Как возник kei style

Kei, или keijidosha, что означает «легкий автомобиль», относится к автомобилям 340х148 см, с объемом двигателя 660 куб.см, максимальной мощностью 47 кВт. Этот сегмент был создан в Японии в 1949 году как доступное средство передвижения в период восстановления страны после Второй мировой войны. Политика оказалась успешной, а сегмент kei и сегодня составляет здесь 35–40% рынка.

Автомобили в стиле kei, как правило, имеют коробчатую форму, как та же Honda N-Box, которая считается самым продаваемым автомобилем в Японии. Еще пример: Nissan Sakura, перенявший некоторые угловатые черты дизайна современных полноразмерных автомобилей, был назван автомобилем года в Японии в 2022–23 годах. В 1990-х годах в модели Cappuccino от Suzuki эти правила были применены к родстеру. Хотя некоторые из перечисленных и подобных им моделей и попали в Европу, но это было сделано в частном порядке. Японские производители никогда не экспортировали машины kei style.

Класс А в Европе уже почти не существует

Современные европейские потребители, можно сказать, американизировались и пересели на большие машины. В сегменте А становится все меньше и меньше игроков. Самый маленький европейский автомобиль основного класса, Fiat 500, имеет длину 3,57 м и ширину 1,63 м, что заметно больше и шире, чем у автомобилей kei, заменивший его Fiat 600 еще больше – 4,17 м в длину и 1,78 м в ширину.

Есть, конечно, исключения, небольшой сегмент рынка мини-каров или квадрициклов, которые еще меньше, чем кей-кары. Самый яркий пример на сегодняшний день – Citroen Ami: 241х139 см и похожие на него версии от Fiat и Opel. Ami производят в Марокко, и Stellantis планирует выпускать около 40–50 000 единиц в год для всех трех брендов. Во Франции популярны VSP от Aixam, Ligier, Microcar и других производителей, ими можно управлять без водительского удостоверения. Но за пределами Франции VSP продаются редко.

«Сложно представить, что ЕС санкционирует новый сегмент автомобилей с более низкими стандартами безопасности, но он мог бы создать новый сегмент, обязав определенное соотношение продаж каждого OEM-производителя иметь, например, меньшую максимальную скорость (например, 50 км/ч) и меньшую максимальную мощность и емкость батареи по сравнению с текущими начальными моделями. Такие автомобили могут продаваться как модели, ориентированные на городские условия, например, с бесплатной парковкой, сниженным дорожным налогом и страховкой», – предлагает директор британской консалтинговой компании AutoAnalysis Ян Генри.

В этом плане любопытными стали первые изображения нового Twingo, которые указывают на то, что он перенял некоторые черты сегмента kei, например, кубический дизайн, позволяющий максимально увеличить внутреннее пространство.

Некоторые эксперты считают, что у маленьких городских автомобилей будут сложности с обеспечением безопасности по существующим стандартам ЕС. Они, в отличие от захвативших рынок SUV, менее защищены уже из-за своего легкого веса, масса и площадь таких автомобилей ограничена для монтажа систем пассивной и электронной безопасности. Хотя та же Nissan Sakura получила 5 звезд в тестах JNCAP (японский аналог Euro NCAP) благодаря семи подушкам безопасности. Sakura разгоняется до 128 км/ч и имеет заявленный запас хода в 180 км от батареи емкостью 20 кВт·ч, так что европейские производители могут сделать нечто подобное.

На рынке ЕАЭС кроссоверы и внедорожники почти уничтожили другие классы машин

Новая реальность заключается в том, что и российский, и белорусский автопром сегодня (кроме АВТОВАЗ) производят в основном модели среднего семейного класса и выше. Пока только LADA сохраняет присутствие в малом среднем классе, все остальные стремятся вырасти в длину.

По последним данным в январе 70,6% всех реализованных в России новых легковых автомобилей пришлось на сегмент SUV, то есть на кроссоверы и внедорожники. Для сравнения, в 2007 году он занимал всего 16,7% (каждый шестой новый автомобиль), в 2010-м – уже 24,3% (каждый четвертый), в 2012-м – 30%, в 2017-м – 40%, а в 2021 году на долю SUV пришлось более половины (50,7%) рынка. Отметим, что такая же тенденция отмечается на рынке ЕС и в Азии.

Пока на рынках ЕАЭС не видно места для мини, таких моделей, какой была в свое время «Ока».

Обратная сторона максимизации

Недавно аналитическое агентство J.D.Power провело исследование, в котором приняли участие 30 тысяч автовладельцев по всему миру, ставшие обладателями новых машин. Агентство выясняло, какую модель можно назвать самой надежной и качественной в обслуживании. Выводы не порадовали. На каждые 100 новых авто, приобретенных в 2023 году, пришлось 190 жалоб (186 в 2022-м). Вероятность проявления неисправности автомобиля в течение трех месяцев после покупки выросла с 12% до 17%. Волна отзывов продукции мировых гигантов автопрома, которая прокатилась в начале 2024 года, еще одно свидетельство тому, что большие не значит надежные.