В чем проблема

Автопроизводители порой творят какую-то дичь: ставят 17-дюймовые шины на легковушки В- и С-сегментов, 20-дюймовые – на компактвэны вроде Renault Scenic. На низкопрофильных шинах по нашим дорогам – больно, комплект новых «больших» может стоить неприятно дорого, так еще и выбор бывает ограничен. И у владельцев таких автомобилей, по сути, два варианта: искать шины штатной размерности или подбирать альтернативу.

Перед таким выбором оказался и я. На Ford Fiesta ST по заводу ставятся шины 205/40 R17. Жесткая изолента! Траекторию приходится выбирать тщательно, избегая попадания на любые неровности. Про низкую плавность хода и нервозность в колее даже не говорю. Ладно, летом хотя бы есть «зацеп» на асфальте, а на осенне-зимний период я традиционно выбираю что-то повыше профилем (бонусом получаю более подходящие шины для гравийных дорог).

В общем, на зиму хочется другой размер. Еще и потому, что выбор в размерности 205/40 R17 – два-три китайских варианта с непонятным уровнем ездовых качеств. Они, кстати, недорогие, порядка 170-180 руб. за покрышку. Но лучше я поищу что-то с более известным именем и репутацией.

Даешь 15-й размер!

С машиной мне достался комплект зимних колес с шинами Sava Eskimo Ice. Им 7 лет, одна пара сильно изношена, так что их точно на замену. Диски по параметрам подходят. Но стоит ли придерживаться той же размерности 195/60 R15?

шины Ford Fiesta

Предыдущий владелец говорил, что на ухабах шины терли о подкрылки. Вполне ожидаемо! Сравниваю эту размерность с базовой (205/40 R17) – получаю разницу по внешнему диаметру 19,2 мм. Это значит, что расстояние между шиной и подкрылком стало меньше на 9,6 мм, так что при раскачке кузова и кренах колесо действительно может доставать до последнего.

При подборе альтернативной размерности ключевые параметры – ширина и внешний диаметр шины. Последний показатель обеспечивается за счет высоты профиля, с учетом ширины и посадочного диаметра. Поскольку я перехожу с 17 дюймов на 15, профиль будет повыше. Но не 60 (при ширине 195) – это, как видим, слишком много.

А если 195/55 R15? В самый раз! Внешний диаметр стал меньше на 0,3 мм, дорожный просвет уменьшился на 0,1 мм, показания спидометра практически никак не изменятся. При этом профиль станет выше на 25,3 мм.

А ведь на простые версии Fiesta как раз ставятся 15-дюймовые колеса – какой размерности у них шины? Оказывается, 195/50 R15. Уже любопытно! Потому что относительно размера 205/40 R17 получаем на 19,8 мм меньший диаметр, на 9,9 мм меньший клиренс и занижающий скорость спидометр. И какой же из этих вариантов предпочесть?

шины Ford Fiesta ST

– Рассматривать просто размер в отрыве от автомобиля в принципе неверно, поэтому оцениваем всю ситуацию целиком, – разбирает мой случай руководитель отдела продаж компании «Автосеть» Андрей Бокша. – Автомобиль Ford Fiesta ST 2014 модельного года, по заводу-изготовителю имеем два типоразмера шин – 205/40/17 и 205/35/18.

Если основной типоразмер 205/40/17 нет желания оставить по разным причинам, то поскольку данный автомобиль является спортивной модификацией Ford Fiesta, обращаемся к базе данных Fiesta и видим, что предлагается два варианта – 195/50/15 и 195/55/15.

Ситуация нетипичная, обычно такого не бывает. В данном случае вооружаемся шинным калькулятором и проверяем оба размера относительно исходного заводского типоразмера 205/40/17. Получаем, что подходящим из этих двух типоразмеров будет 195/55/15.

А насколько критична эта разница в 5 процентов профиля? Допустим, если все-таки поставить 195/60? Или вот есть еще 186/60/15. По высоте тоже близко, но чуть уже. Зато еще дешевле! Это частный случай, а вопрос вот в чем: насколько вообще можно «играть» с шириной и высотой относительно штатного размера?

Ответ очень простой: разница критичная, так как машина испытывается на заводских типоразмерах шин, завод-изготовитель автомобиля гарантирует его безопасную эксплуатацию только на них. Речь про правильную работу блоков ABS, ESP и других узлов подвески автомобиля. То есть машина будет вести себя безопасно в критических ситуациях при торможении или внезапном объезде препятствия, а также на высоких скоростях.зимние и летние шины разных размеров

Многие автомобилисты, которые ставят не заводской типоразмер, потом утверждают, что никакой разницы нет после некоторого времени стандартной гражданской эксплуатации. Но суть в том, что разница может проявиться именно в критической ситуации: машина начинает управляться нестабильно и опасно. Поэтому ни чуть-чуть шире, ни чуть-чуть уже, ни чуть-чуть выше, ни чуть-чуть ниже шину ставить не следует. Придерживайтесь заводских типоразмеров.

Зачем это производителю?

– Почему в рамках одной модели, даже одной модификации, можно видеть разные варианты размерности шин? – задаю вопрос нашему постоянному консультанту Александру Добрицкому, в прошлом техническому тренеру импортера Ford в Беларуси.

– Выбор размерностей для одной и той же модели – это и соображения экономии (для недорогих версий), и внешний вид (для топовых комплектаций), и характеристики шин. В случае с Fiesta ST, где шасси должно соответствовать двигателю, нужна большая ширина для хорошего сцепления с дорогой и жесткая боковина для более острых реакций, что дает низкий профиль. Попутно он позволяет вписать в кузов компактного автомобиля колеса с большим посадочным диаметром.

Да, производители периодически «играют» с шириной и профилем шин, и это связано как с чисто техническими причинами (колесо должно поместиться в арку, не контактировать с деталями подвески, рулевого управления и тормозов), так и с желанием достичь желаемых ходовых качеств (баланса управляемости и ездового комфорта).

разные размерности шин

– Как не «родные» размерности влияют на работу электронных систем активной безопасности?

– ABS и ESP используют информацию от датчиков скорости вращения колес. Блоку управления всё равно, стоят шины штатной или альтернативной размерности, проблемы могут быть при «разношиннице», когда будут применяться колеса с разным внешним диаметром. Что касается системы мониторинга давления в шинах, то если в колесах установлены датчики давления, она и вовсе не заметит подвоха.

Особенности ценообразования и не только

Но вернемся к проблеме выбора. Я вполне согласен на размер 195/55 R15, вот только вариантов по нему куда меньше, чем по 195/60 R15, а сами шины могут быть дороже на 60-100 руб. за штуку. Например, в одном и том же интернет-магазине Nokian Tyres Nordman RS2 в первом случае будет стоить 267 руб., во втором – 209 рублей. А Nokian Tyres WR D4 – 411 и 296 руб. соответственно (все цены округляем до рубля в меньшую сторону).

Между прочим, шины размерности 195/50 R15 еще дороже, к тому же их выбор еще больше ограничен. Вот и выходит, что проблема выбора и стоимости сохраняется и в редких размерностях 15-дюймовых шин. Но почему так?

– Тут ответ очень простой: ценообразованием занимается не продавец, а завод-изготовитель, поэтому продавец никак на цену повлиять не может. Если один размер закупки дешевле, а второй дороже, то итоговая цена для покупателя тоже будет соответствующей, – объясняет Андрей Бокша. – По вопросу ассортимента ответ тоже очень простой: чем больше спрос, тем больше предложение, компания не может завозить 20-30 вариантов шин, спрос на которые является очень узким и маленьким, так как будут залежавшиеся остатки, которые приведут к убыткам компании. Такая же логика действует во всех сферах бизнеса.

шиномонтаж

– Но при этом некогда очень популярные 13- и 14-дюймовые шины давно уступили место 15- и 16-дюймовым, а скоро, похоже, их массово заменят 17- и 20-дюймовые…

– Тенденция по типоразмерам сейчас следующая: ходовыми становятся шины большего размера, что связано с постоянным увеличением размеров самих автомобилей. Для примера можно взять первое и последнее поколения Volkswagen Golf, сравнить их размеры, вес – и всё будет очевидно, – объясняет представитель «Автосети».

– Некоторые шины в одной и той же размерности могут иметь приставку SUV, а могут не иметь. Есть между ними разница? Стоит ли гнаться за «специальными» моделями владельцам кроссоверов?

– Обращать на это внимание не надо. Порядка 3-5 лет назад немецкая компания Continental вообще перестала делить свои шины на SUV и не SUV. И хотя старые модели с маркировкой SUV еще есть в продаже, но все новые модели для всех автомобилей никакой приставки SUV не имеют. Разницы, как заявляет компания Continental, в шинах SUV и не SUV нет, хотя другие шинные производители продолжают делить свои шины на SUV и не SUV.

Владельцам надо обращать внимание на типоразмер и необходимые индексы нагрузки и скорости. Причем индекс скорости актуален для автомобилистов, путешествующих по Европе, в том числе по Германии, остальные же на индекс скорости могут не смотреть, потому что для Беларуси он всегда будет избыточным.

Наш вердикт

«Думать надо было, когда машину покупал» – вот типичная фраза хейтеров, которую я предвижу. Что же, действительно, взял «интересную» версию – будь готов к той или иной специфике, в том числе шинной. С этим вопросом, кстати, дело обстоит не так уж плохо, ведь нашелся относительно «ходовой» размер, в котором даже именитые бренды есть. Теперь осталось что-то подходящее под мои требования выбрать, но это уже тема для отдельного разговора.

Возвращаясь же к самой проблеме подбора альтернативных размеров, соглашусь с тем, что без явной необходимости нет никакого смысла что-то выдумывать – просто придерживайтесь заводских параметров, под которые настраивалось шасси автомобиля. А если с этим сложно, придерживайтесь их как можно ближе, особенно в том, что касается внешнего диаметра шины и желательно ширины. А вот с посадочным диаметром (при наличии подходящих дисков и технической возможности их применения) можно и «поиграть».

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!