Клапан двигателя

Опытные автовладельцы знают, что если причиной убыли масла не являются течи через уплотнения, то источниками проблемы могут быть маслосъемные колпачки на стержнях клапанов, детали поршневой группы, а если двигатель с турбонаддувом – уплотнения ротора турбокомпрессора. А чтобы стать источниками проблемы, указанные детали должны износиться, получить задиры, например, в связи с перегревом двигателя, «задубеть» от времени, что бывает с маслосъемными колпачками, залечь в канавках поршня, как случается с поршневыми кольцами, или потерять работоспособность еще из-за чего-то.

Это типичные причины увеличения расхода масла в двигателях подержанных автомобилей, заставляющие владельцев чаще проверять его уровень. Чем больше пробег, тем выше вероятность, что владельцу придется столкнуться с высоким расходом масла. Но что может быть виновато в непомерном расходе на угар в новой машине, которая если и успела где-то поездить, то только на испытательном полигоне автозавода?

Вопрос не риторический. Задуматься на тему высокого расхода масла на угар или, по-народному, масложора, довелось многим покупателям новых Lada Vesta и XRay с двигателями ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра. И если на Lada Vesta и XRay с 1,6-литровыми моторами масложора не наблюдалось, то в двигателях объемом 1,8 литра он буквально стал притчей во языцех, на все лады обсуждаемой в интернете. Было даже проведено несколько соцопросов на тему масложора, которые подтвердили, что если необходимость доливать масло в мотор 1,6 встречается в единичных случаях, то для двигателя 1,8 она носит массовый характер.

Впрочем, опросы опросами, но что по поводу расхода масла говорит автопроизводитель, ведь именно он является законодателем, какой угар считать нормальным, а какой требует ремонтного вмешательства? В 2020 году АВТОВАЗ разослал официальным дилерам информационное письмо, в котором сказано, что контрольная величина расхода масла составляет не более 0,5 литра на 1000 км. И это означает, что завод считает нормальным, если двигатель за 10 000 км пробега «сожрет» до 5 литров масла и не поперхнется.

Нормы расхода мала Lada

Вряд ли с этим согласятся владельцы, которым приходится раз за разом открывать капот и смотреть, что делается на щупе масломера, сокрушенно качать головами и отправляться в магазин за внеочередной канистрой масла, но посмотрим, как с нормами на угар масла обстоят дела у производителей автомобилей других марок. В свое время немецкая фирма KolbenSchmidt, являющая одним из ведущих европейских изготовителей деталей поршневой группы, обобщила информацию о расходе масла на угар. Из нее следует, что для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2,0 литров допускается расход масла 0,5–1 л/1000 км, то есть АВТОВАЗ шагает в ногу с другими автопроизводителями.

Поршень двигателя автомобиля

И все же данные, приведенные KolbenSchmidt, не могут не удивлять, ведь масло не сгорает бесследно. В результате сгорания образуется кокс, который откладывается в канавках для колец на поршне, из-за чего кольца теряют подвижность и залегают в канавках, что ведет к проблемам с компрессией в цилиндрах. Нагаром также обрастают клапаны и их седла, что не только чревато потерей компрессии, но может закончиться прогоранием клапана. А от той части нагара, который не остался в цилиндрах и вылетел в выхлопную трубу или вследствие догорания масла в выхлопной системе превратился в кокс, не поздоровится катализатору и сажевому фильтру. Опять-таки не все масло, которое теряется на угар, сгорает на самом деле. Какая-то его часть превращается в пар из углеводородов, а это токсичные вещества, которые попадают в окружающую среду, что совсем уж не согласуется с нынешними экологическими тенденциями.

Наконец, сами автозаводы в своих испытательных методиках используют не удобные для понимания рядовыми автовладельцами литры масла, израсходованные за 1000 км пробега, а более сложные расчеты в процентах от расхода топлива, потребленного за время измерения. И хотя процентные нормы угара, указанные во внутризаводских документах, засекречены грифом «для служебного пользования», тайное рано или поздно становится явным. Так вот, как правило, расход масла не должен превышать 0,1–0,3% от расхода топлива. Если принять, что за 100 км автомобиль израсходовал 10 л топлива, выйдет, что масла не должно сгореть свыше 0,01–0,03 л, а за 1000 км – не более 0,1–0,3 л, что заметно меньше контрольной величины, которая (согласно данным KolbenSchmidt) в качестве нормы преподносится потребителям.

Вот и попробуйте после этого опровергнуть бытующее мнение, что параметры, которые автозаводы предлагают владельцам автомобилей считать допустимыми, в действительности представляют собой страховку от жалоб клиентов, пока машина находится на гарантийном обслуживании и, соответственно, затраты на удовлетворение претензий придется взять на себя самим автозаводам. В общем, если угар выше установленной нами нормы – ремонтируем бесплатно, если ниже – нет, и никаких гвоздей.

Двигатель Lada 1,8 литра

Впрочем, вернемся к двигателю ВАЗ-21179. Мероприятия, направленные на его модернизацию, которые проводились на АВТОВАЗе, показывают, что при разработке этого мотора были допущены определенные просчеты. В частности, в 2018 году (когда после начала выпуска ВАЗ-21179 не прошло и двух лет, судя по приведенному выше информационному письму, нормой считался угар и вовсе до 0,7 л/1000 км) была изменена конструкция масляного отражателя в системе вентиляции картера, чтобы маслоотделение стало эффективнее. Кроме того, поменяли материал маслосъемных колпачков на более эластичный, чтобы колпачки плотнее облегали стержни клапанов, а заодно предъявили требования к поставщику клапанов на предмет ужесточения допусков и улучшения качества поверхностей стержней.

Фазорегулятор Lada

Тогда же изменили калибровки впуска в механизме регулирования фаз газораспределения, которые, по мнению конструкторов, также могли влиять на расход масла. Плюс к этому отказались от масла 5W-30, заменив его на более вязкое 5W-40, что, собственно, к этому времени для борьбы с масложором начали самостоятельно делать многие автовладельцы, столкнувшиеся с проблемой.

Lada Vesta

На этом война с быстрой убылью масла из мотора в выхлопную трубу не остановилась, поскольку первая модернизация окончательно вопрос высокого угара не решила. В 2020 году двигатель получил улучшенные направляющие втулки клапанов, а в 2023-м завод озвучил, что двигатель 1,8 снова был модернизирован. Что конкретно делалось на этот раз, публике объяснять не стали, а жаль, потому что независимые эксперты в качестве одной из самых серьезных причин масложора в моторе ВАЗ-21179 называли неудачную конструкцию форсунок струйного охлаждения поршней маслом. Хотелось бы знать, менялась конструкция или нет. Впрочем, главное, что услышали потребители от завода: последняя модернизация окончательно решила проблему масложора. Ну что же, поживем – увидим, как оно окажется на самом деле.