В 1953 году в СССР появилась очень любопытная машина. По суше она могла проехать как угодно и где угодно. На воде развивала скорость 4 узла (8 км/ч). Был даже проект амфибии с подводными крыльями на ее основе. Ее рождение было связано с громким скандалом и увольнением многих чиновников. А под Минском, уже в наши дни, был восстановлен и усовершенствован этот автомобиль. У нас в гостях – МАВ ГАЗ-46.


Ford GPA

В течение Второй мировой войны Канада, Англия и США посылали в СССР большое количество военного снаряжения, в том числе плавающие внедорожники Ford GPA и грузовики DUKW (6x6). Эти машины применялись для перевозки людей, техники и грузов через многие реки Восточной Европы во время наступления на Германию. После окончания войны Советский Союз решил создать две подобные машины. Так и появился МАВ ГАЗ-46 - аналог Ford GPA, и ЗИЛ-485 - аналог DUKW. Сегодня речь пойдет про МАВ.


МАВ ГАЗ-46

Аббревиатура переводится как «малый автомобиль водоплавающий». Автомобиль предназначен для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде. Его путь на конвейер был очень тернист


БАВ (большой автомобиль водоплавающий) ЗИЛ-485 – советская амфибия на базе грузовика ЗиЛ. Была способна перевозить через водные преграды 25 человек или до 2,5 т груза, в том числе автомобили, артиллерийские орудия. Для облегчения погрузки задний борт сделан откидным. Имеется лебёдка и колейные трапы.

Сразу после окончания войны в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ г. Москва) начались работы по проектированию плавающего автомобиля на основе узлов и механизмов хорошо освоенного в производстве полноприводного внедорожника ГАЗ-67. Новую амфибию решили создавать с оглядкой на американские водоплавающие внедорожники Ford GPA, которые поступали в американскую армию в 1942 году. Нужно было творчески переработать американскую идею.

22 июля 1948 года Инженерный комитет Вооруженных Сил утвердил тактико-технические требования к проектируемому плавающему автомобилю, который получил наименование НАМИ-011 и военное МАВ. Машина предназначалась для перевозки по суше и переправе через водные преграды мелких разведывательных и других групп, буксировки по воде лёгких катеров или иных лёгких прицепов, понтонов и прочих плавучих средств, применяемых инженерными частями.


Советский внедорожник ГАЗ-67 вдоволь навоевался на фронтах Великой Отечественной войны. Производился с 1943 по 1953 год.

Но в деле была одна загвоздка. Дело в том, что сконструированный в годы войны ГАЗ-67 устаревал и на смену ему готовился прийти ГАЗ-69. Тем не менее в конце апреля 1949 года опытные образцы НАМИ-011 были уже построены, а в мае прошли заводские испытания. Вскоре, летом, последовали полигонные испытания, а осенью — межведомственные в окрестностях Ленинграда. Все прошло успешно. Настолько успешно, что после завершения испытаний создатели НАМИ-011 были удостоены Сталинской премии 3-й степени «За работу в области машиностроения».


НАМИ-011 – не самый удачный первоначальный вариант малого автомобиля «водоплавающего»

Затем один из опытных образцов НАМИ-011 и вся имеющаяся техническая документация на машину были переданы на ГАЗ, которому, после вроде бы незначительной доводки конструкции, предстояло освоить серийное производство. Однако помимо устаревшей конструкции 67-го была еще одна проблема. Дело в том, что в НАМИ со своей задачей справились, но автомобиль был сделан буквально «на коленке». Полученные из НАМИ чертежи имели нестыковки, что нормально для опытного производства, но неприемлемо для серийного.


ГАЗ-46 – герой фильма «Измена по-словацки»

Не выполнить постановление правительства было в то время очень опасно, и на ГАЗе создали отдельную группу под руководством В.А.Крещука, которая занималась отработкой технической документации и исправлением ошибок НАМИ. При этом ГАЗ еще в 1944 году, когда на заводе рассматривалась возможность создания амфибии на базе ГАЗ-67, пришел к выводу, что идея совершенно бесперспективна. Запуск в серию при массовом производстве требовал слишком много серьёзных технологических изменений, которые в НАМИ при создании опытных образцов были преодолены различными, непригодными для серийного производства способами. Газовцы изначально делали ставку на «шестьдесят девятый», в котором изначально была учтена возможность переделки автомобиля в амфибию. И каким это образом заводу выпускать модель из старых узлов и агрегатов ГАЗ-67, который вот-вот должен смениться 69-м? Приходилось бы выпускать устаревшие детали параллельно с новыми…

Логичнее и дешевле вариант, разработанный НАМИ, было попросту отвергнуть. Но не в Советской стране. Как можно было проигнорировать указание правительства? Отказаться от конструкции, получившей Сталинскую премию? Это было смерти подобно…


НАМИ-011 и ГАЗ-46. Более длинный автомобиль – ГАЗ. Это две очень похожие друг на друга амфибии. Но у одного из них не было никаких перспектив…

Поэтому осенью 1950 года ГАЗ-011 (он же НАМИ-011) был уже готов для постановки на конвейер. При этом на заводе параллельно велись работы под руководством конструкторов Г.М.Вассермана и А.А.Смолина над амфибией на базе агрегатов ГАЗ-69, которая получила индекс ГАЗ-46. И по ГАЗ-011, и по ГАЗ-46 работы велись основательно. Главный конструктор завода, Андрей Липгарт, рассчитывал, что ГАЗ-011 и ГАЗ-46 выйдут на испытания одновременно, и заказчик выберет более новую конструкцию.

В 1951 году Инженерным Комитетом армии проведены контрольные испытания доработанного группой В.А.Крещука ГАЗ-011. Машина в итоге оказалась неплохой. Конструкторы значительно уменьшили вес, повысили скорость и улучшили надежность. Военные 011-й одобрили. Сложилась такая ситуация: отказаться от выпуска амфибии на базе ГАЗ-67 завод не мог, но и выпускать его также не было никакой возможности. Начать производство ГАЗ-46, раз его конкурент так понравился военным, тоже было затруднительно. Вся эта неразбериха продолжалась пока в 1952 году на имя товарища Сталина секретной почтой не ушло письмо конструктора Крещука о ситуации с амфибиями на заводе, в результате которого полетели шапки… Хорошо, что никого не посадили и не расстреляли, но многих конструкторов и чиновников завода и различных ведомств понизили в должности. Постановлением Совмина от 14 марта 1951 года N 981 о присуждении Сталинской премии конструкторам «НАМИ-011» было отменено.

Постановление Совета Министров СССР N 2286-866сс, от 15 мая 1952 года: «… а) По вине Министерства автомобильной и тракторной промышленности (тт. Хламова и Гарбузова) плавающий автомобиль ГАЗ-67, разработанный НАМИ, был передан в 1950 г. для производства ГАЗу с наличием серьёзных недостатков и без отработанной технической документации; б) По вине МАТП (т. Хламова) и Военного Министерства СССР (тт. Богданова, Галицкого и Дацюка) конструкторы НАМИ тт. Шишкин, Архаров, Горанов и другие неправильно получили Сталинскую премию за недоработанную конструкцию плавающего автомобиля».

В итоге было решено производить ГАЗ-46. План выпуска 011 в 1953 году завод выполнил на 100%, изготовив 68 экземпляров амфибий. После этого ему на смену пришел ГАЗ-46.

Кстати! В Беларуси есть один сохранившийся экземпляр ГАЗ-011, его можно найти в детском техническом центре «Автомир» под Слуцком, о котором мы как-то писали.

Итак, что было интересного в 46-м? Корпус МАВ ГАЗ-46 стальной, моторно-трансмисионное отделение — впереди, отсек экипажа и пассажиров — в центре, запасные колеса уложены горизонтально на задней верхней площадке. Водитель и командир имеют отдельные сиденья, позади них расположена трехместная скамья. Ветровой щиток может складываться на капот, при необходимости над отделением экипажа может подниматься брезентовый тент. По воде машина передвигается с помощью одного трехлопастного гребного винта, установленного сзади на корпусе и приводимого от главного двигателя; перед входом в воду поднимается волноотбойный экран спереди, чтобы закрыть двигатель и отделение экипажа от попадания воды (и предотвратить «зарывание» носа в воду).

С ГАЗ-46 проводили довольно интересные эксперименты по установке его на подводные крылья для приданию ему большей скорости передвижения на воде. Однако, работы в этом направлении были свернуты, поскольку время, затрачиваемое на монтаж подводных крыльев значительно превышало выигрыш в скорости преодоления водных преград.

ГАЗ-46 оснащался 4-цилиндровым двигателем 2.1 литра (52 л.с.), таким же, как и в ГАЗ-М20 Победа. С ГАЗ-69 была унифицирована трансмиссия и подвеска колес. Двигатель соединялся с ручной 3-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Что такое ГАЗ-69 – мы уже рассказывали

Что любопытно, у амфибии были колеса особой конструкции, позволяющие для улучшения проходимости двигаться на подспущенных шинах без риска их проворачивания и попадания внутрь воды. На щитке приборов имелись тахометр и …сигнальная лампочка появления воды в трюме!

Производство ГАЗ-46 продолжалось до 1958 года. Выпуск базовой машины ГАЗ-69 переместилось на УАЗ, поэтому предполагалось развернуть там и выпуск ГАЗ-46. Но в Ульяновске в то время не было возможности производства ГАЗ-46. Да и у военных особенной потребности в этом автомобиле не было, что и послужило причиной к прекращению производства. По непроверенной информации было выпущено не более 654 экземпляров. Так что сегодня это очень редкая и эксклюзивная машина.

Кстати, в Беларуси частное научно-производственное предприятие «ПроКарИнжиниринг» в 2000-х гг. усовершенствовало ГАЗ-46. Машина была сконструирована чуть ли не заново. Предприятие существует сегодня и продолжает делать интересные проекты. О них мы неоднократно писали ("Как узаконить "переделку" автомобиля. История легализации одного тюнинг-проекта""Мечта партизана, или Как доработать лучшее", "ЗИЛ-157: вторая жизнь для легенды").

Об усовершенствовании белорусами ГАЗ-46  более подробно можно почитать в выпускавшемся ранее нашей редакцией журнале "АБС". Интересный белорусский проект мелькал и в российской прессе.

Мнение владельца ГАЗ-46

После покупки машины (ее чудом удалось найти), ремонт с перерывами занял долгих 6 лет. Самые большие трудности возникли с родственниками (моими), которые ходили и смеялись, приговаривая, какое чудовище я приобрел и сколько денег потратил впустую.

Выпуск ГАЗ-46 был не востребован войсками из-за технического несовершенства и острой надобности в данной модели у военных тоже не было, ее серийное производство было закрыто. Оставшиеся амфибии в военных частях доживали свой век, ржавея на задворках. Выкупить в то время гражданским лицам такую технику было невозможно, лишь единичным экземплярам доставались документы.

Разобрал все, что осталось не разобранным, и начал восстанавливать по чертежам. Сначала переварил кузов. Покрасил, начал собирать ходовую. Двигатель взял от ГАЗ-24, т.к. родной от Победы вставлять не захотел. По моему мнению, он слабоват для 2,5-тонной машины. А 24-й вполне справляется, но в процессе эксплуатации выяснилось, что конструктивные особенности таковы, что охлаждение происходит с большим трудом, потому что двигатель находится в трюме. В планах — дизельный движок.

3-ступенчатая КПП, раздатка и винт оригинальные.  Мосты родные, но в планах заменить их на военные для лучшей проходимости, т.к. нет блокировки. Оригинальных колес найти не удалось, так как они были разборные для удобства вулканизации в полевых условиях. Поэтому поставил от УАЗа. В общем, собирал я ее долго и трудно, рассказать все невозможно. Самое интересное, что ездить на ней по дорогам города практически невозможно — не дают проходу любопытствующие, только после 12 ночи, когда улицы пусты. А плавать я с детства боюсь. Тем более на машине…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото из открытых источников
ABW.BY