Первые "звоночки" появились еще в прошлом году, когда Генеральный прокурор Александр Конюк заявил о необходимости ужесточения мер в отношении водителей мотоциклов, которые нарушают ПДД, агрессивно ведут себя на дорогах и ревом своих мотоциклов мешают горожанам спать по ночам. Эта тема вскоре обсуждалась на специальном совещании в Генпрокуратуре с участием представителей МВД и ГАИ МВД, Следственного комитета, Национального центра законодательства и правовых исследований, Прокуратуры Минска, а также байкерского движения. Общий вывод - мотоциклистам-хулиганам пора указать их место.

С тех пор волна запретов покатилась по стране. В прошлом году первые знаки "Движение мотоциклов запрещено" были установлены в Гомеле, в этом году - в Барановичах, Бресте, Пинске, Кобрине, Березе и других населенных пунктах. 

Тем, кто ложится спать, - спокойного сна

Одним из последних на данный момент к антимотоциклетному движению присоединился Могилев. Несколько дней назад здесь закрыли движение для мотоциклистов на одной из главных улиц - Первомайской, причем закрыли без каких-либо временных рамок.

В ГАИ УВД облисполкомов решения объясняют просто: горожане жалуются на шум. 

- Это республиканская акция, но жителям городов действительно некомфортно, когда в конце дня тишину нарушает шум мотоциклов. Особенно если дома спят маленькие дети, - прокомментировали ситуацию с мотоциклистами в отделе агитации и пропаганды УВД ГАИ Могилевского облисполкома. - Даже технически исправный мотоцикл намного шумнее обычного автомобиля.

При невыполнении требования дорожного знака штраф составляет до 5 базовых величин, а при повторном нарушении увеличивается до 8 базовых. 

Первомайская была единственной улицей в центре Могилева, по которой можно было проехать мотоциклистам

"Никто даже не поинтересовался нашим мнением"

Однако слова ГАИ - это лишь одно из мнений в этой непростой ситуации. Мы решили послушать, что думают о запрете сами мотоциклисты и простые могилевчане - жители той самой улицы Первомайской и других улиц областного центра. Провести блицопрос нам помог организатор Могилевского автоклуба AutoCity Дмитрий Тепляков.

- Проблема с организацией движения мотоциклов, которая сложилась в нашей стране, действительно есть, - высказал свое мнение участник мотоклуба Desperados MC могилевчанин Сергей. - То, что город будет закрыт для мотоциклистов, ничего не решит. Ведь мотоциклисты никуда не денутся. У нас в городе три основные улицы - Ленинская, Пионерская и Первомайская. Ленинская полностью пешеходная, Пионерская уже три года закрыта на капремонт. Чтобы проехать на мотоцикле по центру города, оставалась одна Первомайская. На этой улице много офисных зданий и мало жилых, может, штук пять наберется. Первые этажи домов, где живут обычные горожане, тоже приходятся на коммерческую недвижимость. И вот представьте: если центр будет перекрыт, мотоциклисты вынуждены будут переместиться в спальные районы. В итоге проблема станет только острее. Мы планируем написать общественное заявление в республиканские органы ГАИ, собрать подписи единомышленников. К нашему мнению тоже необходимо прислушиваться, ведь мы такие же участники дорожного движения, платим транспортный налог. А получается, что город чуть ли не по кольцу должны объезжать. 

По мнению байкера Игоря, члена мотоклуба Desperados MC, введение запрета без временных рамок ничем не обосновано:

- Я бы еще понял, если бы запрет был введен для определенного времени суток, например ночью. А так нас, заплативших госпошлину за участие в дорожном движении наравне со всеми автомобилистами, по сути, ущемляют в правах.  

- Будете соблюдать запрет?

- Если бы речь шла о ночных передвижениях, я из уважения к байкерскому движению соблюдал бы.

- Как вы считаете, обоснованно такое решение?

- Понятно, что я, человек заинтересованный, скажу, что нет. Однако есть и объективные вещи. К примеру, среди мотоциклистов имеются разные люди, есть провокаторы, которые намеренно создают шум. Но есть и автомобили, которые шумят больше иного мотоцикла. Обязанность ГАИ - следить за такими единичными случаями и привлекать виновных к ответственности. И еще, когда намечаются какие-то мероприятия, нас всегда приглашают к участию, а сейчас никто даже не поинтересовался нашим мнением. 

Байкер Андрей высказался еще категоричнее:

- Это ущемление наших прав. И запрет я соблюдать не буду. Не буду - и все. 

Братьев по интересам поддержали и другие мотоциклисты:

- Это просто дискриминация. Чем мы хуже автомобилистов?!


Через несколько дней знаков не стало…

К слову, установленные на ул. Первомайской знаки "Движение мотоциклов запрещено" пропали буквально через пару дней после установки. 

- Знаки были сняты, потому что их было недостаточно, чтобы реализовать принятый запрет. Но вскоре нужное количество - порядка 30 штук - знаков будет установлено в соответствии с ПДД, - пояснили в отделе агитации и пропаганды ГАИ Могилевского облисполкома. 

"Мне все равно"

А что думают о происходящем жители Могилева, особенно улицы Первомайской? Неужели жить на центральной улице, по которой ездят байкеры, действительно невыносимо?

Вот три мнения жильцов Первомайской, которые нам удалось собрать: "Байкеры не мешают", "Байкеры не мешают. Ночью не просыпаемся", "В целом не беспокоят, точнее, не больше чем автомобили и автобусы". 

Жильцы других улиц тоже оказались вполне толерантными: "Они шум создают, когда колонной едут, а по одному… "Газанул" он, и нет его через секунду. Так что в целом нейтральное отношение, мне не мешают", " А разве им запретишь ездить? Как ездили, так и будут ездить дальше! Мне лично все равно, меня это не беспокоит".

Опыт переговоров

Как выйти из сложившейся ситуации непонимания? Мы могли бы посоветовать сторонам конфликта сесть за стол переговоров. Однако предсказать результат никто не берется.

К примеру, попытка обсудить насущные проблемы была предпринята в Гомеле, где запрет передвижения мотоциклов "с 19.00 до 06.00" тоже переполнил чашу терпения.

Перекресток улиц Советской и Ирининской в Гомеле

"Началось все с прошлого сезона, когда на главной улице города Советской повесили знаки, запрещающие движение мототранспорта. Данный знак ограничивает движение по времени, то есть ездить можно только с 6.00 до 19.00. Также запретили движение на площади Восстания, где мы собирались более 10 лет подряд, - написала в редакцию abw.by участница мотодвижения Каира.- При этом по этим улицам в любое время сотрудники ГАИ запросто передвигаются на казенном мототранспорте. В Бресте аналогичные знаки повесят только этим летом, но там хотя бы время адекватное - с 6.00 до 23.00. Все идет к тому, что нас хотят вытеснить за город. За любое нарушение нам обещают штрафстоянку. Ладно, я понимаю, если нет документов на мото или за рулем "бесправник", но почему за любое нарушение? Да, конечно, среди нас дураков тоже хватает, но почему мы должны отвечать за всех? Водители авто ведь не отвечают за все ДТП, совершенные когда-либо остальными участниками движения. На наш взгляд, на дороге все равны, незачем ущемлять наши права, мы такие же участники движения, как и остальные". 

И как только светофор от такой "нагрузки" не падает? Перекресток улиц Пушкина и Советской в Гомеле

Мотоциклисты высказали свои претензии на встрече с руководством ГАИ области, однако однозначного ответа не получили.

Руководство ГАИ снова сослалось на поступающие звонки от жильцов: "Стоит одному с громким звуком проехать по Советской, в нашу дежурную часть поступает до десяти звонков". Байкеры парировали: "Ну поедем тогда по Кирова - там людей разбудим".

После взаимных аргументов временно исполняющий обязанности начальника ГАИ Андрей Гаркуша резюмировал: "Будем изучать проблему. Видимо, что-то здесь поменяем".

Поживем - увидим

Итак, господа, давайте делать ставки. Будут ли гомельские обещания реализованы в конкретные шаги? Смогут ли могилевские запреты стать инструментом компромисса, а не подавления? Услышат ли органы госуправления мнение, отличное от своего? Или моторы мотоциклистов оказались настолько шумными, что никто ничего услышать не способен, даже доводы разума?

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY

Благодарим за помощь в подготовке материала могилевский автоклуб AutoCity и лично Дмитрия Теплякова