К примеру, мы до последнего не знали, кто, как и в каком порядке будет платить утилизационный сбор, а за две недели до введения этого платежа не имели на руках размера ставок

Неудивительно, что первые несколько недель все: и сотрудники профильных ведомств, и сами автомобилисты - допускали ошибки. Только расплачиваются за них обычные люди. В прошлом году мы рассказывали, как многие белорусы, пригнавшие для себя автомобили из России, получили от таможенных органов требования заплатить УС по ставкам как для юридических лиц. Разница в платежах могла быть 100-кратной - примерно 90 млн против 900 тыс. руб. для физлиц. 

Происходило так потому, что покупатели по приезде домой оформляли в белорусских комиссионных магазинах счета-справки, - и "лицом, ввезшим ТС на территорию Беларуси" оказывался магазин, юрлицо. 

Оформлять такую изначально незаконную, ведь о личном присутствии продавца речи не шло, счет-справку у каждого были свои причины: кто-то по незнанию купил машину на обычных российских "транзитах", у кого-то рукописный договор купли-продажи отказались принимать в МРЭО.

Попав в юридическую ловушку, автомобилисты начали искать ответы на два вечных вопроса: "кто виноват?" и "что делать?". 

Сейчас, по прошествии года, мы можем констатировать, что ответы на эти вопросы не найдены. Как раньше никто из специалистов вовремя не объяснил гражданам законодательные нюансы, так сейчас никто не хочет брать на себя ответственность за произошедшее. Более того, нет единой стратегии, в разных регионах к решению проблемы подходят абсолютно по-разному. 

Мы собрали несколько историй автомобилистов о том, как они доказывают, что их машины ввозило в страну не юрлицо, в физлицо.

История №1. Алексей, Гродненская область: "Размер утильсбора я не считал - считали специалисты"

"В начале марта 2015 года я помогал дочери в покупке автомобиля из России. Сначала наши знакомые оставили залог, потом мы приехали и за полчаса заключили договор купли-продажи. Машина уже была на "транзитах" для выезда за пределы РФ. В России уже тогда была введена простая письменная форма ДКП. Приехали ставить машину на учет в Гродно, а нам говорят: мол, договор этот нотариально не заверен, по такому документу автомобиль не зарегистрируют. Как быть? Посоветовали обратиться к любому ИП, который бы оформил счет-справку. В итоге счет-справка вообще получилась фикция, а не документ: ни продавец, ни покупатель (дочь была на работе, все оформлял я) при ее заключении не присутствовали. Зато машину зарегистрировали. Перед регистрацией я еще заключил два договора со специалистами "Белтаможсервиса" - на составление документов и на расчет суммы утилизационного сбора. Размер УС мне посчитали как физлицу по коэффициенту 0,15. А через три месяца дочь получила письмо от таможенных органов о том, что утильсбор был уплачен неверно, нужно было применять коэффициент 8,26. 

С итоге дело о взыскании данной суммы рассматривалось в суде первой инстанции. Опрашивали всех: и сотрудников ГАИ, и ИП, который выписывал счет-справку, и сотрудников "Белтаможсервиса". Представители ГАИ сразу признались, что четких указаний в отношении утильсбора у них не было до середины лета. Сотрудники "Белтаможсервиса" пытались ответственность свалить на нас, хотя мы к расчетам никакого отношения не имели: представили документы, и все. ИП подтвердил, что получил от меня 350 тысяч, но ни продавца, ни покупателя не видел, деньги за машину не передавал и готов понести ответственность за свои действия, если его вина будет установлена. В отношении его даже пытались возбудить уголовное дело, но за отсутствием претензий с нашей стороны и причиненного вреда в возбуждении дела было отказано. В итоге мы расторгли счет-справку по обоюдному согласию сторон, однако суд все равно встал на сторону истца - таможни. Что нам остается делать? Будем обжаловать решение суда".

История №2. Дмитрий, Гродненская область: "Ответственность должны нести работники "Белтаможсервиса"

История Дмитрия из Гродно похожа на предыдущую. Правда, в поисках выхода он пошел иным путем:

"В начале прошлого года я купил в России машину. Заключил договор купли-продажи. В окошке ГАИ мне сказали, что договор такой у меня не возьмут и чтобы я оформил счет-справку. Понятно, что сейчас это никому не докажешь, ведь все было на словах. 15 марта я оформил счет-справку и поставил машину на учет. В "Белтаможсервисе" мне рассчитали размер утилизационного сбора. Потом пришло письмо из таможни, состоялся суд. В суде я пытался настоять, чтобы счет-справку расторгли, ведь она, по сути, незаконна и недействительная, а значит, не может служить основанием для назначения какого бы то ни было платежа, однако мне в этом было отказано. Сейчас я пытаюсь доказать, что моей вины в неправильной уплате УС нет: размер его рассчитывали специалисты "Белтаможсервиса", они и должны нести ответственность. Пока процесс приостановлен. Насколько я знаю, идут переговоры, является ли это страховым случаем, ведь деятельность специалистов застрахована. Пока предсказать окончательный исход сложно".

История №3. Андрей, Витебская область: "Перед тем как начать действовать, я все заплатил, потому что знаю: если таможня что-то решила взять, то она это возьмет"

Самое интересное, что в другой области - Витебской - автомобилистам чаще удавалось выбраться из цепких объятий бюрократической машины. Андрей тоже приобрел автомобиль в России, заключив ДКП в простой письменной форме: 

"Перед уплатой утилизационного сбора я заехал в МРЭО, где мне сказали, что такой вариант ДКП они не примут. Хотя он абсолютно законный. Сейчас я просто потребовал бы письменное обоснование отказа в регистрации, а тогда… Сказали делать счет-справку, я сделал. Заплатил утилизационный сбор как для физлиц, поставил машину на учет. Через три месяца из письма таможенных органов узнал, что должен стране что-то около 90 миллионов. Начал действовать, но эти деньги заплатил сразу, потому что знаю: если таможня что-то решила взять, то она это возьмет. А так у меня на руках осталась квитанция, пеня не шла. В таможне мне сказали, что пересмотрят документы, если я внесу изменения в регистрационные документы на автомобиль. Сначала я подал в суд о признании счет-справки недействительной. Потому что для себя решил, что решение суда будет иметь больший вес, чем просто аннулирование счет-справки по обоюдному согласию сторон. В суде я доказывал, что сам пригонял машину: у меня были показания свидетелей, квитанции о штрафах в России, выписанные на мое имя, и тот самый договор купли-продажи. Суд встал на мою сторону. Затем я написал заявление в МРЭО, прося внести изменения в регистрационные документы на основании решения суда. В милиции не сильно хотели это делать, так как практики такой нет. Правда, потом мне пришло письмо, что в индивидуальном порядке мне идут навстречу и приглашают прийти и внести изменения. А потом с новым техпаспортом я обратился в таможню, и мне вернули уплаченные деньги". 

История №4. Дмитрий, Витебская область: "ИП не захотел аннулировать счет-справку, но суд я выиграл без проблем"

Счастливый финал оказался и в истории Дмитрия из Витебской области. Он, как и все остальные, тоже хотел поставить купленный в России автомобиль на учет на основании ДКП в простой рукописной форме. И тоже получил отказ. Оформил счет-справку, а через месяц после постановки на учет машины получил письмо из таможни:

"В милиции потом мне сказали, что никакую счет-справку выписывать не советовали. А сотрудники таможни признались, что таких, как я, десятка три уже набралось. Я сразу обратился к адвокату. Он сказал, что счет-справку необходимо аннулировать по соглашению сторон или признать недействительной на основании решения суда. ИП, который оформлял счет-справку, на тот момент не изъявил желания аннулировать документ. Пришлось обращаться в суд. Суд я выиграл без проблем, потому что незаконность счет-справки была очевидной: продавец при сделке не присутствовал. С решением суда я отправился в МРЭО для того, чтобы внести изменения в регистрационные документы, но на тот момент на машину уже был наложен арест - таможенные органы обратились к судебным исполнителям, осуществлять какие-либо действия в отношении этого ТС было нельзя. Пришлось писать письма в таможню и судебным исполнителям, звонить каждый день. В итоге мне разрешили заново зарегистрировать авто уже на основании ДКП. На все ушло около полугода".

Комментарий адвоката

Свое мнение о сложившейся проблеме высказал Павел Колтунович, адвокат по ДТП и спорам с ГАИ, партнер адвокатского бюро "Осипова, Колтунович и партнеры":

- В описанных историях основная проблема заключается в белорусской счет-справке, на основании которой таможня насчитала физическим лицам утилизационный сбор по ставкам, действующим для юридических лиц. Для простоты понимания можно сказать, что белорусская счет-справка в данном случае перекрывает российский договор купли-продажи. Казалось бы, решение проблемы самое простое: в добровольном порядке расторгаем сделку купли-продажи автомобиля по соглашению между комиссионным магазином и покупателем, и счет-справка автоматически теряет какую-либо юридическую силу. Но на практике все оказалось гораздо сложнее.

Первым препятствием, с которым столкнулись автовладельцы, было нежелание комиссионных магазинов вообще вникать в суть сложившейся ситуации. Многие владельцы комиссионных магазинов, оформивших "липовые" счет-справки, опасались, что в результате каких-либо манипуляций с документами привлекут к себе внимание контролирующих органов, ведь счет-справка является бланком строгой отчетности. В тех немногих случаях, когда автовладельцем все же удавалось убедить комиссионный магазин добровольно расторгнуть сделку, камнем преткновения становилось МРЭО ГАИ, сотрудники которого отказывались вносить какие-либо изменения в техпаспорт, требуя только решение суда о признании счет-справки недействительной. 

В этот момент стало понятно, что выход из ситуации возможен только через суд. И действительно, в судебном порядке есть возможность признать недействительной злополучную счет-справку. Но и на этом пути автовладельцев ждали трудности. Так, суды для рассмотрения дела по существу предлагали автовладельцам оплачивать государственную пошлину в размере 5 процентов стоимости автомобиля, которая указана в счет-справке. В иных случаях автовладельцы неправильно заявляли исковые требования, поэтому не добились нужного судебного решения.

Стоит отметить, что не все автовладельцы выбрали судебный путь. Некоторые пытались обжаловать действия таможенных представителей, сотрудников МРЭО ГАИ. На мой взгляд, это бесперспективно, поскольку в данном случае представители государственных органов действуют в рамках закона.

Самым интересным в моей практике было подобное дело, которое рассматривал суд Минского района. В этом деле вся сложность заключалась в том, что белорусская счет-справка была оформлена комиссионным магазином с соблюдением всех требований закона, более того, при ее оформлении присутствовал представитель продавца (гражданина РФ) по доверенности. Перед судом встал трудный вопрос: какой из двух договоров купли-продажи является действительным - российский договор купли-продажи или белорусская счет-справка? Ситуацию спас продавец авто, который из России прислал в суд нотариально заверенное заявление, в котором подтвердил, что первоначально договор купли-продажи был заключен именно в Российской Федерации. После этого суд признал недействительной белорусскую счет-справку. 

Однако положительное решение суда - это еще не конец мук. На основании решения суда необходимо внести изменения в техпаспорт, затем предоставить его в таможенный орган и лишь после этого можно с чистой совестью отметить удачную покупку.

Подводя итог, скажем: нет, не временная неразбериха и общее недопонимание всех участников ситуации вызывают ощущение раздраженности и возмущения. В подобном режиме у нас вводилась и госпошлина на допуск ТС к участию в дорожном движении, и новая система сбора платы за проезд по дорогам. Огорчает то, что спустя столько времени не выработан единый подход к решению спорных ситуаций, а спасение утопающих в очередной раз становится делом самих утопающих. 

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY