Вскоре был получен ответ. Оказалось, что Гродненская прокуратура направила наш запрос на рассмотрение в УВД Гродненской области. Несмотря на странность ситуации, когда на вопрос о законности действий отвечает тот, кто эти действия предпринимал, ответ Гродненского УВД стоит признать как минимум достойным внимания.

Итак, в УВД согласились, что услуги по хранению регистрационных знаков транспортных средств не включены в постановление Минэкономики от 08.04.2013 №23 "О тарифах на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) Государственной автомобильной инспекцией МВД Республики Беларусь".

При этом "в соответствии с Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2014 год" органы внутренних дел вправе оказывать услуги (работы). Данные средства остаются в ОВД и направляются на материальное развитие и укрепление материально-технической базы.

Согласно Закону РБ "О ценообразовании", говорится далее в письме, субъекты хозяйствования, в том числе органы внутренних дел, вправе самостоятельно формировать размер тарифа (цены) (за исключением государственно регулируемых в соответствии с указом от 25.02.2011 №72). Обязательное доведение обоснования цены до покупателя услуги законодательством не закреплено.

Заметьте, УВД Гродненской области предпочло руководствоваться общими нормативно-правовыми актами. Да, Закон РБ "О ценообразовании" закрепляет право участника рынка устанавливать цены. Точно так же и ст.25 Закона РБ "О республиканском бюджете на 2014 год", на который ссылаются в ответе, в оригинале звучит так: "Средства, получаемые находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, финансируемыми из бюджета, от осуществления приносящей доходы деятельности после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством".

Но это все общие принципы!

В данном случае у нас есть специальный документ - постановление Минэкономики от 08.04.2013 №23 "О тарифах на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) Государственной автомобильной инспекцией МВД Республики Беларусь".

Вот вопрос, который имеет принципиальное значение: тарифному регулированию подлежат только некоторые из услуг ГАИ (те, что закреплены в документе), а остальные могут быть введены по общим правилам, или все же в перечне указаны все допустимые услуги от ГАИ?

В прилагаемой к постановлению №23 инструкции сказано, что речь идет о порядке "установления и применения тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь". Это значит, обо всех услугах.

А в приложении к указу №72 говорится, что Минэкономики устанавливает цены на услуги, оказываемые Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел (ПО ПЕРЕЧНЮ, определяемому Советом Министров Республики Беларусь). То есть можно допустить, что все, что выходит за рамки перечня, должно регулироваться общим законодательством. Хотя что может выходить за рамки перечня услуг, в который включены даже расценки на изготовление ксерокопий, сложно предположить.

Какой можно сделать вывод? Нет ничего страшного и нелогичного в том, что плата за хранение "номеров" берется. Но прежде чем воплощать что-то новое, нужно привести в порядок документы. Даже если они у нас запутанные и противоречащие друг другу.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ

ABW.BY