Но что может быть примечательного в седане длиной 4,85 м и шириной 1,81 м? Что Mirai - электромобиль? Кого этим сегодня удивишь, тем более что при весе 1850 кг и максимальной мощности 114 кВт (154 л.с.), вырабатываемой энергоблоком, если Mirai на что-то и способен претендовать, так лишь на то, что не будет тормозить тихоходностью поток попутных автомобилей.

Правда, еще 21 кВт тяговому электродвигателю может предоставить никель-металл-гидридный аккумулятор, подзаряжаемый от розетки, а также с помощью рекуперации накапливающий энергию, получаемую при торможении, но и такая прибавка, позволяющая лишь сократить время разгона до 100 км/ч до 9 секунд, не превращает Mirai в суперкар.

Однако изюминка есть, иначе чем привлекла бы всеобщее внимание к себе новая модель? От множества легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, электромоторами или гибридными силовыми агрегатами, представленных на автомобильном рынке, Mirai отличается не только используемым топливом, но и способом получения из него энергии. Топливо - водород, энергия вырабатывается в топливных элементах, или, как их еще называют, ячейках.

В какую сумму обошлось Toyota доведение этой технологии до ума, мы, возможно, никогда не узнаем. Точно известно только одно: начало работ по программе Eco-Project, одним из четырех направлений которой были как раз топливные элементы, датируется 1997 годом. Стало быть, понадобилось 17 с лишним лет, чтобы наконец-то подойти к тому, ради чего все это затевалось, - серийному производству и розничным продажам. Учитывая, сколько за эти годы произошло различных финансовых передряг, экономическую составляющую направления FCHV (Fuel Cell Electric Vehicle) программы Eco-Project лучше оставить в покое.

Техническая сторона - другое дело. Энергию, необходимую для движения и обеспечения работы всего вспомогательного оборудования, которым Mirai оснащен, получают в топливных элементах путем расщепления атомов водорода на разноименно заряженные ионы и электроны.

Схематически топливная ячейка состоит из анода, катода и специальной мембраны между ними. Водород подается на анод, где в присутствии платинового катализатора разлагается на ионы и электроны. Мембрана пропускает к катоду только ионы. Электроны же поступают в бортовую сеть, становясь электрическим током, обеспечивающим энергией тяговый электродвигатель и вспомогательное оборудование. Ионы идут дальше и встречаются с кислородом, который подается в ячейку со стороны катода. Здесь происходит химическая реакция, результатом которой является водяной пар. Одна ячейка вырабатывает ток напряжением до 1 вольта, но соединенных в блок нескольких сотен топливных элементов хватает, чтобы обеспечивать энергией тяговый электродвигатель и вспомогательное оборудование.

Чтобы Mirai смог проехать 650 км, не обращаясь на заправочные станции, машину оснастили двумя резервуарами из углеродного волокна. Их суммарная емкость - 122,4 л. Очевидно, что соотношение автономного пробега и емкости топливных баков не является достоинством водородной модели по сравнению с бензиновыми автомобилями, однако плюсы Mirai лежат в иной плоскости.

Самая значимая из выгод - возможность преодолеть нефтяную зависимость, тем более что нефть не является возобновляемым ресурсом, ее запасы отнюдь не безграничны. С водородом ситуация иная. Получать его собираются из воды, поэтому в качестве источника водорода рассматривается весь мировой океан. При этом океану ничто не грозит, ведь "выхлоп" топливных элементов - водяной пар, который, становясь участником круговорота воды в природе, в океан же и возвращается.

Председатель правления Toyota Motor Corporation Такеши Учиямада заявил: "Бензин был основным топливом для автомобиля в его первые сто лет существования. Я уверен, что водород станет новым топливом для автомобилей на ближайшие сто лет".

С мнением главы Toyota солидарны многие, особенно в странах, обделенных нефтяными месторождениями. В частности, в Японии появилась информация о готовности государства субсидировать покупку Mirai. Названная Toyota цена машины на японском рынке составляет в эквиваленте $57.500. Из них $17.000 государство намерено субсидировать. В США, рынок которых станет вторым после Японии, где Mirai поступит в розничную продажу, на весь 2015 год будет действовать пособие на покупку $5000, а кроме того, в течение трех лет после покупки владельцы Mirai получат возможность заправлять машину водородом бесплатно.

Что, однако, может стать препятствием для повсеместного внедрения технологии топливных элементов? Как ни странно это звучит, но главной преградой на пути способен стать все тот же "выхлоп". Водяной пар имеет свойство конденсироваться, а продукт его конденсации при снижении температуры до нуля градусов переходит в кристаллическое состояние. Пока Toyota объявила лишь о том, что Mirai можно без проблем эксплуатировать до 22 градусов мороза, но как победить обмерзание выхлопной системы льдом и сделать водородные машины пригодными для эксплуатации в регионах, где морозы опускаются еще ниже, похоже, пока остается вопросом.

Впрочем, не это главное. Водяной пар не настолько безвреден для окружающей среды, как об этом принято думать, пока его сравнивают с химическим составом выхлопных газов обычных двигателей. Дело не в составе, а в количестве. Двигаясь в обычном режиме, за 4 км пробега Mirai выбрасывает в атмосферу 250 миллилитров воды. Сколько воды будет единовременно поступать в окружающую среду, когда водород станет основным топливом для автомобилей, как о том смело заверяет глава Toyota?

Между тем среди веществ, в наибольшей степени способствующих парниковому эффекту, а с ним и глобальному потеплению, первым всегда называют водяной пар и только за ним - углекислый газ, метан и окислы азота. Не приведет ли повсеместный перевод транспорта на водород к тому, что планета окажется укутанной в еще более теплую "шубу", чем теперь? И как скажется появление огромного количества пара в атмосфере на круговороте воды в природе? Не вызовет ли массовый переход на водородное топливо новый вселенский потоп?

Если к этому прибавить вопросы организации добычи водорода в необходимых масштабах, выстраивание инфраструктуры водородных заправок, потребность в платине, необходимой для катализаторов в топливных элементах, становится понятно, что энтузиазм, с которым было воспринято объявление о начале серийного производства Mirai, чрезмерен. В обозримой перспективе погоды на рынке водородные автомобили не сделают, а учитывая, как благодаря выбросам водяного пара они способны изменить погоду в планетарном масштабе, не оказался бы переход на водородное топливо и вовсе стратегической ошибкой.

Сергей БОЯРСКИХ
ABW.BY