От Римской империи до средних веков

Представьте себе, что вы едете верхом на лошади на новую работу в новом городе, и у вас нет ни карты, ни навигатора. При этом вы еще не там, где должны быть, но почти уверены, что опаздываете. Эта ситуация может показаться странной современному человеку. Но не людям, жившим в Римской империи. Поэтому хотите верьте, хотите нет, но именно там появились первые прообразы дорожных знаков, которые мы знаем сегодня.

В те времена у людей было всего три способа передвижения: верхом, в повозках, запряженных волами, или пешком. При этом самих дорог было не так уж и много, поэтому необходимости ни в дорожных знаках, ни в других системах, регулирующих дорожное движение, тогда еще не было. Но начиная с 312 г. до н. э. римляне начали строить огромную систему дорог, туннелей и мостов. Все началось с так называемой Аппиевой дороги, благодаря которой Древний Рим наладил сообщение с Грецией, Египтом и Малой Азией. И чтобы люди хоть как-то ориентировались, через равные интервалы дороги устанавливались милевые столбы, которые указывали расстояние или направление до Рима. Их и можно назвать первыми дорожными знаками. Так же по этим столбам можно было понять, кто отвечал за содержание конкретной части дороги и за выполненный на ней ремонт.

В Средние века, начиная с падения Рима в 476 году н. э., римские дорожные системы все еще работали. На перекрестках даже появились новые знаки, которые указывали путь до разных городов. Но поскольку сам Рим пал, дороги больше некому было обслуживать. А все передвижения стали довольно трудным занятием.

Но затем на улучшение транспортных систем в Европе повлияло открытие Нового Света. Все люди, несмотря на свой социальный статус, начали покидать, как это сейчас принято говорить, свои зоны комфорта и путешествовать — либо в крытой повозке, либо верхом, либо пешком. Тем не менее перевозка товаров (или всего семейства) в повозке замедлила лошадей и сделала само путешествие медленным процессом. Поэтому в дорожных знаках все еще было не так много смысла.

Предупреждения для велосипедистов и указатели для автомобилистов

Уже современная идея дорожных знаков зародилась в конце XIX века. Потому что начиная с этого времени многим путешественникам больше не нужно было садиться на лошадь, чтобы пересечь город или просто прокатиться. Ведь появились новые виды транспорта, например велосипед. Однако как только это двухколесное чудо стало массово доступным, люди столкнулись с новыми проблемами – в частности, касающимися безопасности самих велосипедистов.

И чтобы хоть как-то регулировать их движение, различные велосипедные организации и местные власти европейских городов начали устанавливать знаки, которые предупреждали велосипедистов о крутых склонах, поворотах или других опасностях. Например, только в Англии в конце 1800-х годов было установлено около 4000 предупреждающих знаков. На одном из них были изображены череп и скрещенные кости. Такой знак устанавливался перед крутыми холмами.

Но, безусловно, с появлением автомобилей необходимость в дорожных знаках возросла как никогда. Ведь с возможностью путешествовать появилась и «прекрасная» возможность заблудиться. Поэтому в 1895 году Итальянским туристическим клубом была разработана одна из самых ранних систем дорожных знаков, которые указывали направления. Затем эту идею подхватили и в других европейских городах. Это также привело к тому, что находчивые бизнесмены стали устанавливать собственные знаки для рекламы своих заведений, которые находились поблизости.

В Соединенных Штатах в 1900-е годы также проснулся интерес к дорожным знакам. Потому что без них водители просто терялись. Отчасти из-за этого и появилась Американская автомобильная ассоциация, которая должна была размещать знаки на оживленных дорогах и тем самым помогать путешественникам добраться до нужной точки. В то время в качестве дорожных знаков также использовались цветные ленты, которые обматывались вокруг столбов электропередач. Но мы все еще находимся на том этапе, когда знаки не были светоотражающими и не имели никакой стандартизации.

Эра стандартизации

С людьми, которые терялись, автоклубами, которые боролись за то, кто будет ставить знак, и полным хаосом на дорогах возникла острая необходимость в стандартных знаках с единым внешним видом. Так в 1909 году девять европейских правительств договорились об использовании четырех графических символов, обозначающих «выступ», «поворот», «перекресток» и «железнодорожный переезд на одном уровне». Затем на основе европейского стандарта, согласно которому треугольные знаки предупреждают, круги командуют, а прямоугольники предоставляют информацию, свои собственные знаки создали и в Великобритании.

А в США история стандартизации началась в 1922 году. Тогда трое мужчин, У.Ф. Розенвальд из Миннесоты, Дж.Т. Донаги из Висконсина и А.Х. Хинкль из Индианы стали путешествовать по нескольким американским штатам, пытаясь придумать какой-то стандарт для разметки и обозначения дорог. Уже через год они поделились своими идеями на ежегодном собрании Ассоциации государственных дорожных департаментов долины Миссисипи. Так началась национальная стандартизация дорожных знаков в США.

Если коротко, то все знаки должны были иметь белый фон с черными буквами или символами. Исключением стали предупреждающие знаки с желтым фоном. И вместо того чтобы рисовать все это вручную, как раньше, граница, надписи или символы на всех знаках должны были быть тиснеными/вдавленными в металл. И уже в 1929-м стали говорить об использовании светоотражающих и светящихся элементов, устанавливаемых под стандартным знаком или на отдельном столбе.

И вот так дорожные знаки стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Они говорят нам, когда останавливаться, куда не ехать и чего ожидать впереди. Тем самым создавая безопасное движение для миллионов водителей.