Штаб-квартира вместо стоянки

В начале 1970-х годов башня BMW, широко известная как "четыре цилиндра" и входящая в число выдающихся сооружений современной архитектуры, а также прилегающий к ней музейный комплекс стали пиком карьеры архитектора Карла Шванцера, который задал новые стандарты офисной архитектуры.

1960-е годы были для BMW периодом расширения бизнеса. Растущие показатели производства вынуждали разворачивать новые производственные мощности и административные подразделения. В то время в Мюнхене не хватало офисных площадей для управленческого персонала BMW, часть которого была размещена в административных зданиях завода N1 в мюнхенском районе Мильбертсхофен.

Остальные административные подразделения автогиганта располагались далеко от производственных цехов – концерн арендовал офисные здания в пригородах Мюнхена. Возникла потребность в отдельном офисном здании на территории завода, которое позволило бы централизовать административный персонал и увеличить его количество.

В июне 1966 года Вильгельм Герман Гишен, член совета директоров BMW, ответственный за производство, представил руководству первые планы нового административного здания на Достлерштрассе. Для нового здания был выбран участок площадью 28.210 кв.м, до этого использовавшийся как стоянка для автомобилей сотрудников завода BMW. Руководство компании объявило конкурс на лучший план новой штаб-квартиры, которая позволяла бы в любое время трансформировать пространство, адаптируя его к актуальным условиям.

Не менее важной была архитектурная ценность проекта для формирования позитивного имиджа бренда, а также хорошо заметный и неординарный внешний вид. Кроме того, производить солидное впечатление должен был и подъездной путь к штаб-квартире, а размеры и дизайн нового административного комплекса должны были не только отражать высокий статус концерна, но и органично сочетаться с архитектурой прочих объектов вокруг завода BMW (жилые кварталы, транспортные развязки, а также сооружения будущего Олимпийского парка).

Карл Шванцер

По результатам презентации проектов в октябре 1968 года были отобраны финалисты – традиционный проект "семиэтажного высотного панельного блока", предложенный инженерно-проектным бюро Aktiengesellschaft für Industrieplanung, и футуристический проект почти 100-метровой "висячей конструкции" с четырьмя цилиндрическими основными элементами, разработанный профессором Карлом Шванцером из Вены.

В итоге коммерческий директор BMW Пауль Ханеманн увидел в технически смелом решении Шванцера потенциальную архитектурную достопримечательность, способную улучшить имидж не только BMW, но и Мюнхена. Чтобы убедить совет директоров, наблюдательный совет и главных акционеров BMW в преимуществах проекта Шванцера, Ханеманн заказал на баварской киностудии полноразмерную действующую модель целого этажа в форме листа клевера, в том числе офиса с открытой планировкой. Его усилия увенчались успехом – в декабре 1968 года руководство BMW разрешило строительство новой штаб-квартиры концерна по проекту Карла Шванцера.

Как все это строилось?

Главная особенность проекта – "цилиндры", каждый из которых подвешивался к одной из четырех гигантских траверс, крестообразно установленных на вершине центрального несущего элемента здания (железобетонной башни, опирающейся на высокопрочный фундамент).

Такая конструкция обеспечивала устойчивость сооружения. Причем подобные "висячие здания" во всем мире можно было пересчитать по пальцам, но ни одно из них не достигало высоты, предложенной Шванцером для штаб-квартиры BMW.

Четыре круговых сегмента в совокупности образовали форму листа клевера, хорошо заметную при взгляде сверху. Одну из главных своих задач Шванцер видел в оптимизации обмена информацией в коллективе, а круглое офисное пространство соответствовало современным подходам к организации административной работы и улучшало коммуникацию между отдельными подразделениями.

Основные работы по строительству новой штаб-квартиры концерна и обустройству прилегающих территорий длились 26 месяцев. Земельные работы на месте бывшей автостоянки для сотрудников завода BMW начались в июле 1970 года. Через два с половиной месяца были сооружены фундаменты башни, построен подвал и возведены два этажа, а еще через четыре месяца была смонтирована центральная несущая конструкция высотой почти 100 м.

Следующим этапом стала установка прочной несущей крестовины на вершине башни. Параллельно с выполнением этого этапа высотных работ внизу к монтажу готовились семь верхних этажей и прилегающий к ним технический этаж. Затем эти этажи были подвешены к несущей крестовине с помощью напрягаемых стальных арматурных элементов и подняты на нужную высоту гидравлическим прессом со скоростью четыре метра в неделю. Каждую неделю к уже подвешенным этажам снизу добавлялся новый этаж. Одновременно выполнялись работы по застеклению и отделке фасада.

Через 16 месяцев работы по подъему сегментов этажей были завершены. Был возведен каркас административного здания, выполнены остекление и отделка фасада. Полным ходом шли внутренние отделочные работы. К июлю 1972 года была полностью готова внешняя часть всего комплекса зданий, обустроены прилегающие территории, проведены работы по ландшафтному дизайну.

Впереди времени

К Олимпийским играм 1972 года, открывшимся в Мюнхене в августе, башня BMW явилась публике во всем величии, хотя по договору подряда строительство должно было завершиться 30 сентября 1972 года. Переезд в новое здание стартовал в начале 1973 года, поскольку потребовались дополнительные работы по внутренней отделке. В 1999 году комплекс, на возведение которого было потрачено 109 миллионов марок, получил статус памятника архитектуры.

С апреля 2004-го по август 2006-го были проведены работы по полному обновлению внутреннего пространства 22-этажного здания. Ремонт не затронул внешний вид башни – единственные работы, проведенные снаружи, заключались в очистке всех элементов фасада, монтаже новой тепло- и звукоизоляции, а также замене 2304 окон. Обновилась противопожарная система, улучшились условия труда за счет оптимизации системы притока свежего воздуха. Эксплуатационные затраты после капитального ремонта снизились на 50%.

Возведенный в 1972 году головной офис BMW стал вневременным архитектурным символом Мюнхена и самого баварского автопроизводителя. "Штаб-квартира BMW оказалась далеко впереди своего времени, и даже сегодня ее трудно превзойти с точки зрения футуризма. Это здание всегда выступает мощным стимулом превосходить любые ожидания", – сказал председатель правления BMW Оливер Ципсе.