Как следовало из ответа ГТК, их сотрудник поступил правильно, поскольку товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а для уплаты утилизационного сбора применяется классификация, предусмотренная Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация" (ГОСТ 31286-2005). 

В итоге автовладелец дважды заплатил по максимуму. Позже оказалось, что в аналогичную историю попал еще один наш читатель, результат был таким же. 

Впрочем, проблема заключается не только в несогласованности двух нормативно-правовых актов (ТН ВЭД ТС и ГОСТ 31286-2005), но и в коварстве самого ГОСТ 31286-2005, в соответствии с нормами которого формируется размер утилизационного сбора. В документе есть два условия, "благодаря" которым легковые автомобили при ввозе на территорию Беларуси расцениваются таможенными органами как грузовые. 

А белорусские покупатели, лавиной хлынувшие на российский автомобильный рынок, даже не подозревают, что их итоговые расходы из-за этого вырастут еще на пару тысяч долларов. 

Давайте разбираться

Порядок уплаты утилизационного сбора в Республике Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств", ставки и коэффициенты - согласно Постановлению Совета Министров №172 от 27.02.2014 «О мерах по реализации Указа Президента  Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64».

Для физических лиц, ввозящих ТС категории М1 (независимо от объема двигателя), применяется и невысокая ставка (20.000 рос. руб.), и пониженный коэффициент. В итоге размер утильсбора составляет 2000 или 3000 (для авто старше трех лет) рос. рублей.

Для транспортных средств категории N ставка иная - 150.000 рос. рублей. Поскольку такой транспорт по умолчанию предполагает коммерческое использование, никаких поблажек для физлиц здесь не предусмотрено. Коэффициенты разнятся только в зависимости от возраста и массы автомобиля. Получается, что утильсбор для транспортных средств полной массой не более 2,5 тонны составит 75.000 или 132.000 (для авто старше трех лет) рос. рублей. То есть 1600-2800 долларов. 

"В чем же разница между двумя категориями?" - спросит смотрящий в суть дела читатель.

Упомянутый ГОСТ 31286-2005 говорит, что М1 - это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения. А N1 - это транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.

Но как быть с автомобилями, отвечающими одновременно двум характеристикам, - грузопассажирскими? 

Мы выбрали наиболее популярные у белорусов модели, которые имеют полноценные возможности для перевозки как грузов, так и людей.

Условно их можно разделить на три группы:

  • минивэны (VW Caravelle, VW Transporter);
  • "каблуки" (например, Peugeot Partner);
  • пикапы (Toyota Hilux).

Разделом 6 ГОСТ 31286-2005 установлено, что грузопассажирские транспортные средства категории М1 относятся к категории N в случае выполнения следующих требований:
1. Число мест для сидения кроме места водителя не превышает шести.
2. P-(M+N*68)>N*68, где
P - технически допустимая максимальная масса, кг,
M - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг,
N - количество мест для сидения, кроме места водителя.

Снаряженная масса автомобиля - это масса автомобиля без водителя и пассажиров, но включающая его стандартное оборудование, расходные материалы, например, моторное масло, охлаждающую жидкость двигателя, а также в нее включается полный бак топлива.

Допустимая максимальная масса автомобиля - это предусматриваемая производителями масса максимально загруженного авто. Ее еще часто называют разрешенной максимальной массой. Если хотите, чтобы ваш автомобиль вам долго служил, то данный показатель лучше не превышать, поскольку излишняя перегрузка отрицательным образом сказывается на кузове автомобиля и деталях подвески.

"Грузовой" - это практически наверняка

С микроавтобусом VW Transporter T5 все понятно - при его 11 местах он изначально относится к категории M2. 

Назначение VW Transporter T5 Kasten тоже очевидно. Здесь 3 места (2 пассажирских), полная масса - 4800 кг, снаряженная - 1762 кг. 
Несложно догадаться, что формула будет работать:
4800-(1762+2*68)>2*68,
2902>136.

Гораздо интереснее ситуация с грузопассажирскими автомобилями. 

К примеру, Volkswagen Caravelle T5 2.0 может иметь 7 мест (6 пассажирских), полную массу 2850 кг, снаряженную - 1976 кг. 
Получается, что 2850-(1976+6*68)>6*68, то есть 466>408. 

Mercedes-Benz Vito kombi 116 CDI имеет 5 мест (4 для пассажиров), полную массу - 2800 кг, снаряженную - 1930 кг. 
В итоге 2800-(1930+4*68)>4*68, неравенство 598>272 выполняется. 

Получается, что даже при сокращенном количестве посадочных мест утильсбор за такие авто будет уплачен по полной.

С "каблуками" нужно внимательно считать

Учитывая, что для "каблуков" модификация Kasten, как в случае и с минивэнами, практически однозначная, мы намеренно изучили для этой группы автомобилей варианты "комби".

Peugeot Partner, как это следует из технических характеристик, при семи местах (читай - 6 пассажиров) имеет полную массу 2025 кг и снаряженную 1420 кг. Рассчитаем по формуле:
2025-(1420+6*68)>6*68,
197>408.

Заданное условие не выполняется, а значит, утилизационный сбор за ввоз такого автомобиля будет уплачен как для категории M1. 

Схожая ситуация и с Renault Kangoo 1.6. При 5 местах (4 для пассажиров), полной массе 1924 кг и снаряженной массе 1473 кг заданное неравенство тоже не выполняется: 

1924-(1473+4*68)>4*68,
179>272.

То есть утильсбор будет уплачен как для категории M1.

А вот с Citroёn Berlingo картина другая. В нем 5 мест (4 пассажирских), полная масса - 2025 кг, снаряженная - 1400 кг. 

Неравенство выполняется:
2025-(1400+4*68)>4*68,
353>272.

Наконец, утилизационный сбор и для Fiat Doblo будет немаленьким. В этой машине 5 мест (4 пассажирских), полная масса - 1830 кг, снаряженная - 1235 кг. 

1830-(1235+4*68)>4*68,
323>272.

Что это значит? Мы бы посоветовали в каждом конкретном случае тщательно просчитывать все наперед, потому что вполне пассажирский вид "каблука" с точки зрения уплаты УС ничего не значит.

Пикап - неожиданно, но тоже "грузовой"

Наконец, пикап Toyta Hilux тоже отправился в категорию N1. Здесь 5 (4) мест, полная масса - 2690 кг, снаряженная -1885 кг. 

2690-(1885+4*68)>4*68,
533>272.

Важно знать, что согласно Постановлению ГТК РБ №4 от 13.02.2014 в таможенные органы вместе с документом, отражающим исчисление и уплату утилизационного сбора (далее - РС), представляются следующие документы или их копии:

1. Документы, подтверждающие соответствие вида и категории транспортных средств классификации, предусмотренной Международным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".
К таким документам относятся:
- для подтверждения классификации транспортных средств в категорию М1 - свидетельство о регистрации (технические паспорта, технические талоны), иные документы, подтверждающие регистрацию транспортного средства в государстве предыдущей регистрации, транспортные (перевозочные), коммерческие документы;
- для подтверждения классификации транспортных средств в категорию, отличную от М1, - одобрения типа транспортных средств, сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии.

2. Документы, подтверждающие момент выпуска и объем двигателя транспортного средства.

3. Оригинал платежной инструкции с отметкой банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате утилизационного сбора в отношении транспортного средства (при отсутствии у таможни в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком утилизационного сбора).

4. Документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если РС представляется от имени плательщика его уполномоченным представителем.

Как видим, отнесение некоторых автомобилей, даже если они в техпаспорте числятся как легковые, к категории грузовых при уплате утилизационного сбора может очень удивить. Поэтому мы настоятельно рекомендуем все рассчитать заранее и тщательно взвешивать предстоящие расходы.

При возникновении спорных вопросов по отнесению автомобилей к категории М или N рекомендуется обратиться в БелТПП и получить официальное заключение об отнесении к этой категории.

Следует также отметить, что понижающие коэффициенты 0,1 и 0,15 применяются к базовой ставке утилизационного сбора в отношении только тех транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования. Подлежащая уплате сумма утилизационного сбора в таком случае не является критичной и составляет не более 3000 рос. рублей (примерно 870.000 бел. руб.).

Если лицо самостоятельно не ввозило для личного пользования на территорию Республики Беларусь транспортное средство, а приобрело такое транспортное средство на территории Республики Беларусь, что, например, подтверждается представлением документов, свидетельствующих о совершенной сделке, для уплаты утилизационного сбора применяются коэффициенты от 5,3 до 35,01. Подлежащая уплате сумма утилизационного сбора в таком случае для физического лица становится значительной и составляет от 30 млн до 200 млн бел. рублей.

Вторая проблема связана с автомобилями, ввезенными на территорию Республики Беларусь лицами, получившими разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и освобождаемыми от уплаты утилизационного сбора. Как показывает практика, лица, переселяющиеся в Республики Беларусь, ввозят в страну автомобили в соответствии с законодательством без уплаты утилизационного сбора, а затем в силу разных причин отчуждают (продают, дарят и т.д.) ввезенные автомобили иным лицам. Вместе с тем указом определено, что в случае отчуждения (за исключением отчуждения за пределы Республики Беларусь) таких транспортных средств утилизационный сбор подлежит уплате лицом, приобретшим транспортное средство. В связи с тем что в данном случае автомобили приобретаются в собственность на территории Республики Беларусь, коэффициенты к базовой ставке утилизационного сбора в размере 0,01 и 0,15 не могут быть применены. В итоге приобретатели, сами того не ведая, обязаны уплатить утилизационный сбор по повышенным ставкам, то есть в размере от 30 млн до 200 млн бел. рублей.

В свою очередь, таможенными органами подготовлены и направлены на обсуждение заинтересованным органам государственного управления соответствующие предложения о корректировке норм указа, позволяющие в будущем регулировать проблемные вопросы уплаты утилизационного сбора исходя из практики его администрирования.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ

ABW.BY

За помощь в подготовке материала автор благодарит Александра Трушникова, директора ООО "Таможенно-логистический консалтинг", специалиста по таможенному делу, администратора сайта tamagent.biz

Все, что "ровно", засчитывается в пользу автовладельцев

При расчете утилизационного сбора порой принципиально важное значение может иметь 1 кг или 1 день. Как решается вопрос отнесения ТС к той или иной категории, если речь идет о "ровных" показателях?

Совет Министров разъяснил отдельные вопросы взимания утилизационного сбора в Республике Беларусь, сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе Министерства по налогам и сборам.

При градации транспортных средств в соответствии с приложением к постановлению Совмина от 27.02.2014 №172 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. №64" формулировки "от" и "до" следует отождествлять с формулировками "свыше" и "не более" соответственно, используемыми в приложении к указу от 4.02.2014 №64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".

Например:

  1. Транспортное средство с рабочим объемом двигателя 2000 куб. см ровно относить к группе "от 1000 до 2000 куб. см".
  2. Транспортное средство массой 3,5 тонны ровно относить к группе "от 2.5 до 3,5 тонны".
  3. Транспортное средство, с момента выпуска которого прошло 3 года ровно, относить к группе "до 3 лет".