очередь как память.

Объективно требуется еще много работы, но главные вещи сделаны. Мотор работает стабильно, на нем накатано около 9000 километров. В зимний период планирую доделать салон. Наверное, буду отдавать ее человеку. Я перегорел, мне не хватает времени и желания крутить гайки самому. Просто хочется получить машину, чтобы сесть в нее и поехать. Поэтому, когда перегораешь, начинаешь отдавать машину специалистам и платить деньги, чтобы они устранили и твои "косяки", и что-то еще нашли и доделали. У меня уже нет сил и терпения на все эти мелочи.

Нужно довести до ума салон, перешить его, сделать, чтобы все функционировало, сделать шумоизоляцию. Вот этими тонкими вещами заниматься у меня уже нет желания.

После салона хочется сделать подкапотное пространство, чтобы оно выглядело достойно. Тоже придется потратить немало денег, так как нужно снять двигатель, поменять всякие сальники и прокладки, чтобы нигде ничего не текло.

Пока планы такие. А вот выводить в идеал кузов и красить его я не собираюсь. Издалека он смотрится достойно, и я не хочу выпендриваться тем, что я привел "москвич" в идеал. Мне он доставляет удовольствие в том состоянии, в котором находится сейчас. Да, где-то зашпатлевать и локально покрасить придется, но не более. Если там есть какие-то изъяны, то это мои изъяны, они часть истории этой машины. Где-то есть вмятины от того, что дедушка или я, маленький, неудачно открыли двери – все это отпечатки прошлого. Повторюсь: для меня он в любом внешнем виде самый лучший, потому что это история нашей семьи.

Не такие, как сейчас, и налог платить не надо. Машины до 1991 г.в. в базе объявлений Автобизнеса