- Как вы решили заняться таким необычным для Беларуси бизнесом?

- Подобные вещи я не раз видел и в Европе, и в СНГ. Задумался: а почему бы не попробовать сделать что-нибудь похожее у нас? Посчитал, что эта услуга будет пользоваться спросом, и не прогадал.

- Насколько легко было претворить идею в реальность?

- Так как этот вид деятельности новый в Беларуси, нам пришлось получать разрешение в Мингорисполкоме. Там дали на эксперимент три месяца, чтобы мы могли посмотреть, пойдет дело или не пойдет. Перед этим написали небольшой бизнес-план, чтобы в Мингорисполкоме смогли оценить все преимущества такой услуги. Испытательный срок уже истек, мы пока работаем. Идея автокофеен особенно интересна теперь из-за чемпионата. Мы уже участвовали в различных мероприятиях. Администрация города приглашала нас, когда в Минск привозили "Дары волхвов". Было очень холодно, и наши напитки помогали людям согреться. Многих угощали бесплатно.

- Сколько времени у вас ушло на согласование проекта с властями?

- Получается, что в начале лета мы заявили о своей идее, а уже через месяц там все одобрили. Запускались долго, потому что в Прибалтике искали машину, которая бы нам максимально подходила. Потом в автомобиле все переоборудовали, покупали кофейный аппарат.

- Почему ваш выбор пал именно на Smart Fortwo?

- Самое главное преимущество этого автомобиля - компактность. Он может располагаться как снаружи, так и внутри здания, отвечая при этом всем санитарным и пожарным требованиям. Немаловажную роль сыграла и приемлемая цена. Изначально выбор стоял между MINI Cooper и компактной моделью Volkswagen, но Smart оказался более бюджетным вариантом. Сейчас у нас две машины. Вторая - Opel Combo. Там места больше, можно поставить гриль и кофемолку.

- Что пришлось поменять в автомобиле?

- Переоборудование делали за границей, так как там есть ребята, которые профессионально занимаются этим уже лет десять. Автомобиль покрывали специальной желтой пленкой для привлечения внимания. Поставили ящик, инженер-электрик провел проводку для кофе-машины, сливок, бака с водой. Наклейки делали в Беларуси, потому что все нужно было согласовывать с ГАИ, управлением торговли и услуг.

- С какими трудностями столкнулись?

- Казалось бы, ничего трудного: купил машину, переоборудовал - и зарабатывай. Но возникает столько нюансов, что иногда задумываешься, насколько это вообще целесообразно. Вопросов много: начиная от какой кофе выбрать и заканчивая тем, что люди не всегда верят, что на улице тоже можно продавать вкусный, качественный продукт. Так как на улице ветер, холод, снег, выдерживать уровень кофеен трудно, но возможно. Мы специально проходили курсы бариста в Минске, получали сертификаты. Но самая главная сложность - нехватка постоянного места. С декабря мы запустили проект, но даже для одной машины нет стационарного места. Это либо выставки, либо какие-то выездные мероприятия. Точку довольно тяжело получить. Земля принадлежит городу, и мы решаем этот вопрос с Мингорисполкомом. Сейчас в основном выезжаем по частным территориям. Зимой были в "Солнечной долине" в Курасовщине.

- Как у вас появился второй автомобиль?

- С ним была интересная история. На одном из совещаний в Мингорисполкоме я познакомился с конкурентом. Мы параллельно собирались открывать автокофейни. Я запустился, а мой бывший конкурент, ныне уже коллега, никак не мог начать дело и обращался ко мне за консультациями. Немного поразмыслив, я ему предложил работать вместе. Вдвоем легче - меньше вопросов. Он ездит на Opel Combo, я - на Smart. Готовим третий автомобиль, потому что наша услуга пользуется спросом.

- А что вы будете делать летом, когда горячий кофе потеряет свою актуальность?

- Станем продавать прохладительные безалкогольные напитки. Многие нас звали на Минское море, значит, там и кофе готовы покупать. В планах продажа маффинов и других сладостей, которые хорошо пойдут с чаем и кофе.

- Как вам кажется, в Беларуси легко начать бизнес?

- В любом деле главное - желание. Когда оно есть, все дороги открыты. Если у человека имеется хорошая, толковая идея, ее воспримут адекватно. У нас рынок пустой, есть ниши, которые никем пока не заняты. И именно молодежь должна прокладывать новые дороги.

Анастасия БАРЩЕВСКАЯ
Фото Ольги КАНАШИЦ
ABW.BY