В Гомельской области, чтобы смягчить финансовый удар по казне хозяйств, решились на прецедент: за конфискованную по суду машину теперь расплачиваются и водитель, и управленцы, выпустившие его на маршрут, пишет "СБ. Беларусь сегодня". Как отмечает издание, с одной стороны, если на маршрут выехал водитель-"бесправник" - это управленческая проблема предприятия. Значит, с дисциплиной здесь беда и все справедливо. Но с другой - нельзя полностью исключить человеческий фактор, а потому в итоге по максимуму теряет как раз предприятие и коллектив, которому после увольнения горе-тракториста надо по-прежнему на чем-то работать и зарабатывать.

Адрес последних событий - сельхозпредприятие «Вознесенск» Чечерского района. Именно отсюда на тракторе «Беларус» по рабочим вопросам вырулил местный тракторист Виктор Е. В пути его остановили сотрудники ГАИ. На том же тракторе и не так давно этого механизатора уже останавливали. Был под градусом, поэтому лишился водительских "прав". Вновь садиться за руль не мог по определению, но сел. Причем, когда разобрались в деталях, сделал это с ведома начальства.

Заместитель прокурора Чечерского района Алеся Зубарева объясняет: "О том, что Е. лишен водительского удостоверения, знали директор предприятия, главный инженер и бригадир. Однако к работе допустили. Поэтому после конфискации трактора прокуратурой был заявлен иск в интересах хозяйства о взыскании суммы ущерба не только с водителя-виновника, но также с руководителя и двух специалистов. К слову, цена вопроса - 220 миллионов рублей. Недавно суд вынес решение. Пользуясь законным правом, сумму уменьшил до 142,2 миллиона, разделив ее между «участниками» процесса. Трактористу как главному лицу определили к возврату 100 миллионов рублей. Директору - 10 процентов суммы ущерба, или 20 миллионов. Главному инженеру - 10 миллионов рублей, а бригадиру, молодому специалисту, - 12 миллионов".

Это ведь был один из самых крепких тракторов. Ему всего пять лет... Прежний руководитель в хозяйстве уже не работает. Тракторист тоже. Новый руководитель тем временем спешит убедить в том, что теперь все по-другому. Уследить за каждым, разумеется, непросто. Однако с ГАИ уже наладили обмен информацией. Регулярно запрашивают данные о том, кто из работников лишился водительских "прав" за пьяную езду. Ведь как обычно бывает: попался нетрезвый механизатор на своем личном автомобиле, удостоверение забрали, а "права" тракториста остались у него на руках. На работе он их потом и предъявляет.

По словам старшего прокурора отдела областной прокуратуры Виктории Сергеенко, конфискация уже коснулась аграриев Калинковичского, Речицкого, Лельчицкого, Жлобинского, Буда-Кошелевского районов. В последнем, к слову, сразу два хозяйства - «Пенчин» и «Николаевка» - лишились рабочих тракторов. Здесь же столкнулись с еще одной задачкой-головоломкой. В ОАО «Эксбаза «Пенчин» под конфискацию попал «Беларус», купленный несколько лет назад хозяйством в лизинг. К моменту, когда тракторист в обеденный час решил проехать на нем, приняв на грудь литр пива, предприятие выплатило только 16 миллионов рублей стоимости машины, погашение остальных примерно 170 миллионов еще предстояло. И что в итоге? Трактора нет, лизинг гасить нужно.

В чем сложность момента, рассказывает помощник прокурора Буда-Кошелевского района Вячеслав Болотин: "Мы обратились в суд с иском о взыскании ущерба с водителя. Однако в качестве суммы, подлежащей возврату, смогли заявить только 16 миллионов рублей, которые хозяйство уже выплатило. Поскольку именно эта сумма является реальным ущербом. Тогда как предстоящие платежи, которые еще не внесены, к таковому отнести нельзя. Сейчас есть два варианта. Хозяйство может разовым платежом перечислить всю сумму стоимости трактора и заявить новый иск. Или делать это ежемесячно после внесения каждого очередного платежа по лизингу. Но и то и другое несколько проблематично".

ABW.BY