Интенсивное «движение» на шиномонтажах началось в прошедшие выходные, но основной наплыв клиентов традиционно ожидается с первым снегом. Пока все работают в штатном режиме, очереди если есть, то сравнительно небольшие. Корреспондент abw.by посетила несколько станций, чтобы узнать о «модных» тенденциях этой осени: что выбирают белорусы, как ездят, сколько стоит услуга по замене колес?

При всем богатстве выбора…

Как и в предыдущие годы, население страны не стало ощутимо богаче, если не сказать наоборот. Однако ездить хотят все. Поэтому, как и прежде, резину автовладельцы выбирают исходя из собственных финансовых возможностей.

- В этом году в тренде «Белшина», - рассказывает Сергей Евсеев, мастер шиномонтажа «Р22», что в г. Минске. – На автомобили стоимостью до семи тысяч долларов ставят преимущественно ее. Рядом с нашей мастерской находится шинный магазин, мы видим, что покупают люди, потому что это они потом несут к нам. Скажу честно: возвратов по причине плохого качества почти нет. Раньше основной проблемой «белки» была ее «кривость» – бывало, что резина вообще не балансировалась, были проблемы с геометрией. Нужно отдать должное отечественному производителю - последнее время качество заметно выросло. К тому же модельный ряд дополнился новыми типоразмерами, что, безусловно, радует покупателей, появились интересные рисунки протектора под Michelin. Ну и это всего 500 тысяч за колесо и возможность без труда найти идентичную пару, если одно из колес пришло в негодность. Если раньше люди искали «бэушку» или покупали шины китайского производства, то сейчас проще и лучше купить новую «Белшину», что автовладельцы и делают. Расстроены только обладатели дисков от R17 и выше - в Бобруйске такие шины еще пока не производят.

Сергей признался, что в нынешнем году сохраняется тенденция к экономии среди владельцев автомобилей подороже, - за год они не стали богаче и по-прежнему в большинстве своем предпочитают ездить «на чем бог послал». Хотя бывают и ситуации, достойные удивления, когда, например, приезжает человек на машине за тысячу долларов и привозит колеса, которые стоят почти столько же. От таких часто можно слышать, что автомобиль интенсивно эксплуатируется, колеса нужны для работы, а не чтобы переждать зиму.

Тот факт, что люди стали предпочитать новую бюджетную резину «бэушке», подтверждает и Виктор Пиликевич, владелец шиномонтажной мастерской, расположенной в Узде (Минская обл.).

- Я бы сказал, что в силу соотношения цена - качество сейчас самая популярная продукция - белорусского и российских производителей. И белорусы, и россияне подтянули качество, улучшили свойства шин, расширили модельный ряд. Делать выводы о «ходимости» этих шин пока рано, так как они только недавно появились в продаже, но в целом положительные тенденции радуют. Те же Cordiant, Amtel начали делать шины, более подходящие для наших условий. Да, они чуть хуже по комфорту, более шумные, но с учетом того, что значительную часть зимы нам приходится ездить по снегу и соляной каше, их «грубоватость» больше плюс, чем минус. В любом случае для наших широт это предпочтительнее, чем какая-нибудь «еврозима». Кто побогаче, может себе позволить финские бренды, но таких единицы. В основном люди берут то, что не бьет по карману, а новое есть новое.

Не гоняйтесь за дешевизной

Услуги шиномонтажей из года в год по понятным причинам только дорожают. К примеру, в Минске средняя стоимость «переобувки» одного колеса - 100 тысяч рублей. Есть хитрые мастерские, завлекающие клиентов более низкими ценами, но при этом, как выясняется, в убыток себе никто не работает.

- Каждый строит бизнес по-своему, - рассказывает Александр, владелец сети шиномонтажных мастерских «Мега-альянс». – Каждая мастерская имеет свой уровень и свою цену. Кто-то оказывает весь спектр услуг, платит налоги, нанимает работников официально, покупает хорошее оборудование и материалы – отсюда и стоимость. А некоторые работают по принципу «снял  - поставил»: покупают китайский станок, возможно, даже «бэушный», который не проходил поверку уже года три, имеет относительную точность. У нас на районе к сезону открылись два новых шиномонтажа. Таких станков, на которых они работают, я не видел никогда. А ведь половина клиентов даже не заходит внутрь мастерской, а если и заходит, то ничего не понимает в оборудовании...

Получается, что пока одни работают на собственную репутацию, другим просто важно «хапнуть» денег. С этой целью набирают людей «с улицы», чтобы увеличить поток. Хороший шиномонтажник, которому можно без страха доверить дело, воспитывается два года, а не так, что в прошлом году он две недели где-то подрабатывал во время ажиотажа и теперь снова просится на сезонную работу. Мне, например, такие работники не нужны, потому что у меня около 70 процентов постоянных клиентов. А другие не задумываются, главное – деньги здесь и сейчас. Приедет человек с претензией – так это у вас диски кривые, что вы хотите?

Клиенты же часто ошибочно думают, что процедура перебортировки колес проста и что у всех все одинаково, поэтому стараются найти где подешевле.

Еще один маркетинговый ход для привлечения клиентов – акционные скидки. Иногда некоторые мастерские заявляют о готовности уступить до половины стоимости услуги. Александр считает, что все это лишь уловка, в основе которой может быть самый банальный обман потребителя.

- Я сам некоторое время не понимал, как такое возможно?! Как люди не разоряются с такими ценами?! А потом от клиентов слышал, что стоимость по итогу выходит та же.

Обычно как происходит? Человек приезжает, спрашивает: сколько стоит «переобуть» машину? Ему говорят: 50 тысяч колесо. Круто, особенно, когда у всех по 100. Автомобиль «переобувают», но по итогу выставляют те же 400 тысяч. Клиент спрашивает: как так?! Объясняют: за «переобувку» 200 тысяч плюс 100 за грузы, 10 тысяч колпачки и по 20 золотники, мы вам все поменяли. Человек недоумевает: что это за грузы по цене 100 тысяч, позолоченные, что ли?! Его подводят к прейскуранту, в который он, естественно, до этого не заглядывал, а там все написано. И вроде формально все правильно и честно.

- Сколько же на самом деле стоят грузы?

- Во-первых, они бывают разные. Набивные мы, например, вообще не считаем, самые дорогие – на клеящейся ленте. Они бывают дорогие (свинцовые) и дешевые (например, стальные). Дешевые облезают и подвергаются коррозии, могут даже испортить диск. Поэтому нормальные мастерские, которые дорожат своими клиентами, используют хорошие материалы. Средняя стоимость одной ленты клеящихся грузов (60 г) – 10 тысяч рублей. На легковой автомобиль нужно в среднем 4 ленты, на внедорожник – до 6, вот и считайте.

Обычно нормальные мастерские не вдаются в подсчет мелочей и выставляют стоимость за услугу от начала до конца, в расчет которой включено все-все-все. Но некоторые для привлечения клиентов кое-что не учитывают, чтобы стоимость была привлекательнее. По итогу получается, что то на то и выходит, но об этом клиент, как правило, узнает постфактум. Я считаю, что это нечестно.

На периферии цены на шиномонтажах ниже, чем в столице и областных центрах. В той же Узде «переобувка» автомобиля обойдется около 250-270 тысяч рублей в зависимости от радиуса колесного диска, его состояния, дополнительных работ.

- Раньше люди старались на всем сэкономить. Сделать это можно было, например, сняв колеса самостоятельно, - рассказывает Виктор. - Сейчас уже почти никто этим не занимается, так как экономия на копейках. Клиент хочет загнать машину и забрать ее уже готовой. Иногда, правда, если людей много, мы сами просим владельцев снять колеса, чтобы ускорить процесс.

По словам Виктора, зато в последние годы становится больше тех, кто предпочитает иметь комплект сезонной резины на дисках.

- Если люди покупают автомобиль на 2-3 года, то часто берут и дополнительные диски. В любом случае, если машину придется продавать, минимум 80 процентов стоимости дисков всегда можно вернуть, продав их отдельно. К тому же два раза в год экономишь на перебортировке, но не нужно забывать, что перед каждым сезоном колеса нужно балансировать, подкачивать и делать это раз в 20 тысяч километров.

К тому же для многих определяющим фактором является разрушение литых дисков вследствие воздействия на них соли и дорожных реагентов. Поэтому на зиму рациональные автовладельцы стараются ставить недорогие железные диски, для которых и деформация не так критична, как для литья, и ремонт сравнительно недорог. Ну и не нужно каждый год «рвать» резину. Шина, конечно, рассчитана на перебортировку, но она подвергается растяжению, что рано или поздно сказывается. Даже у меня, несмотря на наличие своей мастерской, для всех трех машин, включая служебные, имеется резина на дисках.

Закон – пока слабая мотивация

Среди «переобувающихся» в эти дни испугавшихся указа президента немного. Однако прошедшая в СМИ информация работает.

- Народ в курсе, обсуждает это дело, - говорит Виктор. - Когда люди приезжают поменять резину только на ведущей оси, мы разъясняем, что это будет считаться нарушением. Другое дело, что не у всех хватает денег поменять все колеса разом, некоторые меняют пару в одном месяце, вторую - в другом. Но в последние годы автолюбители становятся более ответственными. Как правило, того, кого уже поездил хотя бы сезон на зимней резине, не нужно уговаривать. Чаще «балуется» молодежь, которая купила машину за 500-800 долларов.

По новым требованиям есть вопросы. Зимней будет считаться вся резина с маркировкой M+S, а это не только "зима", но и так называемая "всесезонка". Есть оговорка про остаток протектора в 4 мм, но кто и где будет его мерить, будут ли это делать вообще?! И еще один момент – это шипованная резина. С ней не пускают на многие станции техосмотра. В последний раз мне так и не смогли внятно объяснить почему. ПДД не запрещают использование шипованной резины, но чтобы пройти техосмотр, нужно либо «переобуваться», либо проходить ТО раньше, а то и вовсе ездить без него, пока не потеплеет. Бред!

Мотивирующим фактором для установки нормальной резины в нормальном состоянии должно стать то, что изменившееся законодательство с радостью возьмут на вооружение страховые компании.

- Я сам не раз был свидетелем историй, когда страховая отказывала в выплате по причине несоответствия резины, - рассказывает Александр. - Ведь ее задача - уменьшить выплаты, а тут такое веское обоснование. Грех не воспользоваться! Поэтому, я думаю, этой зимой остаток протектора будут мерить с особой тщательностью.

Вместо заключения

И все-таки в этом году перевоспитать всех, кто так или иначе увиливал от замены резины, не получится. Реальные основания для наказания таковых появятся только в январе, а к этому времени половина зимы уже будет за плечами. Тем не менее движение организовано в правильном направлении – во всяком случае в ноябре прошлого года, обсуждая вопрос законодательного обоснования смены шин, в этом мнении сошлось большинство наших читателей.

Кстати, на этой неделе мы проводим опрос на тему замены резины. Если вам есть что сказать, оставьте свой голос.

Елена ШЕМЕТ

Фото автора
ABW.BY