Пройдет пара десятилетий, а то и меньше, и автомобили станут морально устаревать, как смартфоны, через год-два. Намекают на это и последние разработки в области автомобильной электроники, большинство которых было представлено на январской выставке CES-2015 в Лас-Вегасе.

Экспериментальный Volkswagen Golf R Touch, например, сам по себе уже без пяти минут "смартфон", распознающий жесты и преобразовывающий их в команды для управления бортовой электроникой, при этом седокам не требуется касаться сенсорного экрана.

Так, проведя рукой в сторону ветрового стекла, водитель откроет люк, а чтобы закрыть его, достаточно провести рукой в направлении от ветрового стекла. Аналогичным способом можно регулировать сиденья.

На CES разработчики из Вольфсбурга представили также следующее поколение парковочного автопилота Trained Parking. Система сканирует часто используемый маршрут к парковочному месту, запоминает его и впоследствии выполняет парковку в полуавтоматическом режиме. Новая система обеспечивает возможность дистанционного управления данным процессом.

Водитель, направляясь к парковочному месту по занесенному в память маршруту, может выйти из автомобиля и выполнить парковку в полуавтоматическом режиме, контролируя процесс с помощью пульта дистанционного управления или смартфона. Кроме того, автомобиль может выполнять автоматический выезд с парковочного места с использованием занесенного в память маршрута.

Еще одной новинкой Volkswagen в Лас-Вегасе стал прототип e-Golf, оснащенный новой индуктивной системой зарядки Intelligent Charge. Зарядка электромобиля осуществляется на специальной платформе в автоматическом режиме - кабель и штекер больше не нужны!

Любопытную разработку продемонстрировал в Лас-Вегасе американский Cadillac. Это камера заднего вида с дисплеем высокого разрешения для отображения потокового видео. Новая технология призвана заменить традиционное внутрисалонное зеркало и позволит улучшить обзорность в четыре раза, сведя к минимуму влияние визуальных помех вроде задних сидений, стоек кузова или пассажиров на заднем ряду.

Дисплей (1280 х 240) встроен во внутреннее зеркало заднего вида, а линза камеры имеет гидрофобное покрытие, что позволяет сохранять отличную видимость в любых условиях, например при плохой освещенности. Эффект от действия новой системы, уверяют разработчики, можно сравнить со впечатлениями при движении на кабриолете с откинутым верхом. При этом водитель может отключать видеодисплей и использовать его как обычное электрохромное зеркало, для чего достаточно коснуться переключателя на нижней части корпуса зеркала. Первым новую систему Cadillac получит флагманский седан CT6, дебют которого состоится в 2016 году.

Заслуживает внимания и новейшая мультимедийная разработка InControl от компании Jaguar Land Rover, используемая, в частности, на новом седане XE и моделях Range Rover. Это своего рода "мост", соединяющий смартфон с автомобилем. Система позволяет управлять приложениями со смартфона непосредственно на экране дисплея в автомобиле и управлять системами автомобиля через мобильное устройство.

С помощью InControl водитель может дистанционно проверить уровень топлива и запас хода, отыскать свой автомобиль на парковке, проверить, закрыты ли все двери и окна. Кроме того, владелец может также изучить историю своих поездок, чтобы контролировать расходы.

В случае ДТП InControl автоматически проинформирует экстренные службы, среди прочих возможностей системы - вызов службы помощи на дорогах (если в дороге случится поломка) и оповещение владельца о совершенной попытке угона автомобиля.

Шведская Volvo тем временем решила позаботиться о велосипедистах. И неспроста, ведь по статистике ДТП в Европе 50% всех велосипедистов, погибающих на дорогах, стали участниками столкновения с автомобилем. А число велосипедистов при этом растет - люди все чаще используют велосипеды для поездок на работу и обратно. В общем, в Volvo решили заняться спасением жизни людей не только в своих автомобилях, но и положить конец столкновениям машин и велосипедистов!

С этой целью шведы объединили усилия с компанией POC, ведущим производителем спортивного инвентаря и велосипедов, и Ericsson для разработки новой концепции безопасности с использованием облачной передачи данных. Речь идет о прототипе инновационного шлема, который посредством специального приложения для смартфона передает данные о местонахождении велосипедиста в автомобиль (сведения об автомобиле в свою очередь передаются велосипедисту).

Если система оценивает риск столкновения как неминуемый, оба участника движения получают предупреждение, чтобы избежать его.

Предупреждение водителю в автомобиле проецируется на лобовое стекло - водитель получает сигнал даже в том случае, если велосипедист находится в "слепой" зоне, например, за поворотом, за другим автомобилем или даже в ночное время в условиях плохой видимости. Велосипедиста предупреждает световой сигнал в велосипедном шлеме.

Что же, электроники в автомобилях становится все больше, а ее возможности кажутся почти безграничными. Не за горами внедрение полностью самоуправляемых автомобилей, о которых мы также рассказывали. Свои новые "автопилоты" уже разработали в Mercedes и Audi. Но если у швабов это пока далекий от реальности концепт F 015, то в случае с Audi речь идет о прототипе на базе A7 Sportback с экспериментальными системами слежения, которые будут внедрены на моделях марки уже в самое ближайшее время.

Появление самоуправляемых автомобилей на дорогах общего пользования ожидается в течение ближайших пяти - в этом уверен глава Ford Марк Филдс. А Мэри Барра, босс General Motors, называет автономные автомобили "чистой роскошью" - видимо, поэтому в планах американского автогиганта значится появление через два года самоуправляемого Cadillac.

Итак, близится день, когда автомобиль станет, по сути, частью глобальной информационной сети, другими словами - фактически превратится в гаджет на колесах, полностью интегрированный в "Матрицу" и с настолько высоким уровнем искусственного интеллекта, что водитель попросту превратится в пассажира. Хотят ли этого сами водители - это уже совсем другая история!

Максим АБЛОВ
ABW.BY
Фото производителей