Начну эту историю с чистосердечного признания: владелец электромобиля, о котором пойдет речь в данном материале, – мой сосед. Пару недель назад, прогуливаясь по поселку, я увидела машину возле его недостроенного дома. Сергей косил участок, подошел поздороваться и вдруг сказал, что «электричка» – его. «Пару лет на «роллтонах» – и вот», – пошутил он. Я, конечно, попросила проехаться и, обходя машину сзади, увидела фаркоп. «Серега, ты вообще нормальный?» – вырвалось само собой. Махнув рукой в сторону прицепа, груженого строительным инструментом, владелец модного электрокара без смущения ответил: «Так я для этого его и брал!» И тут я поняла, что эта история точно не будет банальной…

«Я свое в мазуте отковырялся»

Конечно, нужно знать Серегу… Он из тех, кто «всё сам»: сам перебрался в Минск, сам начал свое небольшое дело по оказанию строительных услуг, сам почти построил дом в пригороде. Сколько его знаю – ездил на VW T4 каких-то «лохматых» годов, а тут раз – и новый BYD Song Plus. Говорит – давно мечтал.

– Впервые я загорелся этой темой в 2015–2016 годах, когда начали пригонять первые Tesla, – рассказывает сосед. – Примерно тогда же разные умельцы начали сами устанавливать электромоторы на авто с ДВС. Я так вдохновился этой идеей, что стал искать, где бы мне сделать так же. Тогда за это никто в Минске браться не хотел. Но был один человек, который переделал свой небольшой бусик, – поставил на заднюю ось электромотор и установил батарею от Nissan Leaf. У меня тоже был бус, и я следил за этой историей. В итоге машина того человека сгорела, и я понял, что это не вариант.

Потом я начал искать варианты небольших микроавтобусов на электротяге. Двигала мной жажда экономии: проезжаю по 250–300 км в день и в месяц только на солярку тратил около 1000 рублей. Я просматривал небольшие бусы из Китая, но у всех их было два существенных недостатка: запас хода всего 315 км «по заводу» и максимальная скорость 85 км/ч. Еще один жирный минус заключался в том, что на такие авто не распространяются условия льготной растаможки, и авто за $20 000 по итогу обходилось в $42–45 тысяч. И тут мне предложили рассмотреть электрический пикап Geely Radar RD6.

Но и с ним не срослось. К 2023 году я уже 6 лет как отъездил на своем старом «тэчике» 1998 года и понял, что нужно его менять. Машина старая, и я просто устал жить с постоянно грязными руками. День езжу – три стою. Решил, что я свое в мазуте отковырялся, хватит. Стал общаться с владельцами разных «электричек». Все, как ни странно, были довольны. Только один хозяин BMW i3 сказал, что на этот автомобиль нужна какая-то нестандартная резина, которой в Беларуси не продают, нужно ехать в Европу. Взвесив все плюсы и минусы, с учетом своих потребностей я остановился на BYD Song Plus. Для меня это был идеальный автомобиль по сочетанию цены и качества.

Поиск поставщика и муки ожидания

– Предложений было много, – рассказывает Сергей. – Я выбрал два, которые были лучшие по цене: одни предлагали привезти машину за $27 800, но без гарантии и без зарядки, вторые – за $28 500, но с 5-летней гарантией и зарядным. Я выбрал второй вариант и сторговался на $200. С меня взяли полную предоплату, заключили договор, в котором оговорили сроки поставки – 60 дней, но на словах уверили, что за 40 дней привезут. За счет того, что оплату производил в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день оплаты, вышло еще +$300.

Дальше потянулись долгие дни ожидания. Менеджер держал со мной связь, писал, что вот погрузили в контейнер, вот она уже пересекла границу с Казахстаном. Все было хорошо вплоть до того момента, пока контейнер не прошел белорусскую границу, после чего просто исчез – его нигде не могли найти. Я постарел за эти дни лет на десять и уже сам занялся поисками контейнера, поставил на уши учредителя фирмы. В итоге моя машина нашлась на «Белтаможсервисе» в Сенице.

Автомобиль я оплатил 13 декабря, а забрал его только 31 марта. Составил претензию, в которой попросил возместить мне стоимость просрочки. За это время «набежало» 2000 рублей. Денег этих, кстати, не получил до сих пор. Но в качестве извинения мне сделали три обслуживания бесплатными.

Но на этом беспокойства не закончились. Машину я ставил на учет в Пинске. Был электронный ПТС, но на всякий случай мне распечатали документы в бумажном виде. В итоге в МРО ГАИ отказались принять электронные документы и сказали, что в ПТС и в документе об оплате утильсбора нет печатей. Нужно отдать должное фирме, они оперативно распечатали, завизировали документы и передали мне маршруткой. С учетом выходных мне пришлось провести в Пинске 4 дня.

Гарантия и обслуживание, дополнительны траты

Сергей говорит, что за гарантию на свой BYD ничего не доплачивал, страховать автомобиль по КАСКО его не принуждали. Условие гарантии – обслуживание на СТО той же фирмы. На 5000 км поменяли масло в редукторах.

– Прямо в договоре мы прописали, что я буду устанавливать фаркоп и что это не повлияет на гарантию, – говорит владелец электромобиля. – Сами они такой работой не занимались, поэтому мне пришлось обратиться в стороннюю организацию. Оригинальных фаркопов к BYD, конечно, нет, но к моей машине идеально подошел фаркоп от Nissan X-Trail. Обошлось мне это в $370, плюс купил прицеп за 2900 рублей.

Пришлось также потратить около 1000 рублей на обустройство домашней зарядной станции. В комплекте с авто шла обычная слабая зарядка от сети 220В на 1 кВт в час. От розетки она заряжала батарею трое суток (!), понятно, что меня это не устраивало. Я купил оборудование, сам прокопал траншею, проложил кабель, подключал все это дело мой электрик. Теперь у меня две розетки на 7 кВт – одна на улице, вторая в гараже. До 100% батарея BYD емкостью чуть больше 70 кВтч заряжается за 10 часов.

Зато в комплекте шел «переходник», который позволяет запитать от электромобиля какие-то приборы. Только к этому переходнику нужно найти еще один переходник (смеется).

Еще пришлось докупить коврики ЭВА, хочу по осени загнать машину на антикор. Спрашивал на фирме, где брал машину, делают ли они антикор, назвали цену в 1200 рублей…

Первое ДТП

Теперь Сергей жалеет, что не оформил КАСКО: его машину уже кто-то ударил дверью на парковке.

А 15 мая недалеко от дома под колеса выбежал молодой олень. В итоге – под замену бампер, повреждены два радиатора, «телевизор» и еще несколько «пластмассок».

– Я сам, что мог, подровнял, дома подвязал стяжками – благо машина осталась на ходу, – вспоминает Сергей. – Как раз на следующий день мне нужно было на ТО. Я приехал, показал машину, спросил про восстановление. Менеджер покопался в компьютере и огласил мне стоимость нового бампера. Я ушел думать, потом сам залез в интернет и нашел «тот самый» бампер просто в объявлениях на $100 дешевле. Стало очень неприятно. В итоге я сам нашел все, что мне нужно: самый бюджетный вариант на 4 нужные мне позиции стоил $1200. Это новые запчасти и бампер под покраску, доставка 20–30 дней. Самое смешное, что новый бампер под покраску стоит $580, а такой же бэушный и уже с повреждениями – $680.

По условиям договора я могу сам приобретать запчасти, но они должны быть новыми, и устанавливать их будет фирма, в которой я покупал автомобиль. В целом по запчастям к BYD проблем нет, всё привозят под заказ в течение месяца, если нет в наличии. Я пока еще ничего не решил с ремонтом, езжу так.

Экономия

– Если бы за каждый разговор о моем BYD я брал по рублю, то скопил бы на вторую машину, – смеется Сергей.

– Первый и самый главный вопрос: сколько я реально проезжаю на одном заряде. Заявленный производителем запас хода – 520 км, но по факту, конечно, меньше. Говорят, что заявленный запас хода нужно делить на 1,4, – и это будет реальный. По моим ощущениям реальный запас хода BYD Song Plus – 350–380 км, ну, может, 400, если высадить батарею в ноль. Я, когда начал ездить, стал замечать, что на 1 км пути у меня приходится 2 км отображаемого на панели запаса хода: то есть машина пишет, что запас хода 50 км, но по факту я проезжаю 25. Это летом и без прицепа. С прицепом расход увеличивается, но не сильно: например, если без него я проезжал 350 км, то с ним – 300.

В мае я проехал 6000 км. Заряжаю машину в основном дома, редко на «Маланке». Заплатил за 1000 кВт электричества – это за общее энергопотребление дома. Из расчета 25 копеек вышло 250 рублей. Еще около 50 рублей пришлось потратить на «маланках». Если бы я ездил на бусе, я бы потратил 1250 рублей – на топливо, масло, фильтры и плюс еще примерно $200 на текущий ремонт. Вот и вся математика. Когда сдам дом в эксплуатацию, тариф на электричество будет еще ниже.

Для себя решил, что ничего вкладывать в машину не буду, отъезжу несколько лет и продам за сколько дадут, куплю другую. Но обратно на ДВС уже не пересяду.

«Ездишь и получаешь удовольствие»

– Мне не с чем особо сравнивать, потому что ездил только на старых машинах, – говорит Сергей. – Для меня BYD – это как пересесть с трактора в летающую тарелку. Боялся, что не смогу переключить голову с ДВС, но это произошло очень быстро. Теперь такое чувство, что не было у меня никогда в жизни этих тарахтелок.

Но есть два больших недостатка. Первый – машина «убаюкивает»: особенно если устал, опасно. Если в «тэчике» я туда-сюда этот рычаг передач, все трясется, то тут садишься – и тебя разморило. Второй момент – штрафы. Это просто беда! Я на ней не чувствую скорости: спохватился – уже 150 на спидометре. Замучался платить.

Из мелких нюансов – не совсем логичное, на мой взгляд, переключение передач: чтобы поехать назад, нужно толкнуть рычажок вперед, а чтобы поехать вперед – наоборот, вниз переместить. Со временем привыкаешь, но в стрессовых ситуациях можно набедокурить.

Еще – в темное время суток слишком ярко светит приборная панель. Нужно покопаться в настройках, уменьшить яркость, если есть такая функция. А то прям неприятно.

В остальном полностью доволен. Машина едет азартно, держит дорогу хорошо. У меня не самая богатая комплектация, но есть кондиционер, круиз-контроль, камеры спереди и сзади, хорошая музыка – едешь себе, слушаешь аудиокнигу как белый человек.

Одним словом, для меня это совершенно новый уровень. И я до сих пор не понимаю, почему люди отговаривали меня от покупки. Экономия для меня значительная. Ну, потеряет она в стоимости при перепродаже – и что? Я с этим смирился, заработаю еще.

По поводу фаркопа, кстати, много вопросов. Однажды меня даже специально остановил на трассе водитель другого электромобиля, чтобы спросить, где я ставил фаркоп. Нет никаких проблем с установкой. Там, где я это делал, сказали, что они в день по три фаркопа устанавливают именно на электромобили.

Электрический двигатель мощнее ДВС, тянет хорошо, режим «спорт» куда больше нагрузки дает на него, чем прицеп. Так я получил и комфортный автомобиль для себя, и лошадку для работы.