Прямиком из спорта

На стыке 1980-х и 1990-х годов Mercedes находился на подъеме в автоспорте. О Формуле-1 речи еще не шло, поскольку у немцев было достаточно других мест для славной охоты за трофеями. Например, битва на ножах в DTM, где гоночный 190-й пытался одолеть Е30 (спойлер: BMW в итоге оказался успешнее, хотя Mercedes выиграл немало гонок и один титул).

Или гонки на выносливость на спортпрототипах Группы С. Особняком здесь стоит машина C9, созданная в союзе со швейцарцами из Sauber и выросшая в настоящую легенду. За ее рулем были выиграны «24 часа Ле-Мана» 1989 года, при этом автомобиль разгонялся на задней прямой французской трассы до умопомрачительных 400 км/ч (спасибо 5,0-литровому битурбо-V8 Mercedes). Это делало С9 одним из самых быстрых автомобилей в истории суточного автомарафона в принципе! К слову, машины тех лет до сих пор выезжают на исторические фестивали. Просто посмотрите, а главное – послушайте, как едет С9 в Гудвуде-2019.

После С9 была не менее успешная С11. В отличие от предшественницы Mercedes уже не постеснялся дать ей собственное имя, перестав скрываться за шильдой Sauber. Несмотря на то что «24 часа Ле-Мана» немцы решили не ехать (гонка в тот раз не входила в состав чемпионата мира среди спортпротипов), в сезоне-1990 С11 устроила разгром соперникам – 7 побед в 8 гонках. А в экипаже Mercedes №2 на 480-километровых этапах в Дижоне и Нюрбурге вторым приезжал тогда еще мало кому известный немец Михаэль Шумахер.

Кстати, любимая гоночная поговорка автопроизводителей «В воскресенье побеждай – в понедельник продавай» именно про Формулу-1. Но в Mercedes задумались, как бы использовать успехи из гонок спортпрототипов в дорожных машинах. И началось…

Неповторимый

В Штутгарте к тому моменту было не впервой разрабатывать супербыстрые автомобили. Еще с 1970-х они трудились над проектом С111, который бил рекорды скорости и экономичности, а также в определенной степени нашел отражение в гоночных спортпротипах. Но теперь стояла особенная задача – сделать не просто ультимативный суперкар высоких достижений, но еще и пригодный для езды по обычным дорогам.

Недолго думая, мерседесовцы окрестили новый проект по порядковому номеру – С112. Наработки из мира спортпрототипов позволили справиться с задачей максимально оперативно, и уже осенью 1991 года на Франкфуртском автосалоне был показан прототип суперкара.

Что же получилось у штутгартцев? О дизайне можно долго спорить, поскольку вышел Mercedes, максимально отличающийся от других моделей компании. А разгадка проста – внешностью среднемоторного купе занимались не немцы, а итальянцы из Carrozzeria Coggiola. Особенный шарм добавляли двери в неповторимом стиле «крыло чайки». Фары изначально хотели сделать подъемными, как на машинах 111-й серии, но все-таки внедрили оптику, отсылающую к гоночным прототипам. Машина строилась на алюминиевом шасси с монококом.

Если в С11 использовался 119-й битурбодвигатель 5.0 V8 с пятиступенчатой «механикой», то для С112 предпочли более скромный силовой агрегат. В середину суперкара, сразу за седоками, поставили 120-й мотор 6.0 V12 от модели SL600 и 6-ступенчатую МКПП. Пускай вас не смущает возросший объем и количество цилиндров. Гоночный мотор выдавал от 730 до 850 л.с., в то время как дорожный агрегат был способен на гораздо меньшие показатели: примерно 400+ «лошадок» и 580 Нм момента при массе полторы тонны.

Но самое главное – С112 стал передвижным полигоном для обкатки электроники. В суперкаре была активная подвеска (Active Body Control, она впоследствии появится на серийном CL-классе), система распределения тормозного давления (ASR) и ABS. Но и это еще не все! Аэродинамика тоже была активной – угол атаки переднего и заднего антикрыльев менялся в зависимости от скорости. Причем заднее антикрыло работало еще и как тормоз, замедляя автомобиль с высоких скоростей. Нечто подобное, кстати, потом использовалось на суперкаре SLR McLaren, но он дебютировал аж через 12 лет после С112.

Вы же не забыли, что речь идет о Mercedes? Потому продолжаем парад технологий: С112 оснащался датчиками давления в шинах, круиз-контролем, «климатом», электростеклоподъемниками, сиденьями с вентиляцией и обогревом, премиум-акустикой Blaupunkt… И конечно, играло роль само качество исполнения интерьера, которое всячески напоминало гостям салона, что они не в «каком-то» там Ferrari, а в Mercedes. На «Вы» и шепотом, как говорится, тем более что Mercedes обещал неплохую шумоизоляцию.

Несмотря на все эти «излишества» внутри, С112 вполне был способен разгоняться до 309 км/ч, а «сотню» набирал быстрее пяти секунд.

Другие цели

Как это часто бывает, история складывалась слишком хорошо, чтобы стать явью. Разные источники упорно называют цифру 700 – якобы ровно столько предзаказов было собрано на С112 после премьеры во Франкфурте. Байка гласит, что в Mercedes посчитали себя слишком сильными и независимыми в финансовом плане, чтобы морочиться с серийным производством слишком сложной и быстрой машины. Проще говоря, денег и уровня репутации автопроизводителю и так хватало, а лишняя головная боль в случае неудачи была не нужна.

Есть версия, что модель все-таки пытались спихнуть партнерам из Sauber, но там оказались не в восторге, ведь они всегда занимались гонками, а не производством дорожных машин. Так и подошла к финалу история С112. Успехи на гоночных трассах спустя шесть лет выплеснулись на дороги общего пользования в виде мелкосерийного CLK GTR. Впрочем, это вообще другой случай…

А что касается гонок, то в том же 1991 году «поплыли» и результаты Mercedes в чемпионате спортпротипов. Пилоты и инженеры весь год мучились с проблемной машиной С291. Из восьми гонок сезона удалось выиграть лишь одну – последнюю, в октябрьской Японии. Причем тогда победил экипаж с тем самым немцем по фамилии Шумахер в составе. Михаэль на тот момент уже успел дебютировать в Формуле-1, для него 430-километровая гонка на «Автополисе» стала красивым прощанием со Штутгартом.

Mercedes же закончили тот сезон третьими. После победы в Ле-Мане-1989 и двух подряд чемпионских титулов это было сродни провалу. Немцы бросились разрабатывать гоночный автомобиль для чемпионата-1992, создали невероятно уродливый С292 и, осознав неизбежность катастрофы, резко ушли из гонок спортпрототипов, даже не выкатив машину на предсезонные испытания. Штутгарт был ведом новой целью: уже в 1993-м Mercedes пускай не в открытую, но появился в Формуле-1, помогая одной новой команде из Швейцарии. Называлась она, конечно же, Sauber.

Машины с европейских аукционов в базе объявлений Автобизнеса