В редакцию abw.by позвонил руководитель одной из компаний Андрей и рассказал, как необоснованно, на его взгляд, он был зачислен оператором системы в нарушители и как за период, пока шли разбирательства, плата в увеличенном размере выросла в несколько раз.

Пока ждал ответ, пришло еще пять актов

- Начну по порядку. 22 июля 2013 года между моей фирмой и РУП "Белавтострада" в отношении автомобиля Volkswagen L80 был заключен договор пользования платной дорогой. Отмечу, что с момента работы новой системы сбора платы за проезд данное транспортное средство постоянно эксплуатировалось и передвигалось по платным дорогам. И весь год, с момента заключения договора и до 07.07.2014, предоставленное бортовое устройство исправно работало, пополнение и списание денежных средств происходили систематически, без нарушений.

Ни с того ни с сего 22 июля 2014 года я получаю Акт нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, в котором говорится, что 7 июля со стороны нашей организации было совершено нарушение - неполная оплата. Что за неполная оплата? Я позвонил на инфолинию, посетил пункт обслуживания клиентов. Ни в первом, ни во втором случаях мне никто ничего объяснить не смог. Посоветовали только написать претензию.

4 августа претензия с просьбой разъяснить, в чем именно выразилось нарушение, о котором идет речь в акте, и что его повлекло, была направлена в адрес РУП "Белавтострада".

- Пока я ждал рассмотрения претензии, на мой адрес пришло еще 5 актов с аналогичными правонарушениями за 4, 6 и 7 августа!

Я экстренно снова поехал в сервисную службу и пункт обслуживания РУП "Белавтострада". Снова в пункте обслуживания клиентов, как и в прошлый раз, предлагали писать претензии и ждать ответ. Наконец, я категорично сказал, что не уйду, не выяснив, в чем суть нарушений, в которых меня обвиняют.
Когда моя проблема была изучена более внимательно, выяснилось, что мое транспортное средство с регистрационным знаком АЕ****-4 было неверно зарегистрировано в системе электронного сбора платы: в приложении к договору от 22.07.2013 были указаны только цифры - ****4! Получается, целый год автомобиль ездил, все было нормально, а в какой-то момент это стало правонарушением?!

Дополнительные аргументы

В своей претензии автомобилист привел еще несколько аргументов в свою защиту.

- Суть обвинений в мою сторону - это то, что представитель моей организации не проверил правильность внесенной информации при заключении договора. Однако нас обвинять не в чем, - уверен Андрей. - В Приложении №1 к договору в сведениях указан НОМЕРНОЙ знак. В свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства указан именно РЕГИСТРАЦИОННЫЙ знак. Регистрационный знак Республики Беларусь содержит две буквы серии, пробел, четыре цифры, дефис и код региона. В Приложении №1 к договору нигде не уточнено, каков правильный порядок внесения данных, и это ввело моего сотрудника в заблуждение. Он добросовестно проверил правильность внесенных цифр номера, не посчитав необходимым уточнить информацию о серии, пробеле и дефисе. Представитель РУП "Белавтострада" внимание на то, что именно должно быть указано в этих сведениях, не акцентировал.

Второй момент: в соответствии с главой 4 Приложения №2 к договору "Белавтострада" ОБЯЗАНА предоставить собственнику технически исправное устройство электронной оплаты для каждого транспортного средства собственника, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО в системе электронного сбора платы. Как в таком случае наше ТС было зарегистрировано в системе с несуществующим номером? Как такой номер мог быть внесен в систему электронного сбора платы? Почему ненадлежащее исполнение обязанностей сотрудниками РУП "Белавтострада" должно негативным образом сказаться на собственнике транспортного средства?

"Пользователь проверяет полноту и достоверность информации"

В ответ на поданную претензию в ИООО "Капш Телематик Сервисиз" сообщили, что согласно Положению "О порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь" пользователь платной дороги обязан до начала пользования платной дорогой удостовериться в ПОЛНОТЕ и соответствии действительности зарегистрированных сведений, внесенных при регистрации транспортного средства, в системе электронного сбора платы.

"Оператором системы BelToll была проведена детальная проверка вышеуказанного нарушения, в ходе которой установлено, что транспортное средство с регистрационным знаком АЕ****-4 было неверно зарегистрировано в системе электронного сбора платы, - говорилось в ответе. - При выдаче устройства электронной оплаты вам предоставляется Приложение №1 к договору, в котором указан номерной знак зарегистрированного транспортного средства. Перед подписанием договора не была проверена правильность внесенной информации, в результате вместо регистрационного знака АЕ9**** в систему электронного сбора платы был внесен регистрационный знак ****4.

При движении вашего транспортного средства (АЕ****-4) по платной дороге в период с 07.07.2013 на ветровом стекле автомобиля было установлено устройство электронной оплаты, персонализированное под транспортное средство с другим регистрационным знаком (****4). Таким образом, фиксация оплаты проезда транспортного средства с регистрационным знаком АЕ****-4 по платной дороге не была осуществлена, что и повлекло за собой формирование нарушения №450943 (тип "неполная оплата"). Согласно абзацу 11 п.2 Положения использование устройства электронной оплаты, не персонализированного для данного транспортного средства, относится к понятию "неполная оплата". В соответствии с п.57 Положения в случае выявления факта неполной оплаты за проезд по платной дороге вносится плата в увеличенном размере.

Напоминаем, что, подписав договор пользования платной дорогой, вы подтвердили, что вся информация, предоставленная в договоре, является правильной, верной и не вводящей в заблуждение.

Таким образом, нарушение было зафиксировано корректно".

Проезд по "двойным" тарифам?

На тему того, насколько грамотно составлено Приложение к договору, почему в нем требования заявлены нечетко и кто ответственен за внесение данных, можно рассуждать долго. И все равно каждая из сторон останется при своем мнении.

- Кроме всего прочего, есть два момента, на которые я не получил ответ и которые возмущают меня крайне, - говорит автовладелец. - Разве можно считать систему корректно работающей, если целый год мой автомобиль ездил без проблем, а потом вдруг стал нарушителем? Второе - это ситуация, в которой при молчаливом участии сотрудников компании-оператора я стал виновным еще в пяти правонарушениях. Ведь когда система BelToll обнаружила первое нарушение, ни одним из способов (посредством электронной почты или телефона) мне не сообщили, как следует поступать, чтобы в дальнейшем не усугублять свое положение. "Пишите претензию", - было единственной рекомендацией, полученной 4 августа. Не имея никакой информации, моя организация продолжала работу в прежнем режиме, машина передвигалась по дорогам. Бортовое устройство, установленное на ней, работало исправно, деньги списывались со счета в стандартном режиме. А в итоге мне кроме "первых" 130 евро теперь надо заплатить еще 650, притом что за проезд уже уплачено?! Получается, что заинтересованных своевременно исправить эту ошибку нет, есть только заинтересованные составить еще пять актов нарушения?

О том, почему год данный автомобиль ездил без проблем, почему автовладелец после первого обращения в пункт обслуживания клиентов не был предупрежден о возможных последствиях дальнейшей эксплуатации автомобиля, мы спросили в ИООО "Капш Телематик Сервисиз". На данный момент ответа нет. Мы опубликуем точку зрения оператора BelToll на произошедшее, как только она будет представлена.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY