Краш-тесты – специальные испытания, проводимые с целью проверки безопасности автомобилей. В ходе этих испытаний автомобиль подвергается симуляции различных аварийных ситуаций, чтобы оценить его поведение и способность защитить пассажиров в случае столкновения. Краш-тесты являются неотъемлемой частью разработки автомобилей и дают важную информацию о том, насколько безопасны автомобили для водителей и пассажиров.

История краш-тестов

Практика проведения краш-тестов началась не так давно, но уже имеет важное значение для автомобильной промышленности. Идею о проведении испытаний на безопасность автомобилей можно проследить до середины XX века. Первые краш-тесты были гораздо менее стандартизированы и систематизированы по сравнению с современными методами.

Первый в истории краш-тест был проведен в 1930 году в США. На тот момент автомобильные аварии стали значительной проблемой. Назрела необходимость разработки и тестирования мер безопасности для автомобилей. В рамках этого краш-теста автомобиль намеренно столкнули с преградой, чтобы измерить силу и эффекты столкновения на пассажиров автомобиля.

Первой организацией, которая начала проводить краш-тесты на постоянной основе, была Национальная ассоциация производителей автомобилей США (National Automobile Manufacturers Association, NAMA). В 1939 году NAMA создала Комитет по безопасности автотранспорта (Safety-Car Crash Committee), который инициировал серии краш-тестов, в которых использовались десятки автомобилей разных марок и моделей. Тестовые столкновения проводились при разных скоростях и углах, чтобы изучить поведение автомобилей и оценить эффективность различных систем безопасности. Результаты исследований Комитета стали основой для разработки стандартов безопасности, которые позднее внедрились в автомобильную индустрию.

В чем заключается краш-тест и какие технологии используются

Основная цель краш-теста – понять, как автомобиль будет себя вести в различных ситуациях, таких как фронтальное, заднее или боковое столкновение. Для этого используются специальные испытательные полигоны, на которых устанавливаются автомобили и воспроизводятся условия разных типов аварий.

Однако проведение краш-тестов – сложный и дорогостоящий процесс. Он требует специализированных средств и технологий. Испытания проводятся с использованием crash test dummy – специальных манекенов, которые имитируют человеческое тело и позволяют определить возможные повреждения и травмы, которые могут быть получены при аварии.

Авторитеты краш-тестирования

На данный момент существует несколько компаний, которые являются авторитетными в области исследования безопасности автотранспорта при помощи краш-тестов. Одной из самых известных является Euro NCAP (European New Car Assessment Programme). Компания проводит испытания автомобилей и дает рейтинговую оценку безопасности автомобилей, которые будут продаваться в Европе. Euro NCAP признана одной из ведущих организаций в этой области и оказывает большое влияние на автомобильную промышленность Европы и стран, экспортирующих свои автомобили в европейские страны.

Еще одной важной организацией, занимающейся краш-тестированием, является NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration) в США. Она проводит различные испытания, оценивает безопасность автомобилей и при помощи краш-тестов разрабатывает стандарты безопасности для автомобильной промышленности.

Также стоит упомянуть IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) – некоммерческую организацию, основанную страховыми компаниями в США. IIHS также проводит краш-тесты и оценивает безопасность автомобилей, но с упором на американский рынок.

В Китае безопасность автомобилей исследует China Automotive Technology & Research Center (CATARC). CATARC является национальным исследовательским и техническим центром, который занимается испытаниями и сертификацией автомобилей в Китае по протоколам C-NCAP, являющегося, по мнению ряда специалистов, облегченной версией Euro NCAP.

NCAP: европейские и китайские стандарты

Начнем с того, что рейтинги безопасности автомобилей C-NCAP и Euro NCAP отличаются. И это факт, с которым не поспоришь.

Независимый комитет, занимающийся проведением краш-тестов автомобилей Euro NCAP, был создан в конце 1996 года. Со временем тесты безопасности стали своеобразным репутационным маркером для автопроизводителей.

На сегодняшний день оценка безопасности Euro NCAP производится по четырем параметрам:

  • защита водителя и взрослых пассажиров;
  • защита пассажиров-детей;
  • защита пешеходов и велосипедистов;
  • наличие вспомогательных электронных систем безопасности.

Первые три параметра как раз и оцениваются по результатам серии краш-тестов, в которые входят:

  • аналог лобового столкновения: фронтальный удар на скорости 50 км/ч с 50% перекрытием с объектом массой 1400 кг, движущимся с аналогичной скоростью;
  • фронтальный удар о жесткий неподвижный барьер при движении со скоростью 50 км/ч;
  • боковой удар о столб на скорости 32 км/ч;
  • боковой удар деформируемым объектом на скорости 60 км/ч;
  • проверка защиты водителя и пассажиров от хлыстовой травмы шеи на скоростях 16 и 24 км/ч (удар сзади);
  • защита пешеходов и велосипедистов (при скорости движения автомобиля 40 км/ч).

Аналогичный центр тестирования в Китае (China Automotive Technology & Research Center Ltd) появился спустя 10 лет, в 2006 году, и тестировал автомобили китайского рынка по своим критериям, существенно модернизировав их в 2021-м. И если еще 10–15 лет назад можно было говорить о недостоверной информации из CATARC, то сейчас тесты китайского центра объективно практические идентичны европейским, поэтому доверять им также можно. Но заметим, что китайцы крайне редко публикуют результаты тестов автомобилей, получивших низкие оценки безопасности.

Существует ли самый безопасный автомобиль

Безопасность зависит от множества факторов, включая конструкцию автомобиля, наличие и эффективность работы систем активной и пассивной защиты, а также от дорожных условий и, безусловно, от поведения водителя. Компании, которые занимаются проведением краш-тестов, выпускают рейтинги безопасности автомобилей, но их результаты могут отличаться в зависимости от критериев и методологии исследования. Однако некоторые автомобили получают высокие оценки в рейтингах безопасности независимо от того, где происходит их тестирование.

Традиционно в рейтингах безопасности высокие оценки получают автомобили брендов Volvo, Audi, BMW, Mercedes-Benz и других известных производителей, которые активно внедряют новые технологии и инновации в области безопасности автотранспорта.

Важно отметить, что, хотя высокие оценки в краш-тестах являются существенным показателем безопасности, каждый автомобиль имеет свои особенности и может быть более или менее безопасным для конкретных сценариев и типов аварий. Поэтому при выборе автомобиля не стоит учитывать только результаты краш-тестов.

Краш-тесты – это важный инструмент для обеспечения безопасности автомобилей и защиты жизни пассажиров. Благодаря этим испытаниям производители могут разрабатывать более безопасные автомобили, а потребители могут принимать более обоснованные решения при выборе автомобиля. Такие авторитетные компании, как Euro NCAP, NHTSA и IIHS, вносят значительный вклад в повышение безопасности автотранспорта и способствуют снижению числа аварий и травм, связанных с автомобильными происшествиями.