С начала 1990-х годов все новые модели автомобилей должны соответствовать строгим нормам по выбросам выхлопных газов, прежде чем они поступят в продажу. Со временем эти стандарты становятся лишь строже. Но кто определяет допустимое число выбросов? Какие вообще существуют стандарты? И действительно ли это помогает планете?

Кто придумал стандарты выбросов?

Если говорить про автомобиль, экологи выделяют два типа выбросов: парниковые газы и загрязняющие вещества. Все это влияет на окружающую среду, качество воздуха и здоровье человека. Основным парниковым газом, который выделают транспортные средства, является углекислый газ. Но также фиксируются выбросы закиси азота и метана. Эти газы способны задерживать тепло от солнца в атмосфере Земли, вызывая «парниковый эффект» и изменение климата.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от выхлопных газов автотранспортных средств могут стать причиной смога, заболеваний сердца и легких, а также рака. Они включают в себя:

  • окись углерода;
  • оксиды азота;
  • твердые частицы;
  • летучие органические соединения.

На сегодняшний день автомобили являются основным источником загрязнения воздуха. Особенно это касается мест с высокой интенсивностью движения. Для того чтобы понимать и регулировать ущерб для окружающей среды и здоровья человека, были разработаны нормы выбросов. Эти правовые требования устанавливают ограничения на допустимое количество определенных загрязняющих веществ, которые могут быть выброшены из определенных источников в течение определенного периода времени. Главная цель таких норм – достижение стандартов качества воздуха и защита человеческой жизни.

В разных регионах и странах действуют разные стандарты выбросов транспортных средств. Но в мировой практике существуют три экологических законодателя: Европа, Соединенные Штаты и Япония. Однако другие государства, как правило, ориентируются именно на стандарты ЕС. Например, в Швеции, Швейцарии и Австралии существовали собственные стандарты выбросов в течение многих лет, но затем они приняли европейские. Индия, Китай и другие новые рынки также начали применять выведенные из европейских стандарты выбросов транспортных средств в XXI веке, поскольку растущий автопарк привел к серьезным проблемам с качеством воздуха там.

Европейский стандарт: от Евро-1 до Евро-7

Хотя нормы выбросов были приняты еще в 1970 году, первый общеевропейский стандарт, известный как Евро-1, был введен только в 1992 году. Каждые 4–5 лет выпускаются новые европейские стандарты в попытке сделать транспортные средства более эффективными и менее опасными для окружающей среды. Вот как это выглядит на временном срезе:

  • Евро-1 введен 31 декабря 1992 года для дизельных транспортных средств;
  • Евро-2 – 1 января 1997 года для бензиновых и дизельных автомобилей. Были снижены ограничения по несгоревшим оксидам азота и углеводородам, а также оксиду углерода;
  • Евро-3 – 1 января 2001 года. Для дизельных транспортных средств были разделены пределы по углеводородам и оксидам азота, а во время испытаний грузовикам и фурам больше не разрешалось прогреваться перед испытанием;
  • Евро-4 – 1 января 2006 года и направлен на очистку выбросов, в частности, на сокращение выбросов NOx и твердых частиц;
  • Евро-5 – 1 января 2011 года. Фильтры твердых частиц (DPF) были введены как часть стандарта выбросов. Они улавливают 99% твердых частиц и помогают грузовикам и фурам соответствовать более низким общим выбросам. Двигатели, соответствующие стандарту, теперь выбрасывают эквивалент одной песчинки на километр;
  • Евро-6 – 1 сентября 2015 года. И это текущий стандарт для новых автомобилей. Главное изменение – снижение допустимых выбросов NOx для дизельных грузовиков с 180 мг/км до 80 мг/км.

Этот шаг был сделан после исследований, связывающих NOx с респираторными проблемами. И чтобы делать грузовики, соответствующие Евро-6, некоторые производители добавили в свои автомобили технологию селективной каталитической нейтрализации (SCR), при которой NOx преобразуется в безвредный азот и воду, когда покидает выхлопную трубу. Альтернативный подход, используемый производителями грузовиков, заключается в использовании технологии рециркуляции выхлопных газов (EGR).

В этом году Совет Европейского союза официально одобрил нормы выбросов Евро-7, которые оказались гораздо менее строгими, чем первоначальная версия стандартов, предложенная еще в 2022 году. При этом Евро-8, скорее всего, ждать не стоит. На смену евростандартам должна прийти новая концепция, поскольку ранее ЕС одобрил закон, запрещающий продажу новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2035 года.

Американский подход к выбросам

За стандарты выбросов транспортных средств в США отвечает Агентство по охране окружающей среды (EPA). Нормы охватывают общее загрязнение воздуха, включая оксид углерода, оксиды азота и выбросы твердых частиц, а более новые версии включают еще и стандарты экономии топлива. И хотя предполагается, что установленные стандарты должны соблюдаться по всей стране, Штатам делегировано право обеспечивать соблюдение этих стандартов, но им не разрешено устанавливать более строгие требования.

Исключением здесь стала Калифорния, которая получила разрешение устанавливать более строгие стандарты. Ведь еще в середине XX века экономика штата быстро росла после Великой депрессии, но это экономическое развитие сопровождалось ростом загрязнения воздуха. В результате в долинах Южной Калифорнии начал образовываться смог, вызывая у людей проблемы с дыханием и нанося ущерб посевам. На данный момент программа определяет шесть стандартов автомобильных выбросов, которые строже, чем национальные правила Tier:

  • TLEV – переходное малоэмиссионное транспортное средство (наименее строгий стандарт выбросов в Калифорнии), с 2004 года TLEV прекращен;
  • LEV – низкоэмиссионный автомобиль (все новые автомобили, проданные в Калифорнии начиная с 2004 года, должны иметь хотя бы LEV или лучший рейтинг выбросов);
  • ULEV – сверхнизкие выбросы (на 50% чище, чем средний автомобиль нового модельного года);
  • SULEV – суперсверхнизкая эмиссия (на 90% чище, чем средний автомобиль нового модельного года);
  • ZEV (Zero Emission Vehicles) – имеют нулевую выхлопную эмиссию. К ним относятся электромобили и транспортные средства на водородных топливных элементах.

Сокращение выбросов действительно работает?

Согласно последним исследованиям, нас ждут обнадеживающие новости в условиях изменения климата. Многие ученые уверены, что климатическая политика, направленная на сокращение выбросов автомобилей, действительно может улучшить здоровье людей, в особенности детей. Потому что она может привести к значительному снижению загрязнения воздуха, особенно мелкими частицами и диоксидом азота.

Еще один прогноз – укрепление экономики. Мол, за счет снижения заболеваемости удастся сэкономить на здравоохранении. Логика довольно простая: чем меньше людей, особенно детей, нуждаются в медицинской помощи, тем меньше будет нагрузка на больницы, врачей и страховые компании.

Однако есть очень большой нюанс, о котором мы уже писали: электромобили и водородные автомобили не являются полностью экологически чистыми, даже если сами по себе они имеют нулевые показатели по выбросам. Ведь в этих случаях выбросы переносятся на другое место – например, на электростанцию (если только она не работает на возобновляемых источниках энергии). Но в действительности таким требованиям соответствует лишь малая часть предприятий.