Официально Госпогранкомитет охарактеризовал данное решение как временную меру, вызванную отсутствием в белорусских пунктах пропуска необходимой инфраструктуры для пешеходного движения: отдельных пешеходных коридоров, отдельных терминалов таможенного и пограничного оформления и т.д. Пешеходы идут одним потоком с автолюбителями, что, во-первых, небезопасно, во-вторых, продлевает время прохождения границы для тех, кто пересекает ее на автомобиле. По версии ГПК, это не раз вызывало жалобы и становилось поводом для критики в СМИ. И вместо того чтобы искать решение, которое удовлетворило бы всех, власти решили просто «прикрыть лавочку».

На прошлой неделе мы поинтересовались мнением читателей насчет эффекта от временной приостановки пешеходного движения через границу, а также отношением к нововведению. Больше половины принявших участие в опросе считают, что дело отнюдь не в пешеходах, снующих через границу, а в работе таможенников.

Еще 23% читателей abw.by отметили, что никогда не замечали, чтобы пешеходы мешали другим пересекающим границу. На самом деле это зависит от пункта пропуска и, как ни странно, наличия на его территории магазинов беспошлинной торговли. Поэтому в некоторых ПП движение пешеходов минимально и проблемы вроде как нет, в других – наоборот. К слову, в первые же выходные после появления в СМИ информации о закрытии границы для пешеходов в пунктах пропуска на Гродненщине заметно прибавилось «ходоков», что сказалось на пропускной способности автомобильного потока. Поскольку отдельной «линии» и специально выделенных сотрудников для пеших нет, в те дни «конным» пришлось стоять в очередях на несколько часов дольше обычного.

Но вернемся к результатам опроса. 18% проголосовавших предполагают, что побочным эффектом введенного запрета может стать новый вид бизнеса – провоз через границу.

Что любопытно, всего 3% опрошенных считают меру эффективной и верят, что с закрытием пешеходного движения проходить таможню станет быстрее.

Неофициальной целью этого решения называют сокращение "серого" "пешеходного" импорта потребительских товаров и продовольствия. Данный запрет не касается пунктов пропуска, например, с Украиной, хотя там также нет соответствующей инфраструктуры. Или взять хотя бы пункт пропуска «Песчатка», открытый недавно после длительной и масштабной реконструкции и увеличивший пропускную способность в несколько раз. Трудно поверить, что в него было вложено столько денег, а зона для пешеходов почему-то не предусмотрена проектом.

Зато, как стало известно abw.by, для пешеходов и велосипедистов, желающих попасть в ЕС, оставили небольшую лазейку в так называемых местных пунктах пропуска, где движение автомобильного транспорта не предусмотрено. К примеру, через пункт пропуска «Переров - Беловежа», который находится на территории Беловежской пущи, пешеходов и велосипедистов будут пропускать по-прежнему без проблем, уверили нас в ГПК.

Вскоре после вестей о том, что Беларусь закрывает пешеходное движение в международных пунктах пропуска, аналогичную меру ввела и Польша. Таким образом, пешеходное движение будет временно закрыто на пограничных переходах "Кузница - Брузги", "Бобровники - Берестовица", "Половце - Песчатка". А меж тем из средств на реконструкцию пункта пропуска "Брузги - Кузница", который заработал в начале года, поляки потратили почти 300 тысяч долларов только на создание условий для пешего движения и организацию мониторинга. В марте 2014 года заместитель начальника таможенного поста "Брузги" отмечал, что через пункт пропуска за 12 часов проходит пешком почти тысяча человек. 

Пока говорится о том, что данная мера временная, что запрет продлится до тех пор, пока не будут созданы необходимые условия для обеспечения безопасности пешеходов. Хотя что-то подсказывает, что дело совсем не в безопасности…

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY