Разработан "Беркут-2" в Нижнем Новгороде, на заводе транспортно-технологических машин ООО НПО "Транспорт". Здесь с 2005 года выпускался "гражданский" двухместный снегоход ТТМ-1901 "Беркут" с компонентами от "Оки" и 79-сильным двигателем ВАЗ-21213. Новый армейский снегоход хотя и считается его модернизацией, имеет целый ряд существенных отличий.

Во-первых, "Беркут-2" получил оригинальную комфортабельную кабину из композитных материалов на металлическом каркасе, что позволило снизить массу снегохода.

Во-вторых, кабина и моторно-трансмиссионный блок выполнены по модульной схеме (сделаны раздельными и соединяются между собой сайлент-блоками с ограничителями ходов). Благодаря такому решению удалось существенно повысить возможность адаптации подвески снегохода к полотну пути и стабильность управления снегоходом (нагрузка на управляемые лыжи остается практически постоянной и не зависит от характера неровностей дороги). Кроме того, соединение кабины и моторно-трансмиссионного блока через сайлент-блоки существенно снижает уровень шума в салоне.

В-третьих, была доработана рулевая трапеция с гидроусилителем, что позволило повысить точность управления и снизить усилие на рулевом колесе.

В-четвертых, модернизация системы охлаждения вкупе с раздельным исполнением кабины и моторно-трансмиссионного блока позволила исключить загазованность салона.

В-пятых, забор воздуха на охлаждение двигателя с крыши кабины и выброс горячего воздуха через задний борт исключили забивание снегом воздухопритоков и воздухоотводов.

В-шестых, "Беркут-2" получил более эргономичный и комфортабельный салон, в котором имеются два кресла с подогревом, две автономные печки и ветровое стекло с обогревом.

К выдающимся вездеходным качествам - "Беркут-2" может двигаться по снежной целине любой глубины залегания со скоростью 35-40 км/ч - прибавилась способность перевозить нескольких бойцов на внешнем ограждении в закабинном пространстве. Кроме того, там же подготовлено место для стрелка-пулеметчика - прицельный огонь может вестись с ходу. Из другого специального оборудования отметим прибор ночного видения на месте водителя и вынесенную на крышу фару-прожектор.

Двигатель "Беркута-2" - обычный бензиновый с "жигулей" - легко заводится даже при -50°C. Однако бензин и масла в Арктике будут использоваться специальные. Расход топлива - 18 л/100 км, что армейское руководство вполне устраивает. Еще один плюс нового снегохода - управлять им может любой среднестатистический автолюбитель. В салоне привычные руль, механическая коробка передач, три педали ("газ", сцепление, тормоз) - все то же самое, что и в обычной "легковушке". Поэтому на обучение новичка уходит всего 15 минут.

Новый снегоход "Беркут-2" стал героем программы "Арктическое оружие. Военная приемка" на телеканале "Звезда".

На заводе транспортно-технологических машин ООО НПО "Транспорт" уточнили, что в настоящее время подготовка к серийному выпуску армейских лыжно-гусеничных снегоходов находится на завершающей стадии. В войска модернизированные "Беркуты" начнут поступать уже в 2015 году.

Сергей ГРИЩЕНКО
ABW.BY
Фото ООО НПО "Транспорт"