Мы решили проверить, насколько предлагающиеся в продаже автомобильные предохранители отвечают своему предназначению, на которое недвусмысленно указывает их название, - предохранять узлы электрооборудования от токов с силой большей, чем полагается. Вопрос серьезный, ведь если предохранитель не перегорит вовремя, появляется угроза не только узлу, находящемуся под защитой, но и всей машине, ибо сгоревший узел или его проводка могут вызвать возгорание автомобиля.

С подбором кандидатов на звание "поджигателей" не утруждались. Зашли в первые попавшиеся торговые точки, как это делают все автовладельцы, которым подобные изделия понадобились, - и вышли из них с пятью комплектами предохранителей разных марок.

Над методикой испытаний тоже особо не раздумывали. Тест у нас потребительский - на большее не претендуем. Кроме того, чтобы предохранитель вовремя перегорел, ничего другого от него все те же автовладельцы и не ждут. Так дадим же каждому из кандидатов ток с трехкратной величиной от их номинала и посмотрим, кто на что горазд! 

Правда, за простотой методики стояли определенные трудности с реализацией затеянного, но когда нам взялся помочь "Ресурсный центр" на базе автомеханического колледжа имени академика М.С.Высоцкого, дело пошло как по маслу.

Нельзя сказать, что установка, собранная сотрудниками "Ресурсного центра", по сложности исполнения могла бы соперничать с адронным коллайдером, но когда я увидел, что в распоряжении у нас мотор-тестер Bosch, руки прямо-таки зачесались проверить что-нибудь еще помимо способности предохранителей перегорать под увеличенной нагрузкой.

Подсказку дало знание того, что от плавких предохранителей флажкового типа, а как раз такие предохранители были куплены для теста, требуют стандарты и технические условия. Требуют же они, чтобы предохранитель исправно работал в течение 100 часов под током, на 10% превышающим номинал, напряжение на его штырьках не падало сильнее оговоренной величины, а будучи нагруженным током, в два раза превышающим номинальный, предохранитель должен перегорать через достаточно короткий промежуток времени.

Мы собирались проверить как минимум 25 предохранителей - по 5 из соответствующих комплектов. Посвятить каждому предохранителю по четверо с лишним суток - роскошь непозволительная. Поэтому приняли решение лишь посмотреть, как будут участники экспертизы работать под номинальной нагрузкой, и заодно проверить падение напряжения. Забегая вперед, скажу, что решение было правильным, но почему - узнаете позже.

Трехкратную нагрузку для предохранителей оставили в силе. В конце концов, токи, возникающие при коротких замыканиях, а именно от них в основном приходится защищать электрооборудование, уж точно не меньше, чем не то что при двукратном, но и трехкратном превышении номинала. Это решение тоже было правильным, но почему - опять-таки умолчу, дабы не ослаблять остроты сюжета. 

Однако хватит бежать впереди паровоза - пора представлять участников наших испытаний.

Первый из них - AVS. Почему первый? Возможно, потому, что самый дорогой - 43.000 рублей. Постулаты все того же теоретического товароведения гласят, что цена является косвенным подтверждением качества товара. Вот и посмотрим, насколько на этот раз теория расходится с практикой.

Торговая марка китайская, страна изготовления - Китай. Все честно. Упаковка добротная, есть пинцет, но, впрочем, он имеется в упаковках еще двух участников.

Зато чего нет ни у кого другого - светодиодных индикаторов состояния, которыми оснащены предохранители AVS. Хорошая вещь - ничего не скажешь. Правда, то, что китайцы назвали светодиодом, в действительности им не является. Если внимательно присмотреться, что представляет собой индикатор, выяснится, что это миниатюрная лампа накаливания. 

Лампочка зажигается, когда предохранитель сгорел, поэтому его легко найти даже ночью, в каком бы укромном уголке автомобиля он ни находился.

Второй - ALCA стоимостью 25.700 рублей.

Торговая марка немецкая, а ясность с местом изготовления вносит наклейка на упаковке, где страной происхождения указан Китай. 

Очередной претендент - SCT. Марка немецкая, но по поводу конкретного изготовителя - туман. На этике сказано, что уложенное в упаковку произведено под контролем ЭССИТИ. 

Тайное стало явным, когда после извлечения из упаковок выяснилось, что предохранители SCT невозможно внешне отличить от ALCA. А после того как они стали демонстрировать практически одинаковые результаты, появилась уверенность, что это одни и те же предохранители, только упакованные в наборы разных марок. Любопытно, чем объясняется разница в стоимости, ведь за SCT мы заплатили лишь 15.000 рублей?

Закончился "китай" - начался "совок". Это к тому, что на фоне "китайцев" предохранители TESLA озадачили невысоким внешним качеством изготовления.

В частности, помимо грубоватого исполнения еще удивило непопадание в цвет изолятора у предохранителя такого же номинала, как у конкурентов. Все желтые, за исключением TESLA. И это Чехия, как заявлено на упаковке? Нет, это скорее привет из Чехословакии.

Также в минусах лишь 6 предохранителей в упаковке, но при этом взяли за TESLA с нас 20.000 рублей.

Однако и качество исполнения TESLA померкло в сравнении с топорностью изготовления последнего из претендентов - предохранителей производства фирмы "Лемар Неон" из Белостока. Отметим, что страна происхождения торговой марки или товара на упаковке не указана вовсе, но знание, где Белосток находится, не заставит белорусов чесать голову в раздумье о национальной принадлежности этих предохранителей. 

Впрочем, у "Лемар Неон" самая удобная для хранения предохранителей и пользования упаковка, представляющая собой коробку с крышкой, в то время как упаковки конкурентов для многоразового использования непригодны. Учтем и не самую высокую стоимость - 22.650 руб., но на этом "шляхетские" достоинства заканчиваются.

В недостатках, во-первых, лишь намек на заходные фаски на штырьках, что вряд ли пойдет на пользу держателям предохранителей, когда в них будут вставляться такие штырьки. Фаски на штырьках участников экспертизы других марок претензий не вызвали.

Во-вторых, подобные фокусы с указанием номинала на одном из предохранителей, уложенных в приобретенную нами упаковку, может, и являются проявлением "шляхетских" вольностей, но обязаны считаться производственным браком. Другими словами, до потребителей предохранители с непонятной величиной номинального тока доходить не должны вообще.

В-третьих, только у "Лемар Неон" нет наружных выходов штырьков, что, в частности, осложняло нам измерение падения напряжения. Насколько это же может затруднить тестирование цепи без извлечения предохранителя, пусть судят электрики.

К сожалению, несмотря на то, что мы постарались максимально сократить время испытаний, наш потребительский тест оказался более продолжительным, чем предполагалось. Проблему создало вовсе не количество предохранителей, взятых на экспертизу, а их качество. Для примера предлагаю посмотреть видео, как сопротивлялся четырехкратному току нагрузки 5-амперный предохранитель из упаковки "Лемар Неон".

Заметьте, что нам пришлось испытывать изделие, нагрузив его не предусмотренным первоначально четырехкратным нагрузочным током, что само по себе говорит о том, что плановое испытание на стойкость к трехкратному току наш подопечный выдержал! Причем этому предохранителю в борьбе за сомнительную пальму первенства по живучести в нашей экспертизе нашелся достойный конкурент другой марки. Но как проходило соперничество и каковы его результаты, мы расскажем в самое ближайшее время. Следите за сайтом!

Сергей БОЯРСКИХ
Фото и видео автора
ABW.BY

Благодарим за помощь в проведении теста "Ресурсный центр" на базе УО "Минский государственный автомеханический колледж имени академика М.С.Высоцкого"