«Зима еще толком не началась, снега почти не было, но мы уже сейчас столкнулись с проблемой, не характерной для прошлых зим: дороги обрабатывают чем-то таким, что очень загрязняет машины, - пишет один из читателей. - Состояние многих автомобилей ужасное - не видно номерных знаков, цвета автомобиля, а порой и марки. Многие знакомые тоже обратили внимание на то, что раньше столько грязи не было. Машины чумазые, как в Москве. Может, это как-то связано с обещанным использованием реагентов из отходов сахарной промышленности? Буду благодарен, если рассмотрите эту тему. Думаю, всем будет интересно».

Тема, конечно, всем интересна. Никто не хочет «московского» эффекта на наших дорогах, который не только портит внешний вид автомобиля и обесцвечивает номерные знаки, но и существенно влияет на коррозию кузова. Кстати, совсем недавно московский мэр Сергей Собянин позволил себе эмоциональное замечание насчет местных дорог, сказав, что даже лично его уже «достали» реагенты, которыми обрабатывают улицы. По его словам, именно из-за них автомобили становятся грязными, ухудшается экология, из бюджета уходят большие деньги, но вслед за этим заметил, что отказ от использования химикатов может привести к «страшному коллапсу».

Дорожные реагенты – это действительно палка о двух концах: и без них плохо, и с ними нехорошо. Опыт развитых стран подсказывает, что оптимальные решения существуют, но всех их объединяет одно существенное но - стоимость. В Беларуси, как и в России, никто не станет посыпать дороги гранитной крошкой, а потом собирать ее для повторного использования, потому что это слишком дорого. То же самое и с использованием каких-то более экологичных и щадящих прогрессивных средств для обработки проезжей части. Потому что задачи совершенно иные.

Для Беларуси традиционным было использование песчано-соляных смесей для обработки дорог. На дефицит песка нам грех жаловаться, а «Беларуськалий» способен удовлетворить спрос в технической соли в любых количествах. Но этот «коктейль» имеет ряд недостатков: от эффекта усиления коррозии до низкой эффективности в некоторых условиях. Поэтому сравнительно недавно белорусские ученые предложили новый реагент на основе мелассы, которая является отходом при переработке сахарной свеклы. Его начали использовать в Минске еще прошлой зимой, и сейчас многие автолюбители предполагают, что именно меласса виновата в эффекте налипания грязи на автомобиль. Но пока это только предположения.

В ноябре первый заместитель председателя Мингорисполкома Владимир Кухарев расхваливал противогололедную смесь на основе мелассы и сказал, что она зарекомендовала себя с хорошей стороны, прежде всего тем, что более эффективна по сравнению с привычными смесями и не вызывает коррозию металла: "Мы планируем расширять сферу применения этого реагента. Постепенно он заменит стандартные песчано-соляные смеси, которые приносят определенный вред окружающей среде".

Однако дорожники восторгов Кухарева не разделили, ссылаясь прежде всего на дороговизну экспериментального реагента. По их словам, привычные песчано-соляные смеси в 2-3 раза дешевле, да и «ХИК» (так называется ПГР на основе мелассы) не особо впечатлил их прошлой зимой. В нынешнем году в некоторых количествах он закуплен некоторыми ЖРЭО, однако о массовом использовании для обработки дорог пока речи не идет.

Представители районных служб, занимающихся обслуживанием дорог в Минске, о связи реагентов для обработки дорог с грязью на автомобилях говорят крайне неохотно, ограничиваясь лишь фразами «А что вы хотели, сейчас везде грязно» и «Посыпаем тем же, чем и в прошлом году». А руководитель «Горремавтодора» Денис Глинский и вовсе заинтриговал, сказав перезвонить после того, как начнутся морозы. На прямой вопрос, обрабатываются ли столичные дороги тем же, чем и в прошлом году, он ответил: «Звоните позже. Пока ничем не обрабатываем».

Однако трудно не заметить, что и с автомобилями, и с прилегающей к дорогам территорией что-то происходит. Обочины, «отбойники», разделительные полосы и даже дорожные знаки буквально покрыты черным плотным, будто сажевым налетом.

Причем чем дальше от проезжей части, тем эффект слабее. Очевидно, что источником загрязнения становятся именно дороги.

Пока дорожники утверждают, что по старинке используют песчано-соляные смеси. Однако сошедший снег обнажил обочины и бордюры, но песка на них почему-то не видно. Зато черный налет не смывается дождем, а омывающая жидкость уходит буквально литрами, что также не добавляет хорошего экологии.

Минский комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды пока тревогу не бьет, хотя и не отрицает пагубного воздействия противогололедных реагентов на придорожную растительность, а высокую загрязненность связывает с увеличением количества транспорта.

«В последние годы отмечается рост загрязнения в связи с увеличением интенсивности движения автотранспорта и объемов применения противогололедных реагентов, приводящих к засолению территории и повреждению растительности, - говорится в письме, которым нам ответили на запрос о возможной связи между грязными автомобилями и дорожными реагентами. - Использование противогололедных материалов обуславливает засоление прилегающих к дороге территорий и негативно сказывается на состоянии насаждений. Солевое загрязнение приводит к ухудшению жизненного состояния растительности, увеличению количества ослабленных и поврежденных деревьев».

Если ПГР убивают природу, то и автомобили они не щадят. Однако соль на ботинках еще не самое страшное. Гораздо хуже, что реагенты попадают не только на дороги, но и воздух. Уже не первый год в Москве наблюдается сезонное увеличение количества обращений жителей столицы к аллергологам, кроме того, по мнению ветеринаров, зимой отмечается увеличение количества жалоб от собаководов, чьи питомцы чаще попадают в ветлечебницы с химическими ожогами лап и другими проблемами, вызванными использованием реагентов. Пока в крупных городах Беларуси об этом ничего не слышно…

Как видим, получить вразумительные пояснения насчет того, чем обрабатываются дороги этой зимой, у нас не получилось. Грязь на машинах дорожники списывают на погодные условия и естественные процессы. Однако мы обещаем вернуться к этому вопросу с наступлением морозов и снегопадов, как и рекомендовал нам руководитель «Горремавтодора».

Средства против обледенения подразделяются на естественные природные (обычный строительный песок, мелкий гранитный щебень, который еще называют гранитной крошкой) и искусственные (противогололедные реагенты, полученные химическим путем в лабораторных условиях, - хлорид кальция, хлорид натрия, хлорид магния и др.). По форме реагенты бывают твердые и жидкие. В Беларуси, по словам дорожников, используются соли (Галид А и Галид Б), а также песчано-соляные смеси в разных соотношениях.

Если мы увидим, что дороги обрабатываются жидкими реагентами, то можно предположить, что дорожники недостаточно откровенны. Вопрос в том, что именно они применяют?

соли (Галид А и Галид Б), а также соляно-песчаные смеси в разных соотношениях.
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/minsk/article/v-minske-dorogi-ne-budut-posypat-sakharom.html
в качестве противогололедных смесей используют соли (Галид А и Галид Б), а также соляно-песчаные смеси в разных соотношениях.
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/minsk/article/v-minske-dorogi-ne-budut-posypat-sakharom.htmlЕсли мы увидим, что дороги обрабатываются жидкими реагентами, то можно предположить, что дорожники недостаточно откровенны. Вопрос в том, что именно они применяют?

Справка

Зимой 2001-2002 гг. власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию экологически благополучных ПГР. Стали применяться твердые "Биомаг" и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), а также жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и "Нордекс". Эти препараты были признаны экологически безопасными и достаточно эффективными антиобледенителями. Однако эти реагенты обнаружили свойство создавать масляную пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз. 

Начиная с зимы 2005-2006 гг. московские власти отказались от применения хлористого магния ("Биомаг") из-за тенденций к накоплению аниона магния в почвах и природных водах, а в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части стали использовать жидкий реагент – 28%-ый раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ). 

По сравнению с технической солью ХКМ обладает несколькими существенными преимуществами: нормы расхода хлористого кальция в среднем на 30-40% ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до -35°С) и помимо своих физических характеристик улучшает состояние почвы, так как кальций замещает натрий, накопившийся за время использования технической соли. Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента – 3 часа. Это приводит к тому, что дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. К тому же выяснилось, что после обработки дорожной наледи жидким ХКМ коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30% даже по сравнению с мокрым асфальтом. Когда применяли техническую соль, влага испарялась, дороги оставались сухими - ХКМ, напротив, притягивает влагу.

Также, по мнению экспертов, хлористый кальций вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей. Как и соль, ХКМ агрессивен по отношению к обуви из натуральных материалов.

В некоторых районах Москвы два года назад в качестве эксперимента начали использовать новые виды реагентов: жидкий ЭСБГ и твердый – "Биодор". Жидкий реагент ЭСБГ изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а "Биодор" – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие.

Что касается гранитной крошки, то она хоть и не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством, но в то же время некоторые эксперты отмечают, что крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.

Между тем, буквально на днях в Госдуме РФ предложили ввести мораторий на использование дорожных реагентов. По мнению одного из депутатов, использование химических противогололедных реагентов в городах приносит больше вреда, чем пользы. Какими иными способами депутат собирается бороться со льдом на дорогах, к сожалению, не сообщается.

Елена ШЕМЕТ
ABW.BY