Сегодня расскажем вам об имении Булгаков, которое находится в поселке Жиличи Кировского района Могилевской области, а по пути заедем в несколько интересных исторических мест.

Маршрут — дело тонкое

Выбирая маршрут для тура выходного дня, определили для себя несколько условий:

  • расстояние до 500 км «на круг», чтобы можно было уложиться в один день;
  • интересная, но при этом еще не очень известная главная локация;
  • возможность куда-то заехать по пути без большого отклонения от главного маршрута;
  • наличие места для ночлега в окрестностях пункта назначения, если возникнет желание поехать на все выходные.

Выбор пал на дворец Булгаков в Жиличах, находящийся в 23 километрах от Бобруйска, место очень атмосферное и изысканное. Маршрут проложили с возможностью заезда в Осиповичи, Бобруйск и Дукору. Понятное дело, что по дороге нам приходилось много снимать для YouTube (видео можно посмотреть по ссылке), редакционных социальных сетей Instagram и TikTok, поэтому всё слегка затянулось, но даже в таких условиях мы уложились в запланированное время благодаря Haval Dargo, который нам предоставил «Автоцентр на МКАД» и который уже побывал на тест-драйве Автобизнеса.

Карта проезда из Минска до Жилич

Знакомство с Haval Dargo

Начнем с того, что продукция автомобилестроительной компании Great Wall Motor появилась в Беларуси в 2006 году, а с 2017-го в качестве отдельного бренда на белорусском автомобильном рынке был представлен Haval. Название бренда происходит от английской фразы «у меня есть всё»: I Have All. И действительно, сложно сказать, каких современных «фишек» нет в Haval, – здесь точно есть всё. У этой фразы есть и другой смысл: маркетинговая идея бренда трактует «всё» как наличие крепкой семьи, интересной работы, верных друзей и, конечно же, надежного автомобиля. В Китае название бренда произносится как «Х'афу» (с ударением на первом слоге), в англоязычных странах – как «Х'авал» (тоже с ударением на первый слог). У нас же правильным считается вариант «Хав'эйл» с ударением на Э.

Отдельно стоит сказать об «имени» Dargo. У себя на родине, в Китае, машина называется DaGou, что означает «большая собака», но для мирового рынка, согласитесь, BigDog название так себе. Оказывается, «имя» автомобиля идет от названия города Дарго в австралийском штате Виктория, который долгое время был перевалочным пунктом для золотоискателей и наполнен, как говорится в рекламном ролике, «духом дикой природы и бездорожья». Отсюда и рекламный слоган: «Место с историей и автомобиль с будущим».

Haval Dargo на фоне дворца Булгаков в Жиличах

Хавэйл Дарго на фоне дворца Булгаков в Жиличах

Haval Dargo на фоне въездной арки дворца Булгаков в Жиличах

Haval Dargo во внутреннем дворе дворца Булгаков в Жиличах

Haval Dargo на фоне главного корпуса дворца Булгаков в Жиличах

Брендированный Haval Dargo на фоне дворца Булгаков в Жиличах

Первое впечатление после того, как я сел за руль машины, – высоко, видно всё со всех сторон. Для владельца автомобиля с низкой посадкой, возможно, разница ощущается более заметно, но я как «субарист» особо ничего не почувствовал, хотя габариты Haval Dargo достаточно внушительные: 4620 х 1910 х 1780 мм. Колесная база – 2738 мм, клиренс – 200 мм, что предполагает комфортное использование машины и в городе, и на легком бездорожье..

Поначалу немного не хватало обзорности в зеркале заднего вида: площадь остекления двери багажника показалась недостаточной, но на этот нюанс перестал обращать внимание практически сразу. Понятное дело, нужно было комфортно устроиться в водительском кресле, ведь дорога предстояла неблизкая. С регулировками разобрался легко: всё интуитивно понятно, стоит только опустить левую руку к основанию сиденья и нащупать рычаги включения привода подушки и спинки. В Dargo есть возможность регулировки рулевой колонки по углу наклона и по вылету – всё для удобства водителя. Комфортное положение за рулем можно найти достаточно быстро.

Не сомневаюсь, что любой водитель, сев за руль другой машины, сначала испытывает небольшой дискомфорт – просто непривычно, – но со временем адаптируется и чувствует себя «в своей тарелке». У меня привыкание к эргономике Dargo заняло километров 20 (именно в километрах, а не в минутах или часах). «Автоцентр на МКАД», где я забирал машину, находится рядом с кольцевой, но нужно было заехать за оператором, поэтому поехал через город. За 6 км пути успел адаптироваться к габаритам, «рулежке», поведению педалей тормоза и «газа». Правда, немного напрягла шайба переключения режимов коробки передач: можно легко промахнуться, а вслепую вообще непонятно, что включается. Крайние положения отсутствуют, поэтому при переключении трансмиссии всегда приходится контролировать индикацию режимов на козырьке «приборки» либо на ней самой. Зато парковочный тормоз включается легким нажатием на верх селектора.

Haval Dargo водительское место

водительское место Haval Dargo

в Haval Dargo установлены удобные кресла первого ряда

Система управления Haval Dargo: всё под рукой

Центральная консоль Haval Dargo

Дополнительное оснащение Haval Dargo

В итоге освоился достаточно быстро и уже к моменту съезда с М4 на М5 приготовился наслаждаться поездкой. К слову, в условиях плотного транспортного потока отлично работает контроль «мертвых» зон и система предупреждения попутных столкновений, которая требует настройки в зависимости от стиля вождения.

Остановка первая: Осиповичи

От МКАД до одного из крупнейших железнодорожных узлов Беларуси 93 км, или час езды по хорошей трассе. Осиповичи известны с 1872 года как станция Либаво-Роменской железной дороги с пятью деревянными домами в глуши Минской губернии. Сегодня это промышленный и транспортный центр с населением почти 30 тысяч человек.

Мы решили не заезжать в город, ведь нас уже ждали в Жиличах, но при случае, проезжая по М5, вы можете на развязке свернуть на Осиповичи: до города всего 2 км, а посмотреть там есть что. Среди достопримечательностей – Осиповичское водохранилище и гидроэлектростанция, а если у вас есть интерес к «истории в камне», то можем порекомендовать прогуляться по перрону одноименной железнодорожной станции, рассмотреть ее здание (памятник архитектуры XX века) и памятник-паровоз Эм 726-23, который был изготовлен на Сормовском заводе в 1937 году.

Памятник-паровоз Эм 726-23 в Осиповичах

На въезде в город чуток покатались по лесу, чтобы посмотреть, как ведет себя Dargo на лесной песчаной дороге. Подвеске не страшны никакие неровности: спереди – McPherson, сзади – независимая двухрычажная, тем более с полным приводом (базовая комплектация переднеприводная). Обратил внимание на четкость картинки с камеры заднего вида: при реверсном движении штука незаменимая и полезная.

Haval Dargo внешний вид

Проходимости Haval Dargo может позавидовать любой автомобиль

Высокий клиренс Хавейл Дарго повышает его проходимость

Haval Dargo в топ-версии оснащен полным приводом

Дарго хорош на дороге с любым покрытием

Начитавшись баек автовладельцев о том, как машины самопроизвольно закрывались с забытым внутри ключом, пульт управления системой бесключевого доступа всегда носил с собой. Но в этом, как оказалось, не было надобности: с Haval Dargo такой вариант невозможен.

Иногда навигатору доверять не стоит

Отправляемся дальше. От Осиповичей до бобруйской «кольцевой» всего 33 км. М5 огибает Бобруйск слева, добавляя к нашему маршруту 7 км. По объездной дороге, конечно, быстрее, через город – чуть короче, но дольше. Если поедете сразу в Жиличи, лучше ехать в объезд: с М5 свернуть на Р43 и дальше на Рогачёв. Если будете ехать по навигатору, обязательно вбейте название населенного пункта Пересека, иначе Google или Яндекс вас может повести через Р93, придется 40 км «пилить» по проселочным дорогам. Нашему Haval Dargo это не страшно – автомобиль хорош на дороге с любым покрытием, но всё же по приличной дороге ехать удобнее.

Карта маршрута в Жиличи

«Старшая сестра» Брестской крепости

Держим путь в Бобруйск, чтобы увидеть главную историческую достопримечательность города – Бобруйскую крепость. Ее строительство началось в 1810 году для защиты западных рубежей Российской империи. А уже к 1811-му все северные, западные и южные форты с 8 бастионами были готовы к отражению вражеских атак. По данным 1812 года в еще недостроенной крепости на вооружении стояло 300 пушек, размещался гарнизон в 4 тысячи человек.

К тому моменту, как в 1833-м начали возводить бастионы более известной «сестры» Бобруйской крепости в Бресте, уникальное фортификационное сооружение уже успело стать героическим, приняв удар армии Наполеона, а после отхода регулярных русских полков еще целых 4 месяца выдерживая осаду французов.

Сегодня Бобруйская крепость представляет собой плачевное зрелище. В основном это разбросанные по исторической части города рассыпающиеся руины, которые облюбовали местные сталкеры и детвора. О былой мощи фортеции напоминают лишь обветшавшие сооружения, постепенно превращающиеся в груды битого кирпича.

Руины Бобруйской крепости

Немногие здания Бобруйской крепости сохранились до нашего времени

Руины Бобруйской крепости облюбовали местные сталкеры

Довелось увидеть, правда, через ограждение и воссозданный на месте казарм напротив пятого полигона концлагерь. Оказалось, это декорации, которые остались на территории Бобруйской крепости после съемок военной драмы Вадима Перельмана «Уроки фарси» (находятся на ул. К.Либкнехта). Во время Великой Отечественной войны здесь существовал немецкий концлагерь для советских военнопленных, где погибло около 40 тысяч солдат и 40 тысяч мирных жителей.

Декорации фильма "Уроки фарси" на территории Бобруйской крепости

Что еще можно посмотреть в Бобруйске? Все локации расположены достаточно близко:

  • «Бобруйск-Арена» – одна из крупнейших ледовых арен Беларуси (ул. Карбышева, 11);
  • символичная для бобруйчан скульптура бобра (перекресток улиц Социалистической и К.Маркса);
  • водонапорная башня со смотровой площадкой, построенная в 1927 году, и скульптура Шуры Балаганова, героя Ильфа и Петрова (ул. Пушкина, 194);
  • дом купчихи Кацнельсон – деревянный особняк, являющийся редким образцом стиля «деревянный модерн» (ул. Интернациональная, 25). По городской легенде был перевезен из Прибалтики по частям и собран на новом месте.

Быть в Бобруйске и не купить фирменный зефир, который известен во всем мире, было бы непростительно. Поэтому решили завернуть в фирменный магазин фабрики «Красный пищевик». Выезжали от Бобруйской крепости к фабрике какими-то «козьими тропами», которые показал навигатор. Не думал, что в таком крупном городе могут быть такие дорожные дебри. Машину немного покачивало. Приходилось ехать с небольшой скоростью, поэтому на 12,3-дюймовом мультимедийном экране автоматически включался режим «прозрачного капота» – мы могли видеть всё, над чем проезжали: ямы, ухабы, битый асфальт с проросшими в трещинах одуванчиками... Наконец, городское «бездорожье» закончилось, и мы размеренно покатились по чистым асфальтированным улицам, коих в Бобруйске большинство, то и дело ловя на себе взгляды проезжавших в соседней полосе автомобилистов, – не часто на улицах райцентра можно встретить брендированный тестовый автомобиль.

Когда парковались возле «Красного пищевика», на фабрике как раз закончилась смена, и работники предприятия, обратив внимание на наш Haval Dargo, подходили, рассматривали автомобиль, интересовались его техническими характеристиками. «Какой двигатель?» – «Турбированный 2-литровый». – «А трансмиссия?» – «7-ступенчатый «робот» с двойным «мокрым» сцеплением». Кого-то больше интересовали технические параметры машины, а кто-то оценивающе заглядывал в стильный салон, выполненный в черном цвете с яркими оранжевыми вставками. «Круто!» – отмечали участники импровизированной пресс-конференции и... разъезжались по домам.

А мы, загрузив в багажник коробку зефира в шоколаде «Бобруйский сувенир», собирались в обратный путь. Потом по дороге посчитали: в 333-литровый багажник Haval Dargo могло бы поместиться 83 таких коробки. И хотя на улице всё еще нещадно палило июльское солнце, были уверены, что наш «ценный груз» по дороге на растает, ведь система кондиционирования в машине работала отменно.

Из Бобруйска выезжаем на Р43, а в Пересеке сворачиваем налево по указателю. Еще 23 км пути – и мы на месте. Попутных и встречных автомобилей практически нет, но в выходные там более людно: индивидуальные путешественники и туристические группы на автобусах стремятся увидеть жиличскую роскошь воочию. Дорога до Жиличей – как большинство местных дорог: где-то разбита, но встречаются и свежеотремонтированные участки. Нам повезло с погодой, поэтому, открыв огромный панорамный люк, наш оператор Сергей по ходу движения снимал местные пейзажи.

Жиличи: первые впечатления

Жиличи – агрогородок в Кировском районе Могилевской области, который известен с XIII века. В разное время его владельцами были Трабские, Гаштольды, Ходкевичи, Сапеги... В начале XIX века имение перешло Игнатию-Казимиру Булгаку, который начал здесь обустройство родового гнезда.

Агрогородок особо ничем не примечателен: живет своей тихой и размеренной жизнью, как и многие другие населенные пункты белорусской глубинки. Дворец – цель нашей поездки – нашли без проблем: просто ехали по указателям.

Дорога в Жиличский дворец Булгаков

Дорога к дворцу Булгаков в Добосно

Указатель на Жиличи в деревне Пересека

В имении Булгаков нас встретила главный хранитель музейных фондов Виктория Кулакевич, которая и рассказала нам об истории этого дворянского рода, о том, как в XIX веке строился дворцовый комплекс и уже в нашем XXI проходило восстановление и реставрация имения.

Масштабные реставрационные работы в имении Булгаков начались в 2009-м, основную часть работ во дворце «Белреставрация» завершила в начале этого года, но до настоящего времени работы по воссозданию дворцового ансамбля еще ведутся.

Имение Булгаков: блеск золота и… сельхозтехникум

Булгаки родом с Новогрудчины, а на бобруйские земли приехали, чтобы развивать свой бизнес. По всей Беларуси у них были спиртовые, сахарные и крахмальные заводы, лесопильное производство.

Выкупили землю Булгаки в 1810-м, начали строить в 1823-м. До самой своей смерти Игнатий-Казимир занимался строительством этого дома. Сначала была построена центральная часть, «крылья» дворца достраивали его дети. Архивные фотографии 1911 года подтверждают, что строительные работы велись почти спустя 100 лет после приобретения имения родом Булгаков. Последним из построенных объектов была въездная арка, замкнувшая собой внутренний двор.

Въездная арка дворца Булгаков в Жиличах замкнула контур внутреннего двора

Здесь жил его первый хозяин Игнатий-Казимир и его младший сын Эдгар. А вот племяннику Эдгара Эммануилу, который купил у своего дяди имение за неслыханную тогда сумму – 1 миллион рублей, что на нынешние деньги около 14 млн долларов, насладиться великолепием дворца не удалось. Он стал владельцем имения в апреле 1914 года, через несколько месяцев началась Первая мировая война, а через три года грянула революция.

Дворец был центром общественной жизни уезда. Роскошное убранство имения площадью 4 тыс. квадратных метров соответствовало вкусу хозяев. Здесь всегда было много гостей, проводились приемы, балы, семейные праздники. А летом 1877 года в Жиличах останавливался Наполеон Орда и запечатлел дворец на двух рисунках.

Жиличский дворец Булгаков на рисунках Наполеона Орды

Дворец Булгаков на рисунке Наполеона Орды

Парадокс Жиличского дворца в том, что за время его существования здесь в разное время находились различные учреждения, в том числе сельскохозяйственный техникум, последние учебные классы которого перенесли из дворца только в 2006 году. И именно благодаря этому – здание было всегда под присмотром – и сохранились многие элементы интерьера. Кстати, во флигелях до настоящего времени располагаются детская школа искусств и и библиотека.

Парадный подъезд дворца Булгаков в Жиличах

Изо всех построек дворца была утрачена только оранжерея (к 1939 году в ней не осталось ни одного целого стекла, а во время войны она была окончательна разобрана). Уже завершены работы по ее воссозданию (выглядит оранжерея так же, как и в XIX веке, но оснащена будет современным оборудованием), а специалисты столичного ботанического сада выращивают для нее экзотические растения, которые произрастали там в эпоху Булгаков.

Оранжерея дворца Булгаков в Жиличах в 1939 году

Восстановленная оранжерея дворца Булгаков

Реконструкция оранжереи дворца в Добосно продолжается

«Окна в XIX век»: расчищенные краски и уникальные фото

Значительная часть внутреннего убранства сохранилась достаточно хорошо, в том числе лепные потолки и рельефы в верхней части стен. Всё, что было невозможно достать руками и что не было уничтожено в результате перепланировок, потребовало «легкой» реставрации. Было снято до 8-10 слоев краски, под которыми обнаружили и оригинальные цвета росписей, и даже остатки позолоты. Кстати, почти в каждом зале есть своеобразные «окна в XIX век» – фрагменты декора с самыми первыми красками, по которым и восстанавливалась цветовая гамма стен и потолков.

Оригинальные фрагменты декора дворца Булгаков в Жиличах

Реставраторы сохранили оригинальные фрагменты красок в декоре дворца Булгаков

Так выглядела лепнина на потолках дворца в 19 веке

Интерьеры дворцовых покоев воссоздавали по фотографиям, коих сохранилось большое количество. Эта дворянская семья умудрилась родить себе личного фотографа: Ян Булгак был одним из первых профессиональных фотографов в наших землях и в 1905-1911 годах успел снять обстановку этого дома. Некоторые предметы, находящиеся в экспозиции, закупались у коллекционеров, многие, особенно предметы мебели и интерьера, реставраторы создавали по фотографиям. Это дало возможность показать обстановку, которая была во дворце при жизни дворянской семьи.

К сожалению, сложилось так, что прямых потомков Игнатия Булгака не осталось. Последним представителем этой ветви рода была Изабелла, дочь Эммануила Булгака, которая умерла в 17 лет, не успев выйти замуж.

Талантливый архитектор и амбициозный проект

Для строительства дома Булгаки пригласили 26-летнего талантливого архитектора, также нашего земляка Кароля Подчашинского, отец и дед которого были придворными архитекторами Радзивиллов. Кароль строит дом таким образом, что каждая комната абсолютно индивидуальна. Везде меняется декор паркета, декор стен и потолков. И даже высота потолка в разных залах отличается: от 4 до 8 метров.

На первом этаже были хозяйские спальни, детские и гостевые комнаты, кабинеты хозяина и хозяйки дома. Второй этаж предназначался только для развлечений. Бальный и банкетный залы, музыкальный салон, чайные и курительные комнаты… Почти сквозь все залы проходила галерея: мезонинный третий этаж, по которому передвигались музыканты и прислуга, чтобы не мешать гостям и не мозолить глаза хозяину дома. На этот этаж вели узкие винтовые лестницы, которые также хорошо сохранились.

Лепные потолки дворца Булгаков в Жиличах

Позолоченные лепные детали потолка дворца в Жиличах

Шпалеры для снег Жиличского дворца изготавливали по специальному заказу

Многие интерьеры дворца в Жиличах оформлены без пафоса

Комната с портретами хозяев дворца в Жиличах

Роскошные интерьеры и пышный декор

Чем дальше продвигаешься по залам, тем больше захватывает пышность оформления и декора.

Дубовая парадная лестница также оригинальная, сохранившаяся со времен Булгаков. В процессе реставрации с нее было снято множество слоев краски, которая сохранила для нас этот элемент убранства дворца.

Дубовая парадная лестница дворца Булгаков Добосно

Дворец построен в стиле классицизма. Это отражено как во внешнем облике (дворец напоминает греческий храм с колоннами и портиками), так и во внутреннем декоре с обилием лепнины на сюжеты древнегреческих мифов. Сегодня стены этих комнат украшают оригиналы полотен художников XIX века, которые музею выделил Национальный художественный музей.

Небольшие салоны, как правило, прилегали к бальному залу. Единственный сохранившийся кессонный потолок находится в так называемом «мужском» салоне (еще в двух залах потолки были воссозданы). Каждый элемент выполнялся из дерева, подгонялся и только потом крепился в ящики-кессоны, которые создавали объем. Аутентичный кессонный потолок сохранился только в одном из небольших салонов. В бальном и банкетном залах уникальные конструкции были разобраны в 1970-х годах.

Элементы сохранившегося кессонного потолка в одном из салонов  дворца Булгаков в Жиличах

Кессонные потолки - сложная конструкция с богатым декором (Жиличи)

Все детали кесссонного потолка были реставрированы (Дворец в Жиличах)

Каждый элемент изготовлен из дерева и покрыт сусальным золотом (Дворец Булгаков в Жиличах)

Люстры дворца Булгаков в Жиличах воссозданы по фотографиям

Интересной была система отопления. На втором этаже воссозданы белоснежные кафельные печи, которые в те времена топились на цокольном этаже, горячий воздух проходил по дымоходам. Время не пощадило печи и камины, которые в советское время были полностью демонтированы, но среди строительного мусора, сваленного в подвалы дворца, были найдены фрагменты оригинального кафеля и мрамора, по которым были восстановлены изразцы и декор. Безусловно, и здесь пригодились фотографии Яна Булгака. Рисунок обоев во многих комнатах также создан по фотографиям.

Камин в банкетном зале дворца Булгаков в Жиличах

Кафельная печь в имении Булгаков в Жиличах

Интерьер комнаты имения Булгаков (Жиличи)

Декоративный элемент печи-камина во дворце Булгаков (Жиличи)

Бальный зал во многом воссоздан по фото 1911 года, потому что в советское время здесь размещался актовый зал сельхозтехникума. Уникальный потолок был разобран, а пышный декор скрыт под многочисленными слоями краски. Особенностью устройства зала является «стереосистема XIX века» – музыкальные балконы, которые располагались под самым потолком: музыка лилась сразу с двух сторон, наполняя зал звуками вальсов и мазурок. В золотых картушах на балконах размещены гербы Булгаков и Слизней.

Бальный зал Дворца Булгаков в Жиличах

Герб Булгаков – латинская букава W с крестом – был дарован роду еще в конце XIV века. Родовое имение Слизней находилось во Мстиже под Минском. Изабелла из рода Слизней стала первой женой Игнатия-Казимира, а после ее смерти (умерла от тифа в возресте 24 лет) Булгак женился на ее родной сестре, впоследствии став владельцем всего состояния их отца Игнатия Слизня.

Родовой герб Слизней в бальном зале Дворца Булгаков в Жиличах

Родовой герб Булгаков в бальном зале Дворца Булгаков в Жиличах

Нам разрешили подняться на музыкальные балконы (посетителям сюда вход еще закрыт), откуда в деталях можно рассмотреть золоченые элементы потолка и оценить масштабность бального зала.

Кессонный потолок бального зала Дворца Булгаков в Жиличах

По дворцовой легенде Игнатий так тосковал по своей рано ушедшей супруге, что попросил скульптора на века запечатлеть Изабеллу во дворце. Так на потолке одного из салонов появились барельефы лица красивой девушки.

Лепной потолок салона с лицами Дворца Булгаков в Жиличах

Декор салона с лицами Дворца Булгаков в Жилича (вид с мезонинного этажа)х

Музыкальный балкон в "салоне с лицами" Дворца Булгаков

Особо стоит сказать про паркетные полы дворца, восстановленные также по фотографиям. В одном из салонов даже есть, как сегодня сказали бы, 3D рисунок.

3D-пол в одном из салонов Дворца Булгаков в Жиличах

Необычный 3D-рисунок паркета в одном из салонов Дворца Булгаков в Жиличах

Самый пышный декор – в самом большом по площади банкетном зале. Здесь находится самый богато декорированный кессонный потолок сводчатой конструкции с обилием сусального золота, в верхней точке достигающий 8 метров.

Банкетный зал Дворца Булгаков в Жиличах

Полуколонны банкетного зала Дворца Булгаков в Жиличах

Буфет в банкетном зале Дворца Булгаков в Жиличах

Кессонный потолок банкетного зала Дворца Булгаков в Жиличах

Позолоченный кессонный потолок банкетного зала Дворца Булгаков в Жиличах имеет высоту 8 метров

Элементы декора банкетного зала Дворца Булгаков в Жиличах воссозданы по фотографиям

Кессонный потолок банкетного зала Дворца Булгаков в Жиличах (вид с музыкального балкона)

Обилие золота на потолках дворца Булгаков ослепляет

Все элементы кессонных потолков дворца в Жиличах деревянные, покрытые сусальным золотом

Нам удалось попасть туда, где еще не ступала нога экскурсанта. По аутентичной крутой винтовой лестнице мы поднялись на верхние этажи дворца. В бельведере на четвертом этаже находилась бильярдная комната, где хозяин после бала проводил время с самыми стойкими гостями. На самом верху – на пятом этаже – располагалась смотровая площадка с огромными панорамными окнами, откуда открывался вид на великолепный парк.

Винтовая лестница ведет на крышу бельведера Дворца Булгаков в Жиличах

Haval Dargo на парковке возле дворца

Винтовая лестница ведет на смотровую площадку дворца Жиличах

Новые залы, оранжерея и парк

Как пояснили в администрации музея, первый этаж здания так и останется техническим, так как фотографий жилых комнат дворца не сохранилось. После завершения реставрационных работ на втором этаже для посещения будет открыто еще несколько комнат. Также планируется включение в экспозицию потайного третьего мезонинного этажа, где будет воссоздана атмосфера «музыкальных переходов» с манекенами музыкантов с инструментами и в одежде той эпохи, – таким образом будет показана жизнь дворца начала XIX века. Как отметили в музее, если позволят средства, будет воссоздана бильярдная комната на 4-м этаже под башней. В планах также воссоздание ландшафтного парка, которое начнется весной следующего года.

В ближайшее время в здании оранжереи будет открыто несколько гостиничных номеров для служебных целей. В планах – восстановление каретной, которая располагается рядом с дворцом. Будет воссоздан ее внешний вид, а внутри разместится небольшая гостиница для посетителей музейного комплекса.

К слову, официального открытия дворца Булгаков еще не было, потому что до этого времени комплекс реставрационных работ не завершен: идет реставрация каплицы, восстанавливается оранжерея.

Когда поехать и сколько стоит

Экскурсии по дворцу проходят каждые полчаса. При большой загруженности – каждые 15 минут. Для индивидуальных посетителей взрослый билет стоит 10 руб., для учащихся – 5 руб., дошкольники могут попасть в музей бесплатно. Для организованных групп более 15 человек цены будут меньше на 20%: 8 руб. для взрослого и 4 руб. для учащегося. В эту стоимость включен входной билет с возможностью фотографирования и экскурсионное обслуживание.

Экспозиция открыта со среды по воскресенье с 9:00 до 18:00. При планировании посещения дворца желательно предварительно согласовать ваш визит, так как реставрационные работы ведутся до сих пор, некоторые залы могут быть закрыты для посещения.

Дукорское имение оставляем на потом

Выезжая из Жиличей, поняли, что в Дукору, как планировали изначально, уже не успеваем. Поэтому «Дукорскi маёнтак» и перевернутый дом постараемся включить в один из следующих маршрутов наших путешествий.

Машина идет плавно, скорость в салоне не ощущается. Иногда возникало чувство, что вообще «идем пешком», хотелось «поддать газку», чтобы немного ускориться, но после взгляда на информацию, которая проецировалась на лобовое стекло, понимал, что и так уже едем с максимально разрешенной скоростью.

Только на обратном пути, когда уже возвращались в Минск, вспомнил про поясничный упор и про то, как коллега Андрей Ахрем отыскал управление этой опцией «в недрах медиасистемы». Пока тыкал пальцами в тачскрин, смог заодно и обогрев сидений включить, и вентиляцию… В итоге добрался и до необходимой регулировки поясничного упора. Функцию массажа (при длительном вождении очень полезная опция) тоже обнаружил, но решил не испытывать и оставить на другой раз (а вдруг!).

Выехав на «могилевку», включил спортрежим – машина стала более резвой. С турбированным двухлитровым мотором, выдающим 192 л.с. мощности и 320 Н*м крутящего момента, это неудивительно. 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия с двумя «мокрыми» сцеплениями работает абсолютно бесшумно. Кстати, в настройках предусмотрено 8 ездовых режимов: Эко, Стандарт, Спорт, Грязь, Снег, Песок, Трава/Гравий, Ухабы. Однако проверить их все не довелось: грязь и снег ждать еще долго, а особо разбитой дороги по пути не было.

Можно было бы включить и круиз-контроль, который, помимо поддержания постоянной скорости, в связке с функцией удержания в полосе и другими интеллектуальными помощниками позволил бы снять руки с руля, но просто решил не экспериментировать и рулить по привычке, получая удовольствие от комфортной езды по хорошей дороге. А наш оператор Сергей, устав от интенсивной работы в течение дня, заснул на огромном и комфортном заднем диване.

Приборная панель Haval Dargo

На въезде в Минск остановились, чтобы подвести итоги автопутешествия. Итак, время за рулем – 5 с половиной часов, пробег – почти 380 км, расход топлива – 9,1 л на 100 км. И конечно, масса впечатлений и отснятого материала. Что еще мы увидели и о чем не написали в статье, смотрите в видеоролике.

Надеемся, в один из выходных дней кто-то из читателей решится повторить наше путешествие в Жиличи, дополнив его другими локациями. Будем рады обратной связи. А мы пока планируем новое путешествие и благодарим «Автоцентр на МКАД» за предоставленный автомобиль.