Именно на послеобеденное время пятницы запланирована наша встреча с Дмитрием Дроботом, обычным инспектором ГАИ. Именно он на собственном примере должен показать нам, чем занята столичная Госавтоинспекция, когда не ловит водителей на скорость.

На форумах негодующие водители почему-то постоянно радуются, когда инспекторам приходится напрягаться: мол, наконец-то поработают, не все бездельничать. Людям со стороны оно же всегда виднее… А мы вот решили напроситься на дежурство, так сказать – увидеть с другой стороны Минск и работу гаишников.

- Дмитрий, я на Бельского, где встретимся?

- Я сейчас заберу пьяного – и к вам.

Дмитрий подъезжает оперативно. На заднем сиденье патрульной Astra – неопрятного вида человек в полусознательном состоянии.

- И что, он вел машину? – недоумеваю я, садясь спереди.

- Да нет, Боже упаси! Это Витя, он просто уснул в кафетерии на Глебки. Люди позвонили. Он «элтэпэшник». Сейчас быстренько закинем его в вытрезвитель и поедем дальше по делам.

- А что это ГАИ возится с алкоголиками?

- Мы же должны оказывать содействие...

Вытрезвитель находится на другом конце города, недалеко от станции метро «Парк Челюскинцев».

- Мне пло-о-хо, - Витя истошно выдыхает и принимает горизонтальное положение.

- Потерпи, Витя, скоро приедем уже, - отзывается Дмитрий.

- А если его сейчас "вывернет" в машине?

- Нет, таких не "выворачивает". Все будет нормально.

По дороге инспектор рассказывает о том, что происходило на смене до нашей встречи. Смена началась в 7 утра и закончится в 7 вечера. За первую половину Дмитрий успел оформить 2 ДТП, оштрафовать нескольких пешеходов и нескольких водителей за непропуск пешеходов.

- Ну и как живется с осознанием того, что вас все ненавидят?

- Почему ненавидят? Просто у каждого своя работа. У меня такая работа, у кого-то другая. Людей, которые это понимают, немало. Я не хочу сказать, что меня все ненавидят. Помните, где-то упразднили Госавтоинспекцию и начался такой вал аварий?..

- Потише! – отозвался на заднем сиденье Витя.

- Да, Витя, конечно! Извини.

Из бесплатного такси Витю под белы руки проводят в «опочивальню».

- Вы в машине посидите, хорошо? Там режимный объект, - извиняется Дмитрий за то, что не может показать мне жизнь вытрезвителя.

Пользуясь случаем, инспектирую патрульную машину. Для гаишника Astra – это «вышка», другие-то еще на "жигулях" ездят. Но машина в самой бюджетной комплектации, даже без кондиционера. Если учесть, сколько времени инспектор проводит в автомобиле, то завидовать не хочется.

А вот и самое грозное оружие гаишника.

- У вас хоть пистолет есть? – спрашиваю у вернувшегося Дмитрия.

- Да, а что?

- Так, ничего… А иконки откуда?

- Кто-то из наших принес.

Возвращаемся во Фрунзенский район.

- А вы имеете право штрафовать за пределами своего района?

- Конечно.

- Кстати, с тех пор как базовая выросла, люди стали меньше нарушать?

- Вы знаете, да. Стало заметно меньше лихачества, реже бросают машину где попало. Если раньше проще было заплатить штраф (да еще и не факт, что оштрафуют), то теперь он ощутимо ударит по карману. Сейчас люди стали думать перед тем, как что-то сделать.

И тут же на проспекте Пушкина мужчина спешит через дорогу вне перехода. 8 полос, плотный пятничный поток… Успел преодолеть половину пути.

- И куда вы идете? – сокрушается Дмитрий. – Тяжело до перехода дойти? Садитесь в машину.

Мужчине на вид лет 60, платить штраф он явно не намерен, поэтому говорит, что его дома ждет ребенок, ему срочно к нему нужно, ни документов, ни денег при себе нет. Но инспектор достает «Кулон» и начинает составлять протокол. Все крайне учтиво, хотя пешеход явно нервничает.

Как оказалось, этого мужчину Дмитрий уже штрафовал за то же нарушение в январе текущего года.

- Я как фамилию его услышал, так сразу вспомнил.

- Ничего себе. Это же сколько в Минске людей с фамилией Пармон! Как можно было запомнить?!

- Не знаю. Запомнилось.

Получив на руки квиток, пешеход удаляется. По лицу видно, что недоволен.

- В нашей работе нужно быть психологом, - резюмирует Дмитрий. – Люди разные, к каждому нужен свой подход: кому-то нужно пригрозить, кому-то достаточно посочувствовать и уверить в том, что в целом он хороший человек, просто немного ошибся, с кем не бывает. Но если применять методы не по назначению, можно добиться совершенно противоположного результата. Просто нужно знать, как к кому подойти в той или иной ситуации. Если бы я сейчас начал давить на этого мужчину, то получился бы конфликт.

- А часто на вас жалуются?

- Нет. Сейчас, когда видеорегистраторы в патрульные машины установили, вообще проблем нет. Часто даже до демонстрации записи не доходит. И права качать реже стали. Сядут в машину, видят регистратор, отворачиваются, стараются в угол прижаться.

- Бывает, что угрожают?

- Постоянно. Но до видеорегистраторов было чаще. В основном грозились сорвать с меня офицерские погоны: мол, мы еще на дороге встретимся, когда ты будешь никем. И это не только у меня – у всех.

- А какие водители самые проблемные?

- Мужчины в возрасте от 30 до 40 лет, считающие себя юридически подкованными и жаждущие избежать ответственности. Раньше как было модно? Я ничего не нарушал, а вы доказывайте мою вину. Сейчас все проще.

Только мы собрались отъезжать, как к патрульной машине подошел мужчина.

- Поставьте тут знак, чтобы не ездили! Смотрите, как разъездили!

Инспектор начинает объяснять обратившемуся, почему знак здесь не может быть установлен. Неудовлетворенный ответом, мужчина машет рукой: мол, все с вами, дармоедами, понятно.

А мы двигаемся дальше и наблюдаем за пятницей.

- Вот интересно, это только у меня такое ощущение, что после обеда в пятницу Минск сходит с ума?

- Нет, так оно и есть. Начинается это уже в часа три после полудня. Каждый хочет сорваться пораньше, чтобы не попасть в пробку, и эти же люди ее и образуют. Все проблемы от спешки. Понятно, что поток, но если бы люди так не спешили, было бы гораздо проще и свободнее.

Минск млеет от весенней жары. Даже чувствуется, как плавится асфальт. Внимание растягивается, и кажется, что маячащий впереди багажник другого автомобиля так и нарывается. Зимой, когда условия жестче, ездить все-таки проще, бодрее, что ли. Летом все иначе - запросто можно «затупить» на ровном месте...

Получаем сообщение о ДТП на МКАД, недалеко от съезда на Масюковщину. Повреждено 4 автомобиля. Пробка начинается уже с Притыцкого.

Пробираемся по обочине. На кольцевой вместо трех полос уже четыре, местами даже пять.

- На МКАД в таких случаях всегда лучше держаться правее, - делится наблюдениями Дмитрий. – Обычно столкновения происходят во 2-м и 3-м рядах, в крайнем правом ряду – намного реже.

К месту ДТП мы приехали первыми. Потом подтянулся еще один наряд, за ним «скорая». Откуда она взялась и, главное, как пробиралась в пробке, я не заметила. Об этой аварии мы подробно писали в прошлую пятницу. И тут снова инспекторам пришлось проявить себя как психологам.

Парень, по чьей вине авария произошла, казалось, был очень искренним, когда рассказывал, что его "подрезали". Но у инспекторов опыта в таких делах много, они начинают постепенно и терпеливо раскручивать клубок, хотя все знали с самого начала. Опрос других участников, беседа с каждым по отдельности – и все становится на свои места.

На МКАД мы провели в общей сложности часа два, притом что приехал еще один инспектор и ДТП оформляли вдвоем.

- Обычно на оформление самых простейших ДТП уходит примерно час. Это если все очевидно. Если же это авария, например, на перекрестке и каждый утверждает, что ехал на зеленый, то это минимум 2 часа.

- Вы нормально себя чувствуете?

- Да, а что?

- Ну что-то я себя как-то не так... Измотало как-то...

- Это кольцевая. Она действительно изматывает. Дорога повышенной опасности, нужно постоянно за всем следить. Плюс еще солнце жарит. К тому же нужно все делать быстро, чтобы убрать машины. Одно дело ехать по ней и другое – разбирать там ДТП. Это хорошо еще, что обошлось без пострадавших, а то было бы вдвойне тяжелее. После кольцевой всегда ощущается усталость.

А Минск продолжает накаляться. В том числе и страстями. «Да ты где, урод, «права» взял?» - слышу в открытом окне. На заезде на Притыцкого с МКАД один водитель то ли «догнал» другого, то ли просто повздорили.

- Слышали? – обращает внимание Дмитрий. – У людей очень много нервов. И вроде все понимают, что бывают случайности, что все мы совершаем ошибки, но эмоции через край постоянно.

Буквально через несколько минут не выдерживает водитель грузовика, поворачивающий налево на Одоевского, когда справа на перекресток выезжают две легковушки. Снова мат-перемат. Снова эмоции. Дмитрий останавливается на перекрестке, включает проблесковые маячки и жестом показывает выехавшим на перекресток, что они могут закончить маневр.

- На самом деле все просто, - спокойно подытоживает инспектор. – Люди сами создают себе проблемы. Подожди ты, пропусти, уступи. Нет! И вот так все упрутся рогами. Принципиальные. А ведь чем сильнее спешишь, тем (по закону подлости) медленнее получается. В этом основная проблема пятницы.

Расстались мы с Дмитрием в седьмом часу вечера. Еще час я добиралась с Бельского до Лошицы, думая о следующей пятнице: как бы это соскочить с работы пораньше, чтобы не попасть в пробку.

Елена ШЕМЕТ
Фото автора
ABW.BY