Разъяснение КС дал в ответ на обращение Железнодорожного районного суда Рязани, который попросил проверить конституционность соответствующих норм КоАП, пишет "Коммерсантъ".

Поводом стало дело некоего Сергея Михеева, который в 2013 году пять раз попался ГИБДД в пьяном виде. Мировые судьи вынесли пять постановлений по ст.12.8 КоАП. Поскольку каждый раз водителя наказывали лишением "прав", в соответствии со ст.32.7 КоАП суммарный срок составил 7,5 года. В июле 2020-го "права" Михееву вернули, но уже 4 сентября он снова сел за руль пьяным. К этому моменту ужесточилось законодательство: в 2015-м в УК РФ была введена ст.264.1 (максимальное наказание – лишение свободы на срок до двух лет), по которой судят водителей, севших за руль в нетрезвом виде в течение года после того, как они были лишены "прав".

В начале 2021-го дело поступило на рассмотрение в Железнодорожный районный суд Рязани, но тот производство остановил, направив запрос в КС, усомнившись в конституционности ч.3 ст.32.7 КоАП. В ней говорится, что каждый новый срок лишения суммируется с предыдущим, ограничений нет. Суд обратил внимание, что гражданин может понести наказание более серьезное, чем за проступки с большей "степенью общественной опасности", что несправедливо для "демократического государства". 

Суд-заявитель обратил внимание на то, что совокупный срок лишения свободы в УК РФ ограничен 35 годами. Срок лишения "прав" в УК РФ также ограничен тремя годами, сказано в запросе, независимо от количества совершенных преступлений.

КС жалобу к рассмотрению не принял, сославшись на то, что в рамках уголовного дела в отношении С.Михеева ст.32.7 КоАП не применяется, но в отказном определении указал, что не существует ограничений для сложения сроков лишения "прав".

Конституционный суд отметил, что сравнивать КоАП и УК РФ в данном случае некорректно, "хотя административная и уголовная ответственности во многом дополняют друг друга, данное обстоятельство не предполагает однотипного законодательного регулирования этих двух видов ответственности, в том числе в отношении вопросов, касающихся системы наказаний".