Почти половина машин, подлежащих утилизации в те годы, оказались у перекупщиков либо вовсе выброшены в лес. Учитывая, что всего тогда было выдано 600 тыс. сертификатов на покупку новых машин, количество автомобилей, которые так и не попали в пресс, составило около 240 тыс. Такие данные привел генеральный директор ведущего российского аналитического центра Rusmet Виктор Ковшевный.

Главная задача, которая была поставлена перед программой утилизации, — стимулирование обновления автопарка и рост продаж. Благодаря ей уровень производства легковых автомобилей только в 2010 году составил околоа 1,2 млн штук (+101,4% к 2009 году).

В общей сложности на реализацию программы, которую курировало Министерство промышленности и торговли, из бюджета тогда было выделено свыше 16 млрд руб. Однако контроль за осуществлением программы практически отсутствовал, и «серые» разборщики смогли воспользоваться ситуацией.

- Программа пошла удачно, дилеры рапортовали, сколько было выдано утилизационных сертификатов и сколько машин было продано, — уверяет Ковшевный. — Но никто не озаботился тем, чтобы проконтролировать тот факт, что машину не просто отдали на утилизацию непонятно куда, а действительно утилизировали. Не велось никакого контроля, кроме составления формальных списков пунктов приема автомобилей, не велась проверка всех этих компаний. В итоге все это привело к тому, что все компании, куда машины отдавались на утилизацию, не отчитывались в том, сколько они в действительности утилизировали. Никто даже не смотрел, обладают ли они достаточными производственными мощностями.

Дальше, по словам эксперта, срабатывала обычная экономика. Дело в том, что машина по частям стоит дороже, чем целая. Авторазборщики стали предлагать дилерам выкупать у них автомобили, которые готовили к утилизации. Некоторые дилеры, не понимая самого процесса утилизации, приходили к выводу, что им проще отдать машины перекупщикам, получить за это предлагаемые 4–5 тыс. руб. и получить те же самые документы, чем самим платить за утилизацию каждого автомобиля по 3 тыс. руб.

- Конечно, авторазборщики не говорили напрямую, кем они являются, и представлялись утилизаторами, но все прекрасно понимали ситуацию, — говорит Ковшевный. — Кроме того, дополнительно было пущено около 1 млрд руб. на оплату доставки автомобилей. Так стали появляться фиктивные схемы о якобы перевозке этих машин. Сейчас происходит похожая ситуация. От дилеров из регионов уже раздаются звонки: они просят компенсировать им стоимость утилизации в размере 4 тыс. руб., а иначе обещают отдать машину в другое место.

Но разборщиков интересуют только запчасти. А ведь необходимо утилизировать резину, пластик, стекло, правильно слить жидкости. Сейчас с большинством дилеров нам все-таки удалось найти общий язык и убедить их в том, что база по утилизированным машинам будет единой. Мы сможем создавать рейтинги регионов, следить за тем, как там идет программа утилизации. Ведь ни один производитель не заинтересован в том, чтобы машины ушли на разбор. Это портит ему имидж и позиции на рынке автозапчастей.

Сейчас в России в год утилизируется около 20 тыс. автомобилей, в то время как их число должно составлять около 6% от объемов рынка, то есть около 3 млн автомобилей.

Напомним, что с 1 сентября Минпромторг запустил новую программу утилизации, которая должна стимулировать стремительно падающий авторынок; в ее рамках планируется продать 170 тыс. новых машин. Источник в министерстве отметил российскому изданию, что ситуация с уходом утилизированных машин «налево» невозможна. «Со стороны автодилеров такой шаг был бы бессмысленным и нанес вред им самим. Ведь сами дистрибьюторы в первую очередь заинтересованы в обновлении автопарка и в том, чтобы автохлам вышел из оборота. В 2014 году в рамках взаимодействия с автокомпаниями по их собственным программам по утилизации Минпромторг договорился о том, что ведомство будет получать детальную информацию о сданных автомобилях от утилизаторов», — заявил источник.

ABW.BY