Разработку RB17 в Red Bull начали в 2021 году после завершения сотрудничества с Aston Martin. Еще в 2016 году Aston Martin и гоночная команда Red Bull Racing показали прототип гиперкара под индексом AM-RB 001, товарный вариант которого получил имя Valkyrie.

С 2021 года в «Формуле-1» выступает собственная команда Aston Martin (это бывший коллектив Racing Point), поэтому доводку Valkyrie британцы продолжили самостоятельно. Тем временем в Red Bull также использовали наработки, полученные в ходе работы над AM-RB 001/Valkyrie, но уже для гиперкара RB17, создание которого отделение Red Bull Advanced Technologies вело своими силами.

Как и в случае с детищем Aston Martin, к разработке новой машины снова был привлечен Эдриан Ньюи, прославленный конструктор гоночных автомобилей и специалист по аэродинамике в «Формуле-1». И именно аэродинамическая эффективность была поставлена во главу угла при создании RB17.

Воплощение 20-летнего опыта Red Bull в «Формуле-1»

RB17 – это последняя работа Ньюи для Red Bull: он покинет пост технического директора команды в первом квартале 2025 года. Построена машина по гоночным канонам – в ней чувствуется влияние прототипов, выступающих в высшей лиге чемпионата WEC (Le Mans Hypercar), широко использованы технологии и решения из мира «Формулы-1». К слову, дебют команды Red Bull в чемпионате состоялся в 2005 году – с тех пор команда шесть раз выигрывала Кубок конструкторов, а ее гонщики Себастьян Феттель и Макс Ферстаппен взяли семь чемпионских титулов на двоих.

Изначально RB17 планировалось оснастить V-образной турбо-«восьмеркой», но в итоге разработчики среднемоторного купе остановились на схеме с атмосферным двигателем V10, который создавался совместно с мотористами легендарной компании Cosworth. Рабочий объем – 4,5 л, заявленная мощность – 1000 л.с. Двигатель получился очень высокооборотным – отсечка установлена на отметке 15 000 об/мин! До такой же отметки крутятся турбомоторы V6 нынешней «Формулы-1».

Также RB17 располагает гибридной надстройкой. Это 200-сильный электродвигатель, встроенный в 6-ступенчатую коробку передач с корпусом из углепластика: тяга передается исключительно на заднюю ось через дифференциал с гидравлической блокировкой. Поскольку традиционной задней передачи у гиперкара нет, то для движения задним ходом используется электромотор. Суммарная мощность гибридной установки достигает 1200 л.с.

Конструкторы обещают, что в снаряженном состоянии RB17 будет весить менее 900 кг, т.е. купе окажется легче нынешнего Suzuki Swift. Из динамических характеристик пока известна только расчетная максимальная скорость – она должна превысить 350 км/ч. Конструкция шасси с гоночными подвесками толкающего типа (собраны по схеме push-rod) вдохновлена «Формулой-1». Из прочих особенностей – регулируемые амортизаторы и карбоновые тормоза, а также 18-дюймовые колеса из углепластика со сликами Michelin. Они предусмотрены «в базе», но специально для RB17 французские шинники готовят еще два варианта шин.

В машине использована активная аэродинамика с подвижными элементами спереди и в заднем антикрыле, но самая необычная фишка гиперкара – граунд-эффект, также подсмотренный у нынешних формульных болидов. Проще говоря, это ускорение воздушных потоков, проходящих под днищем. В результате возникает эффект Вентури: автомобиль буквально «присасывает» к асфальту за счет дополнительной прижимной силы. По словам разработчиков, благодаря только одному граунд-эффекту на RB17 создается прижим до 1700 кг.

Мировая премьера RB17 состоялась на минувшем Фестивале скорости в Гудвуде. Впрочем, пока публике показали прототип гиперкара с наглухо тонированными стеклами – двухместный интерьер, по всей видимости, пока еще не готов, нет даже компьютерных изображений салона. Разработчики обещают просторный кокпит, который будет иметь уникальные особенности в соответствии с пожеланиями заказчика.

В частности, предусмотрены индивидуальные варианты сидений, регулируемый педальный узел и отсеки для размещения шлемов и гоночных комбинезонов. Сам кокпит располагается на продольной оси автомобиля, а кресло пассажира установлено за водителем. В умелых руках, уверяют в Red Bull, гиперкар сможет показать время круга на уровне современных болидов «Формулы-1».

По словам Ньюи, он лично намерен довести этот проект до завершения, т.е. уже после ухода из Red Bull. А работы над этим автомобилем еще выше крыши – впереди доводка и окончательная «шлифовка» конструкции, а ездовые испытания начнутся летом 2025 года. Первые товарные экземпляры RB17 появятся еще позже. Всего планируется выпустить 50 единиц RB17 – причем все машины будут леворульными. Собирать гиперкары будут на территории технологического кампуса Red Bull в Милтон-Кинсе, где располагается и база гоночной команды «Формулы-1».

Обещана и дорожная версия

Весь тираж RB17 уже распродан, несмотря на то, что стартовая цена впечатляет. В Великобритании за гиперкар Red Bull необходимо выложить £5,75 миллионов, что составляет $7,38 миллиона в пересчете (и это без учета налогов)! В стоимость входит и индивидуальная программа обучения навыкам управления этим трековым «зверем».

По желанию заказчика RB17 может быть допущен и на дороги общего пользования – соответствующей переработкой и адаптацией гоночной машины для гражданского использования займется британская компания Lazante. Впрочем, на это придется потратить без малого еще $650 000. Разумеется, это очень дорого, но не стоит забывать, что речь идет о машине, при производстве которой будут применяться практически те же методики, что и при создании болидов «Формулы-1».