Легкие на эксперименты

В конце 1980-х и начале 1990-х концерну BMW было не впервой идти на дерзкие эксперименты. Вспомните хотя бы родстер Z1, у которого двери уезжали в пороги, – и это был не концепт-кар или прототип, а серийный автомобиль! Сейчас за этой редчайшей машиной охотятся коллекционеры.

Но авто с открытом верхом – эксклюзивный и штучный товар. BMW нужно было что-то более приближенное к массам, тем более что в начале 1990-х как раз начинали все громче и демонстративнее говорить об экологии, экономии и прочих важных для цивилизации вещах. Чаще всего бренды в качестве автомобилей будущего показывали либо концепт-кары космической (читай: незапоминающейся) внешности, либо миниатюрные машины, которые занимали немного места на парковке и обещали ездить буквально на парах бензина.

А что BMW? Баварцы к тому моменту успели сделать легендой свою E30, напугать Mercedes концептом "семерки" с V16 и поразить романтиков вышеупомянутым Z1. Нужен был контрольный выстрел – с прицелом на будущее, чтобы попасть в тренды. Так что в Мюнхене засучили рукава и крепко задумались над тем, какой хэтчбек им нужен. Ведь это не мог быть какой-то там крохотный автомобильчик с дешевыми материалами и кузовом из бамбука – это же все-таки BMW!

Гран туризмо на минималках

Поэтому вас не должно удивлять, что над концептом городского хэтчбека "с амбициями" работал бывший инженер Porsche Роберт Пауэлл. Что же получилось у него и команды?

Если долго всматриваться в дизайн Z13 – такое обозначение получил концепт, – то можно поймать себя на мысли, что где-то это уже было. И действительно, пропорциями машина похожа на MINI R50, который вышел в свет спустя семь лет после премьеры этого хэтчбека. В длину, кстати, Z13 был меньше трех с половиной метров, в то время как MINI 2000-х годов на десяток сантиметров длиннее.

Чтобы придать облику футуристичность, лобовое стекло Z13 "натянули" чуть ли не до конца крыши. Чтобы добавить солидности, расширили “бедра” (пардон, задние крылья), а список оснащения дополнили электроручником, спутниковой навигацией, телефоном и факсом. Дабы окончательно взорвать головы публики на Женевском автосалоне 1993 года, баварцы применили диковинную посадочную формулу. Водитель Z13 сидел строго по центру салона, а за ним в отдельных креслах – два пассажира. Чтобы последние могли забраться на свои места, водителю даже не нужно было двигаться – места для посадки по бокам и так хватало. Настоящий сити-кар эгоиста!

Но из Z13 хотели сделать не просто хэтчбек, а модель с намеком на спорт, почти гран туризмо на минималках. Однако на бумаге силовой агрегат концепта точно не будоражил сознание. Да, машина получилась очень легкой, весила всего 830 кг из-за пластиковых кузовных панелей и пространственной рамы. Но автомобиль приводил в движение всего-то 1,1-литровый моторчик на 83 силы – как-то несолидно для BMW… Это был мотоциклетный мотор от модели К1100, да еще и дефорсированный со 101 лошадиной силы. Чтобы максимально реализовать потенциал небольшого двигателя, ему в пару отрядили фордовский бесступенчатый вариатор CVT.

Зато удивляло расположение мотора – он находился сразу за креслами пассажиров и был максимально приближен к задней оси. Для лучшего охлаждения в районе порогов появились немаленькие воздухозаборники, что делало Z13 хотя бы отчасти, но похожим на суперкары из 1980-х и 1990-х.

Почти как MINI

О реакции публики Женевского автосалона на Z13 ходят смешанные отзывы, но известно одно: в BMW не сразу бросили свою затею. Так, в компании довольно быстро осознали, что силовой агрегат выглядит несерьезно, и дали зеленый свет Роберту Пауэллу, чтобы он внедрил что-нибудь "повеселее". Поэтому на втором прототипе Z13 красного цвета установили двигатель 1.2 от мотоцикла K1200, а вариатор Ford заменили на 5-ступенчатую "механику".

Вполне возможно, что Z13 добрался бы до серийного производства, вероятно, в менее радикальном виде, но в дело вмешался строгий бизнес-расчет. Уже в январе 1994-го концерн BMW приобрел Rover Group, которая владела правами на MINI. Дальнейший ход истории вы и так знаете: второе поколение легендарного британского "малыша" вышло в 2000-м, а сами баварцы решились на премьеру собственного хэтчбека лишь спустя 11 лет после дебюта Z13.

Машины под заказ в базе объявлений Автобизнеса