В редакцию abw.by пришло около десятка вопросов на одну и ту же тему - как будут применяться нормы вступившего в силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств"?

Особенно автомобилистов интересуют требования законодательства к пленочной тонировке задних боковых стекол, наклейкам и дефектам по кузову. 

Еще в октябре 2014 года мы писали о том, как к "пленкам" подходит национальное законодательство и как - Технический регламент:

"Техрегламент четко предъявляет требования к светопропусканию только ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя (то есть передних стекол), - их светопропускание должно составлять не менее 70%. Вместе с тем данное требование не применяется к задним стеклам (к стеклам обеспечивающим обзор для водителя сзади) транспортных средств категории М1 (легковых) при условии, что ТС оборудовано наружными зеркалами заднего вида.

Если проанализировать требование к задним стеклам с точки зрения Правил ЕЭК ООН №43(01), пересмотр 3, то сразу видна одна неувязка: согласно Правилам все именно так, но в этом случае стекло обязано иметь специальную маркировку, о которой в техрегламенте почему-то умолчали.

Формально, умолчав о маркировке, техрегламент открыл путь к тонированию задних стекол транспортных средств категории М1. Правда, сделал две оговорки, которые могут быть использованы противниками отмены данной нормы:

  1. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств).
  2. Не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

Вместе с тем обе оговорки не препятствуют тонировке стекол. Вторая оговорка пояснений не требует. По первой необходимо сказать следующее: с точки зрения техрегламента обзорность - это свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Ограничить обзорность - значит расположить на пути взгляда водителя непрозрачные элементы, которые создают так называемые непросматриваемые зоны. Пленка таких зон не создает и формально под требования первой оговорки не попадает".

В пользу "пленки" говорили и два следующих аргумента.

Во-первых, техосмотр теперь призван контролировать безопасность ТС, а стекла, через которые смотрят пассажиры на задних сиденьях, к безопасности не имеют никакого отношения.

Во-вторых, технический регламент по отношению к иным нормативно-правовым актам имеет бОльшую юридическую силу и "содержит требования к транспортным средствам, которые не могут дополняться или ужесточаться национальным законодательством".

Некоторое время существовала надежда, что национальное законодательство будет скорректировано должным образом. Однако принятые вскоре изменения в ПДД вопрос тонировки никак не затронули. 

В итоге мы получили следующую картину: техрегламент "пленку" не запрещает, а ПДД - не разрешают.

С 1 января теоретическое расхождение двух норм стало практической проблемой. Так можно или нет? Аbw.by обратился в Государственный комитет по стандартизации со следующим вопросом:

"В Техническом регламенте Таможенного союза ничего не сказано о внешнем виде транспортного средства (наличие наклеек, мелких дефектов по кузову, окраске ТС). При этом в Правилах дорожного движения в ныне действующем варианте и с учетом изменений, которые вступят в силу в январе 2015 года, ограничения в данных направлениях по-прежнему сохранены.

Разногласия в ПДД и ТР ТС содержатся и в части светопропускания боковых стекол и наличия на них пленочных покрытий.

По какому из документов должны предъявляться требования к автомобилю? Значит ли это, что автовладелец при наличии одного или нескольких перечисленных выше признаков пройдет техосмотр, но может быть задержан ГАИ?"

Ответ мы получили такой:

"Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" распространяется как на новые, так и на находящиеся в эксплуатации транспортные средства. Требования, установленные в ТР ТС 018/2011 в отношении транспортных средств, находящихся в эксплуатации, являются обязательными для применения и исполнения. В соответствии с ТР ТС 018/2011 порядок проведения проверки и объем предъявляемых требований определяются национальным законодательством стран - членов Таможенного союза. В Правилах дорожного движения требования к коэффициенту светопропускания для стекол соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН №43 и не противоречат требованиям ТР ТС 018/2011.

Поэтому в целях повышения безопасности дорожного движения транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, должны соответствовать как требованиям ТР ТС 018/2011, так и действующим в Республике Беларусь Правилам дорожного движения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551".

То есть, по мнению специалистов Госстандарта, проблемы нет: автомобиль должен соответствовать и техрегламенту, и ПДД. Это значит, что о легальной пленочной тонировке можно забыть. 

Чтобы убедиться в том, что именно так и происходит на практике, корреспондент abw.by под видом обычного гражданина позвонила в один из МРЭО:

- Я купила автомобиль в России с "пленкой" на задних стеклах. Смогу ли я его поставить на учет? 
- Вам лучше подъехать со своим автомобилем к специалисту для осмотра. Но да, если это пленка, то придется растонировать.

- Так ведь уже действует техрегламент…
- Да, но это во время прохождения техосмотра. А в нормативно-правовые акты, регулирующие постановку автомобиля на учет, никаких изменений не вносилось.

***

Итак, мы опять получили то, что получили. Подписан большой и знаковый документ. Современный. Подробный. Единый. Оговорено, что его нормы не будут ужесточаться национальным законодательством. 

А потом Беларусь ухватилась за слова "ПОРЯДОК проведения проверки и ОБЪЕМ предъявляемых требований определяются национальным законодательством стран - членов Таможенного союза" и решила, что это дает ей право дополнительно требовать что-то от своих граждан. Хотя слова "порядок" и "объем" обозначают лишь практическое осуществление норм техрегламента. 

А Россия по-прежнему вразрез требованиям техрегламента запрещает у себя регистрацию авто экокласса Евро-4. 

Хороши "стороны, подписавшие…", что уж скажешь.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ

ABW.BY