Краткая история вопроса. «ЭРА-ГЛОНАСС» – российская система экстренного реагирования при транспортных происшествиях. В работе порядка 10 лет: летом 2013-го началось тестирование, в 2014-м принят специальный Федеральный закон (государственный акт высшего приоритета) о системе, а с 2015-го она в промышленной эксплуатации. Интересно, что система eCall, европейский близнец российской кнопки SOS, начала работу только в 2018-м. Однако не будем забывать разницу между одной страной (пусть с большой территорией) и целым Евросоюзом. И для сравнения: в США система Е911 запущена еще в 1970-х и регулируется законодательным актом 1999 г. При этом работает только в густонаселенных районах – не только США, но и Канады, Мексики, Каймановых островов. И в целом является универсальным трекером геолокации, нежели системой, предназначенной только для транспорта.

Это работает?

Во-первых, как это работает. По сути «ЭРА-ГЛОНАСС» – виртуальный мобильный оператор, имеющий определенные привилегии перед обычными операторами сотовой связи. В автомобиле установлена не традиционная SIM-карта, а SIM-чип. В критических ситуациях экстренный вызов совершается автоматически – причем тому из операторов, чей сигнал в данной локации самый сильный. Если линии загружены, некоторые звонки можно прервать. А когда совсем плохо с покрытием, система шлет SMS, где, помимо геолокации и степени срабатывания датчиков (тяжести происшествия), содержатся даже данные о количестве пристегнутых ремней. Т.е. не совсем точно, но спасательные службы знают число пассажиров данного транспортного средства.

При отсутствии критической ситуации (система не увидела значительных и резких перегрузок, не сработали подушки безопасности, транспортное средство не на боку и не на крыше и т.п.) человек в автомобиле может самостоятельно нажать на кнопку SOS. В этом случае оператор контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС» голосом уточняет детали происшествия и наводит на пострадавшую машину необходимые оперативные службы. Система призвана спасать не только при авариях: кому-то плохо – в пути скорая, кому-то может быть плохо (от дорожных разборок до подозрений на теракт) – в таких случаях действуют согласно специальным протоколам.

Теперь об эффективности системы. Российские источники ожидаемо заявляют об очень хороших показателях. Немудрено, ведь общая стоимость проекта поистине космическая. Только вывод на орбиту спутников ГЛОНАСС в ценах 1997 года стоил $2,5 млрд. А из выделенных в 2012-м 320 млрд рублей ($10 млрд между прочим!) на период развития проекта с того же года до 2020-го частные лица успешно присвоили сначала 6,5 млрд рублей, затем еще 85 миллионов. Были уголовные дела, а толку… По западным оценкам, до 2030-го в систему вольют еще $6,5 млрд.

И все-таки как много жизней сумела спасти кнопка SOS? Подробной статистики нет. Но, по косвенным данным можно, сделать некоторые выводы. Прежде всего, кнопкой оснащено лишь примерно каждое пятое зарегистрированное в России транспортное средство: чуть больше 10 миллионов из почти 60 миллионов общего количества машин. Официальные цифры по работе системы публиковались ранее, но это данные по итогам 2018 года (почему именно в то время, читайте ниже). На тот момент кнопка была у 3,1 млн ТС. За 2018-й «ЭРА-ГЛОНАСС» приняла более полутора миллионов (!) вызовов. Оперативные службы выезжали на места более 19 000 раз, еще в 12 000 случаев сигналы поступали автоматически (тяжелые ДТП). Согласно тем же публикациям, система позволила уменьшить число жертв на 14% и спасла более 700 жизней.

Возвращаемся в наше время. За 2023-й в России совершено 132,5 тысячи ДТП, число жертв – 14,5 тысячи человек. Берем одну пятую от этих цифр – по проценту оборудованных кнопкой машин. Вывод: благодаря системе выжило более 400 человек. Хотя еще в сентябре 2023-го гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич говорил про 50 тысяч потенциально спасенных жизней с начала года…

А мы тут при чем?

С начала 2017-го установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» обязательна для всех новых автомобилей на российском рынке, а также для тех, что ввозятся на территорию Таможенного союза, куда входит и Республика Беларусь. Вот почему после двух лет «обязаловки» в конце 2018-го подвели упомянутые выше обнадеживающие итоги.

А дальше в ход пошли, так сказать, обстоятельства непреодолимой силы. Одним из последствий пандемии стало резкое сокращение производства микросхем, без которых кнопка – это просто элемент интерьера. Правительство РФ летом 2022-го отменило обязательную установку кнопки для физлиц: сперва – на год, потом – до февраля 2024-го, теперь – аж до конца 2027-го. Юридические лица и ИП по-прежнему обязаны регистрироваться в системе. Одновременно разрабатывается «ЭРА-…2» – под аббревиатурой УВЭОС 2.0, что расшифровывается как «устройство вызова экстренных и оперативных служб».

В Беларуси аналогичную «обязаловку» ввели еще в 2019-м. Однако к лету 2020-го система так и не заработала. О том, что актуально в отношении «ЭРА-ГЛОНАСС» на данный момент, рассказали в одной из компаний (таких в Беларуси всего несколько), которая проводит испытания и выдает сертификаты о безопасности транспортных средств согласно регламентам Таможенного союза (в том числе в этой компании выполняют работы по установке и документальному оформлению кнопки SOS):

– Ситуация неоднозначная во всех аспектах. Для физлиц из России кнопка необязательна. Однако, согласно требованиям Таможенного союза, мы устанавливаем систему и на ТС для физических лиц, поскольку без кнопки не выдается свидетельство о безопасности (СБКТС), а без этого документа невозможна регистрация ТС.

Для физлиц из Беларуси, которые ввозят автомобили для личного пользования, нет нужды оформлять даже СБКТС. Соответственно, вопрос о кнопке отпадает сам собой. Юрлица «белорусского происхождения» вместо СБТКС оформляют заключение о единичном ТС и тоже обходятся без системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Пожалуй, единственный сложный момент – когда машина приходит в Беларусь через Казахстан или Кыргызстан. Сотрудники регистрационных подразделений ГАИ нередко считают такое ТС оформленным на юрлицо и могут потребовать установку кнопки. Хотя по факту это лишь их интерпретация…

– Ситуации не просто неоднозначная, она довольно странная. В России, где мобильная связь доступна даже не на всех федеральных трассах, «ЭРА-ГЛОНАСС» существует и функционирует. А в Беларуси, где, по заверениям операторов сотовой связи, покрытием обеспечено 99% территории и где населения на порядок меньше, чем в России, система экстренного оповещения до сих пор не работает, хотя и обязательна к внедрению. А ведь у нас тоже хватает ДТП разной степени тяжести…

– Мы тоже озабочены этой проблемой. И готовы поддержать инициативу с кнопкой, если кто-то с такой инициативой выступит.

Конечно, вопрос нужно решать. Особенно с учетом того, что инфраструктура в целом создана, требуется лишь настроить и запустить систему.