Вопросом "вредности" "лежачих полицейских" задалась газета "Вечерний Гродно" после того, как город охватила волна установки "лежекопов". Они обратились к столичным специалистам за разъяснениями. По их расчетам, «спящий полицейский» снижает аварийность только на 50 процентов, тогда как светофор — на 90.

Перед тем как проехать «спящий полицейский» водитель притормаживает, но двигатель работает. Затем он набирает скорость и увеличивает нагрузку двигателя. Этот процесс приводит к выбросу вредных веществ в атмосферу в 3–5 раз больше, чем на обычных улицах. Средняя скорость проезда искусственной неровности на участке 150 метров составляет 20–25 км/ч. В сравнении с городской скоростью (60 км/ч) суммарное количество вредных выбросов при медленном движении увеличивается в 12 раз.

Просчитано, что нагрузка на подвеску во время преодоления одного «спящего полицейского» равна проезду 60 километров по ровной дороге.

— Пешеходы перестали заботиться о собственной безопасности, — утверждает кандидат технических наук, доцент автотракторного факультета БНТУ Юрий Врубель. — Видя, что на мостовой есть неровность, они не смотрят по сторонам и переходят дорогу, будучи уверенными в том, что автомобиль все равно затормозит. Самое страшное происходит возле школ: чтобы приучать детей к порядку, там ставят «спящие полицейские».

Люди привыкают к пешеходному переходу с искусственными неровностями, а когда идут по обычной "зебре", у них срабатывает шаблон и они не смотрят по сторонам, считают эксперты.

Альтернативой "спящим полицейским" специалисты видят установку на городских улицах светофорных объектов. При грамотной координации их работы можно делать так, чтобы транспорт ехал практически без остановок. Это уменьшит вредные выбросы, износ машины и время в пути, ради которого люди используют автомобили. К тому же, по статистике, 10 процентов водителей не притормаживают и проезжают неровность на скорости. Красный свет исключит такую возможность.

— Есть только одна проблема — все упирается в финансирование, ведь стоимость одного светофора составляет 16 тысяч долларов. Он снижает аварийность, но требует затрат, — говорит ученый.

«Спящих полицейских» нужно использовать лишь в крайних случаях и устанавливать их на крутых спусках возле школ, а также во дворах, где потеря скорости, вредные выбросы и экономический урон будут незначительными.

Каков экологический ущерб от установки в Гродно искусственных неровностей, пока неизвестно. Ученые подсчитали, что в Минске эта сумма составляет 600 тысяч долларов в год.

ABW.BY