Интенсивное «движение» на шиномонтажах началось в прошедшие выходные, но основной наплыв клиентов традиционно ожидается с первым снегом. Пока все работают в штатном режиме, очереди если есть, то сравнительно небольшие. Корреспондент abw.by посетила несколько станций, чтобы узнать о «модных» тенденциях этой осени: что выбирают белорусы, как ездят, сколько стоит услуга по замене колес?

При всем богатстве выбора…

Как и в предыдущие годы, население страны не стало ощутимо богаче, если не сказать наоборот. Однако ездить хотят все. Поэтому, как и прежде, резину автовладельцы выбирают исходя из собственных финансовых возможностей.

- В этом году в тренде «Белшина», - рассказывает Сергей Евсеев, мастер шиномонтажа «Р22», что в г. Минске. – На автомобили стоимостью до семи тысяч долларов ставят преимущественно ее. Рядом с нашей мастерской находится шинный магазин, мы видим, что покупают люди, потому что это они потом несут к нам. Скажу честно: возвратов по причине плохого качества почти нет. Раньше основной проблемой «белки» была ее «кривость» – бывало, что резина вообще не балансировалась, были проблемы с геометрией. Нужно отдать должное отечественному производителю - последнее время качество заметно выросло. К тому же модельный ряд дополнился новыми типоразмерами, что, безусловно, радует покупателей, появились интересные рисунки протектора под Michelin. Ну и это всего 500 тысяч за колесо и возможность без труда найти идентичную пару, если одно из колес пришло в негодность. Если раньше люди искали «бэушку» или покупали шины китайского производства, то сейчас проще и лучше купить новую «Белшину», что автовладельцы и делают. Расстроены только обладатели дисков от R17 и выше - в Бобруйске такие шины еще пока не производят.

Сергей признался, что в нынешнем году сохраняется тенденция к экономии среди владельцев автомобилей подороже, - за год они не стали богаче и по-прежнему в большинстве своем предпочитают ездить «на чем бог послал». Хотя бывают и ситуации, достойные удивления, когда, например, приезжает человек на машине за тысячу долларов и привозит колеса, которые стоят почти столько же. От таких часто можно слышать, что автомобиль интенсивно эксплуатируется, колеса нужны для работы, а не чтобы переждать зиму.

Тот факт, что люди стали предпочитать новую бюджетную резину «бэушке», подтверждает и Виктор Пиликевич, владелец шиномонтажной мастерской, расположенной в Узде (Минская обл.).

- Я бы сказал, что в силу соотношения цена - качество сейчас самая популярная продукция - белорусского и российских производителей. И белорусы, и россияне подтянули качество, улучшили свойства шин, расширили модельный ряд. Делать выводы о «ходимости» этих шин пока рано, так как они только недавно появились в продаже, но в целом положительные тенденции радуют. Те же Cordiant, Amtel начали делать шины, более подходящие для наших условий. Да, они чуть хуже по комфорту, более шумные, но с учетом того, что значительную часть зимы нам приходится ездить по снегу и соляной каше, их «грубоватость» больше плюс, чем минус. В любом случае для наших широт это предпочтительнее, чем какая-нибудь «еврозима». Кто побогаче, может себе позволить финские бренды, но таких единицы. В основном люди берут то, что не бьет по карману, а новое есть новое.

Не гоняйтесь за дешевизной

Услуги шиномонтажей из года в год по понятным причинам только дорожают. К примеру, в Минске средняя стоимость «переобувки» одного колеса - 100 тысяч рублей. Есть хитрые мастерские, завлекающие клиентов более низкими ценами, но при этом, как выясняется, в убыток себе никто не работает.

- Каждый строит бизнес по-своему, - рассказывает Александр, владелец сети шиномонтажных мастерских «Мега-альянс». – Каждая мастерская имеет свой уровень и свою цену. Кто-то оказывает весь спектр услуг, платит налоги, нанимает работников официально, покупает хорошее оборудование и материалы – отсюда и стоимость. А некоторые работают по принципу «снял  - поставил»: покупают китайский станок, возможно, даже «бэушный», который не проходил поверку уже года три, имеет относительную точность. У нас на районе к сезону открылись два новых шиномонтажа. Таких станков, на которых они работают, я не видел никогда. А ведь половина клиентов даже не заходит внутрь мастерской, а если и заходит, то ничего не понимает в оборудовании...

Получается, что пока одни работают на собственную репутацию, другим просто важно «хапнуть» денег. С этой целью набирают людей «с улицы», чтобы увеличить поток. Хороший шиномонтажник, которому можно без страха доверить дело, воспитывается два года, а не так, что в прошлом году он две недели где-то подрабатывал во время ажиотажа и теперь снова просится на сезонную работу. Мне, например, такие работники не нужны, потому что у меня около 70 процентов постоянных клиентов. А другие не задумываются, главное – деньги здесь и сейчас. Приедет человек с претензией – так это у вас диски кривые, что вы хотите?

Клиенты же часто ошибочно думают, что процедура перебортировки колес проста и что у всех все одинаково, поэтому стараются найти где подешевле.

Еще один маркетинговый ход для привлечения клиентов – акционные скидки. Иногда некоторые мастерские заявляют о готовности уступить до половины стоимости услуги. Александр считает, что все это лишь уловка, в основе которой может быть самый банальный обман потребителя.

- Я сам некоторое время не понимал, как такое возможно?! Как люди не разоряются с такими ценами?! А потом от клиентов слышал, что стоимость по итогу выходит та же.

Обычно как происходит? Человек приезжает, спрашивает: сколько стоит «переобуть» машину? Ему говорят: 50 тысяч колесо. Круто, особенно, когда у всех по 100. Автомобиль «переобувают», но по итогу выставляют те же 400 тысяч. Клиент спрашивает: как так?! Объясняют: за «переобувку» 200 тысяч плюс 100 за грузы, 10 тысяч колпачки и по 20 золотники, мы вам все поменяли. Человек недоумевает: что это за грузы по цене 100 тысяч, позолоченные, что ли?! Его подводят к прейскуранту, в который он, естественно, до этого не заглядывал, а там все написано. И вроде формально все правильно и честно.

- Сколько же на самом деле стоят грузы?

- Во-первых, они бывают разные. Набивные мы, например, вообще не считаем, самые дорогие – на клеящейся ленте. Они бывают дорогие (свинцовые) и дешевые (например, стальные). Дешевые облезают и подвергаются коррозии, могут даже испортить диск. Поэтому нормальные мастерские, которые дорожат своими клиентами, используют хорошие материалы. Средняя стоимость одной ленты клеящихся грузов (60 г) – 10 тысяч рублей. На легковой автомобиль нужно в среднем 4 ленты, на внедорожник – до 6, вот и считайте.

Обычно нормальные мастерские не вдаются в подсчет мелочей и выставляют стоимость за услугу от начала до конца, в расчет которой включено все-все-все. Но некоторые для привлечения клиентов кое-что не учитывают, чтобы стоимость была привлекательнее. По итогу получается, что то на то и выходит, но об этом клиент, как правило, узнает постфактум. Я считаю, что это нечестно.

На периферии цены на шиномонтажах ниже, чем в столице и областных центрах. В той же Узде «переобувка» автомобиля обойдется около 250-270 тысяч рублей в зависимости от радиуса колесного диска, его состояния, дополнительных работ.

- Раньше люди старались на всем сэкономить. Сделать это можно было, например, сняв колеса самостоятельно, - рассказывает Виктор. - Сейчас уже почти никто этим не занимается, так как экономия на копейках. Клиент хочет загнать машину и забрать ее уже готовой. Иногда, правда, если людей много, мы сами просим владельцев снять колеса, чтобы ускорить процесс.

По словам Виктора, зато в последние годы становится больше тех, кто предпочитает иметь комплект сезонной резины на дисках.

- Если люди покупают автомобиль на 2-3 года, то часто берут и дополнительные диски. В любом случае, если машину придется продавать, минимум 80 процентов стоимости дисков всегда можно вернуть, продав их отдельно. К тому же два раза в год экономишь на перебортировке, но не нужно забывать, что перед каждым сезоном колеса нужно балансировать, подкачивать и делать это раз в 20 тысяч километров.

К тому же для многих определяющим фактором является разрушение литых дисков вследствие воздействия на них соли и дорожных реагентов. Поэтому на зиму рациональные автовладельцы стараются ставить недорогие железные диски, для которых и деформация не так критична, как для литья, и ремонт сравнительно недорог. Ну и не нужно каждый год «рвать» резину. Шина, конечно, рассчитана на перебортировку, но она подвергается растяжению, что рано или поздно сказывается. Даже у меня, несмотря на наличие своей мастерской, для всех трех машин, включая служебные, имеется резина на дисках.

Закон – пока слабая мотивация

Среди «переобувающихся» в эти дни испугавшихся указа президента немного. Однако прошедшая в СМИ информация работает.

- Народ в курсе, обсуждает это дело, - говорит Виктор. - Когда люди приезжают поменять резину только на ведущей оси, мы разъясняем, что это будет считаться нарушением. Другое дело, что не у всех хватает денег поменять все колеса разом, некоторые меняют пару в одном месяце, вторую - в другом. Но в последние годы автолюбители становятся более ответственными. Как правило, того, кого уже поездил хотя бы сезон на зимней резине, не нужно уговаривать. Чаще «балуется» молодежь, которая купила машину за 500-800 долларов.

По новым требованиям есть вопросы. Зимней будет считаться вся резина с маркировкой M+S, а это не только "зима", но и так называемая "всесезонка". Есть оговорка про остаток протектора в 4 мм, но кто и где будет его мерить, будут ли это делать вообще?! И еще один момент – это шипованная резина. С ней не пускают на многие станции техосмотра. В последний раз мне так и не смогли внятно объяснить почему. ПДД не запрещают использование шипованной резины, но чтобы пройти техосмотр, нужно либо «переобуваться», либо проходить ТО раньше, а то и вовсе ездить без него, пока не потеплеет. Бред!

Мотивирующим фактором для установки нормальной резины в нормальном состоянии должно стать то, что изменившееся законодательство с радостью возьмут на вооружение страховые компании.

- Я сам не раз был свидетелем историй, когда страховая отказывала в выплате по причине несоответствия резины, - рассказывает Александр. - Ведь ее задача - уменьшить выплаты, а тут такое веское обоснование. Грех не воспользоваться! Поэтому, я думаю, этой зимой остаток протектора будут мерить с особой тщательностью.

Вместо заключения

И все-таки в этом году перевоспитать всех, кто так или иначе увиливал от замены резины, не получится. Реальные основания для наказания таковых появятся только в январе, а к этому времени половина зимы уже будет за плечами. Тем не менее движение организовано в правильном направлении – во всяком случае в ноябре прошлого года, обсуждая вопрос законодательного обоснования смены шин, в этом мнении сошлось большинство наших читателей.

Кстати, на этой неделе мы проводим опрос на тему замены резины. Если вам есть что сказать, оставьте свой голос.

Елена ШЕМЕТ
Фото автора
ABW.BY

 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!