Кто дурак?

Казалось бы, что может быть проще. Если речь идет о стоянке – переводим селектор АКПП в Parking. Если остановились на светофоре – держим машину тормозом или «автохолдом» и оставляем селектор в Drive. Тем не менее некоторые водители считают правильными другие решения, в том числе и весьма экзотические.

Недавно в одном из чатов довелось увидеть сообщения от водителя такси, который написал о том, что при коротких стоянках, когда надо выйти из автомобиля, чтобы помочь пассажиру загрузить вещи в багажник, он оставляет коробку передач в Drive, а машина при этом удерживается системой Auto Hold. Якобы переключения Drive-Parking-Drive по сто раз в день вредят АКПП. Естественно, нашлись противники такого подхода со своими аргументами, далее состоялся не очень конструктивный диалог, в котором определялось, кто дурак.

Слово эксперту

Чтобы не быть голословными, с вопросами относительно использования режимов автоматических трансмиссий при остановках и стоянках мы обратились к тренеру по сервисному обслуживанию холдинга «Атлант-М» Дмитрию Перлину.

– Начнем с того, что вся информация по этому поводу есть в руководстве по эксплуатации любого автомобиля. При коротких остановках необходимо пользоваться тормозом, не выключая Drive, при длительных – от 3–5 минут и более – переводить селектор в Parking. При этом режим «Нейтраль» является вспомогательным или сервисным и по сути необходим для того, чтобы перекатить машину с места на место. Включать его при остановках не надо, на ходу – тем более.

В автоматических трансмиссиях с гидротрансформаторами во время остановки, когда ты стоишь на «драйве» и удерживаешь тормоз, немалая часть крутящего момента передается на коробку передач, и те фрикционы, на которые поступает момент, подвергаются нагрузке. Но все это предусмотрено и просчитано производителем АКПП, поэтому никакого смысла лишний раз дергать рычаг нет. На светофорах стоим в Drive, при длительных остановках и стоянках переключаемся в Parking. Чем чаще дергаешь рычаг, тем большему износу подвергаются узлы переключения.

В автомобилях с роботизированными коробками передач с пакетами сцеплений, которые по сути являются механикой – все точно так же. Лишние движения рычагом приводят к износу узлов переключения.

Если менять режим на каждом светофоре в машине с любым типом коробки передач, кроме механики, это действительно может негативно повлиять на ресурс отдельных элементов трансмиссии. Поэтому в логике упомянутого водителя такси есть резон, но то количество переключений из P в D и обратно, которое он будет совершать, выходя из автомобиля для помощи пассажиру, вряд ли скажется на ресурсе узла переключения настолько критично, чтобы это привело к ремонту АКПП. Скорее его первопричиной станут другие компоненты трансмиссии, износ которых произойдет раньше.

Что касается Auto Hold, то эта система использует для удержания автомобиля на месте рабочую тормозную систему, снимая с водителя необходимость удерживать нажатой педаль тормоза. Выходить из машины, которая удерживается «автохолдом», категорически не рекомендуется, – резюмирует Дмитрий Перлин.