Журналист

ABW.BY Павел Козловский во время очередной командировки на шинный полигон компании Nokian Tyres обнаружил знаменитые "заброшки" и задался целью выяснить, действительно ли все так печально с этими двумя авто.

С компанией Nokian Tyres портал ABW.BY сотрудничает уже много лет - тест-пилоты ежегодно участвуют в сравнительных тестах шин, как зимних, так и летних. У компании два полигона для испытаний и тестирования: "летний" находится на юге Финляндии, возле городка Нокиан, где расположен самый первый и старый завод Nokian Tyres, а "зимний" - на севере, в Лапландии. Это знаменитый "Белый ад", где на площади 700 гектаров имеются любые трассы для испытаний зимних шин, а снег лежит с октября по май.

Данная информация важна для понимания принципов работы компании: для испытаний и тестов используется один и тот же парк автомобилей. Летом они эксплуатируются на юге, зимой - на севере. Два раза в год их автовозами перевозят через всю Финляндию, параллельно с машинами перемещаются и группы испытателей: в основном они живут на юге страны, а на севере работают вахтовым методом.

Тест-парк состоит, как правило, из автомобилей концерна VAG: перспективные легковые шины тестируются на VW Polo и VW Golf, в том числе и в версиях GTI, кроссоверы - VW Tiguan и Audi Q5, для SUV-покрышек больших размерностей задействуют Porsche Cayenne. Внедорожные шины тестируются на американском пикапе Ford F150, а если разрабатывается линейка для суперкаров, то используется в основном Porsche 911.

По мере необходимости автопарк обновляется: именно так в Финляндии и появились две Lada Vesta. Они были куплены у питерского дилера российским подразделением и переправлены на финский полигон. Компания рассчитывала, что популярная Lada Vesta будет востребована журналистами для сравнительных тестов. Их планировали эксплуатировать только на территории испытательных центров, поэтому машины даже не регистрировали - номерных знаков нет.

"Так что сломалось-то?" Наш вопрос поставил представителей Nokian Tyres в тупик: в смысле? Учет по неисправностям тест-парка здесь ведется строгий, поэтому в случае поломки Vesta уже давно бы отправили в ремонт и привели в работоспособное состояние. Однако информацию о том, что "заброшки" давно не эксплуатируются, финны подтвердили: машины стоят без надобности уже больше года. Почему? Потому что "хайп" по поводу Vesta сник так же быстро, как и возник: журналисты использовали их буквально в нескольких тестах, а затем переключились на другие размерности. Получилось, что Vesta оказались попросту не нужны. Или они все же не устроили финнов по каким-то другим причинам?

Чтобы подтвердить или опровергнуть слухи, направляемся к машинам. Стоят они действительно давно, покрытые высохшей листвой. Однако по технической части все вроде в порядке: шины накачаны, охлаждающая жидкость в норме, масло в двигателе кристально чистое. А аккумуляторы? Вот с ними беда: открывать пришлось ключом, сняв пластиковые заглушки на дверных ручках, а когда включили зажигание, машина не отреагировала ровным счетом никак. Но не беда: большой "бустер" должен помочь!

Минут через 30 зарядки черная Vesta подала первые признаки жизни - в ответ на поворот ключа загорелись лампочки, защелкали релюшки, зашуршал вентилятор "климата", видимо, туда попала листва. На старт? Нет, рановато, хватило лишь на миллиметровое движение маховика. Однако это уже дает надежду, что все будет хорошо.

Так и оказалось: еще через час заряда хватило уже на пол-оборота двигателя, а спустя 2,5 часа черная Vesta завелась! Буквально с полтыка, на панели не высветилось ни одной ошибки, однако после долгого простоя мотор так застрекотал гидрокомпенсаторами, что рука рефлекторно потянулась к ключу зажигания: заглушить, что ли, от греха подальше? Но нет, секунд через 30 все пришло в норму.

А что серая Vesta? Увы, с ней все оказалось не так просто - аккумулятор категорически отказался брать зарядку, даже спустя пару часов в ответ на поворот ключа лишь беспомощно щелкало реле стартера. "Надо купить новые батареи", - сказали финны, а мы пока отправились тестировать черную Lada.

На панели - ни одной ошибки, кондиционер работает, двигатель шуршит. С места машина покатилась легко - тормоза не "закисли". А вот тормозные диски покрылись таким слоем ржавчины, что первое касание педали вызвало звуки, будто Vesta волокут по асфальту без колес. Но ничего, потихоньку "обкатаем".

Через пару кругов по полигону Vesta уже не узнать, как будто и не было этого полуторагодовалого "сна". Машина хорошо разгоняется, двигатель работает тихо, колеса не "бьют", тормоза тоже прикатались и работают отлично. Смахнув пыль и листья, можно хоть сейчас в дорогу: ни одной проблемы мы не обнаружили. Значит, слухи о "смерти" Lada оказались преувеличенными?

- Никаких неисправностей в Lada Vesta не было и нет, - прокомментировал ситуацию представитель Nokian Tyres Йоуни Кайнулайнен. - У нас весь тест-парк используется по мере необходимости, на стоянке всегда есть автомобили, не задействованные в процессе. Тем не менее все они поддерживаются в исправном состоянии, потому что в любой момент могут понадобиться. Информация о том, что мы якобы отказались от Lada Vesta по причине их несовершенства или поломок, не соответствует действительности. Журналист, который распространил данную новость, высказал свое мнение, но приписал его нашему испытателю. И мы были сильно удивлены, когда обнаружили такую информацию в Сети.

Подтверждаем: Lada Vesta действительно на ходу, с ней все отлично. По крайней мере черная, а для серой в ближайшее время будет куплен новый аккумулятор, и тогда мы дополним материал. Что же касается опубликованных слухов о якобы неисправных тормозах и рулевом управлении, то на этот счет у нас есть свое мнение. Дело в том, что на Lada Vesta штатно установлена система стабилизации, которая, даже будучи деактивированной, все равно включается на скорости 50 км/ч, а это не нравится испытателям и журналистам, поскольку не дает полноценно тестировать шины на высоких скоростях. Поэтому для некоторых видов испытаний демонтируют предохранитель, и тогда Vesta лишается и стабилизации, и системы тягового контроля, и ABS. В этом режиме машина хорошо скользит в заносах, электроника не мешает, но тормозить на льду и снегу становится сложно - колеса сразу блокируются, машину разворачивает. Видимо, это и имел в виду финский испытатель, когда говорил о работе тормозов.

Так что, как видите, слухи оказались преувеличенными. Ну а пока продемонстрируем другие "заброшки" на полигоне Nokian Tyres - эти автомобили тоже использовались для тестов и презентаций, но в данный момент хранятся рядом с Lada Vesta.

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY
Фото автора

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!